Очередное недавнее совещание (на этот раз — в Севастополе) оборонщиков и торговцев оружием Украины и России могло бы показаться еще более братским форумом, чем предыдущие, если бы не один плохо укладывающийся в относительно стройную систему взаимоотношений факт. А именно, к середине 2004 г. стал заметен очевидный перекос в выборе оборонных проектов. Многие из этих проектов уже успели перейти в практическую фазу. А многие так и не сдвинулись с места…
Сегодня более 700 предприятий Украины и России задействованы в кооперационных схемах взаимных поставок оборонной продукции. Через украинско-российскую границу проходит более 13 тыс. различных наименований комплектующих и узлов. Что, безусловно, является серьезным успехом для оборонных комплексов двух стран. И все же повод для недовольства ситуацией есть.
Условно все обсуждаемые вопросы можно разделить на три группы: те, что важны для обороноспособности Украины; те, в решении которых крайне заинтересована российская сторона; и, наконец, область общих интересов, где обе стороны могли бы подзаработать.
Примечательно, но российские интересы продвигаются наиболее успешно. Россия сумела решить чувствительный вопрос использования уникального полигона «Нитка» для отработки действий летчиков морской авиации, которая базируется на авианосцах. Весьма неплохо реализовываются российские интересы и в ракетно-космической сфере. Спору нет, это выгодные заказы для ряда украинских предприятий. Если не принимать во внимание пробуксовку встречных украинских проектов.
Область совместных интересов пополнилась началом реализации проекта модернизации и поставок для третьих стран комплекса ПВО С-125. Доведенный совместными усилиями до уровня практически нового комплекса «Печора-2М» (после смены 70% всего комплекса он фактически становится новым оружием), он должен поставляться третьим государствам. Еще одной областью совместных интересов может стать коммерциализация технологий. На развитии этого направления настаивают представители ФГУП «Рособоронэкспорт», которые видят в этом и практический финансовый интерес, и возможность решить некоторые актуальные для РФ оборонные задачи за счет экономии на совместных НИОКР.
Наиболее проблематично продвигаются проекты, которые необходимы Украине и напрямую связаны с ее обороноспособностью. Например, переговоры по модернизации истребителей МиГ- 29 снова зашли в тупик. Решением, очевидно, станет совместный с российской стороной НИОКР, понятно, за украинские деньги. Передавать лицензию на модернизацию РФ не имеет желания.
В случае, если украинские ВВС и РСК «МиГ» не сойдутся в цене относительно модернизации парка самолетов МиГ-29, которые находятся на вооружении украинской армии, Украина будет проводить модернизацию машин самостоятельно, заявил за несколько дней до встречи в Севастополе главком украинских ВВС Ярослав Скалько. По всей видимости, это будет не слишком дорогостоящая модернизация, в которой примут участие преимущественно украинские заводы.
Сложно сдвинуть с места и модернизацию средств ПВО. Российская сторона и тут предлагает провести дополнительные НИОКРы относительно модернизации СРС С-300 и комплексов среднего действия «Бук», которые потянут и деньги, и время. Нет согласия и в модернизации парка украинских вертолетов Ми-24. В такой ситуации некоторые эксперты склоняются к обращению к французам. Тем более, что компания SAGEM давно предлагает свои услуги в этом проекте. Наконец, по-прежнему РФ не проявляет интереса к совместным работам в сфере модернизации авиационных ракет «воздух-воздух», в чем больше заинтересована украинская сторона.
Пока официальный Киев снова в поиске оптимальной внешнеполитической стратегии, Москва уже давно реализовывает конкретные проекты по усилению влияния на соседнее государство. И если влияние Запада в течение последних лет все больше ограничивается политическими рычагами, то «братья-славяне» давно действуют несколько иными, и, как видно, более эффективными методами. Результат более чем трехлетней работы кремлевских политиков очевиден: кроме ключевого энергетического рычага влияния на Украину Россия обзавелась еще одним: военно- промышленным.
Российский интерес к сближению в оружейно-промышленной отрасли растет в противовес западному. Начало ему положил ни кто иной, как Владимир Путин, который уже во время первого визита в Украину в качестве президента РФ в 2000 г. подчеркнул необходимость развития военно-технического сотрудничества между Россией и Украиной. Уже тогда некоторые наблюдатели усматривали в таком сближении поиск новых плоскостей, где безусловно выгодное Украине сотрудничество при условии его одностороннего развития лишит соседа возможности балансировать между Западом и Востоком. Год 2004-й свидетельствует, что многое в этом деле удается.
Например, некоторые наблюдатели всерьез считают, что одной из задач «Тузлинской проблемы» была наглядная демонстрация того, что рассчитывать на помощь Запада в экстремальных ситуациях не стоит. Следующей задачей стала привязка оборонно-силовой сферы. Логика в том, что если Украина не может рассчитывать на защиту Запада, то она вполне может сделать это в союзе с Россией. Для этого российские разработчики будут готовы оказать помощь в латании оборонных брешей. Ведь пока основные системы вооружений украинской армии будут российского производства, будет сохраняться и расти зависимость от России. А вовлечение в новые проекты окажется не только отвлечением ресурсов и возможность России фактически управлять такими проектами. О развитии такой тенденции ярко свидетельствует судьба самолета Ан-70, брошенного Россией и вряд ли подъемного для Украины в одиночку.
Но и это еще не все. Неожиданный рост терроризма российские власти весьма искусно используют для создания новых рычагов влияния на соседей. И на Украину в том числе. Именно в этом контексте можно рассматривать желание российской стороны затянуть украинских коллег в силовые структуры Содружества. А в результате участия Украины в новых надгосударственных антитеррористических структурах она не только увеличит уровень угроз, но будет вынуждена разрешить российским спецслужбам и спецподразделениям действовать на ее собственной территории.
В среде силовиков и оборонщиков, как это ни странно, все больше закрепляется мнение о том, что вопросы оборонной сферы и выхода на оружейные рынки надо решать преимущественно вместе с Россией. Запад, мол, все равно в свой клуб не примет...