В конце прошлой недели государственная комиссия по вопросам реформирования Вооруженных сил Украины, других воинских формирований и оборонно-промышленного комплекса, возглавляемая премьер-министром Юрием Ехануровым, заявила о намерении завершить разработку концепции развития военной организации государства до конца 2006 года. Комиссия представит на рассмотрение Президенту Украины соответствующий проект указа. Тем не менее, в кругах украинской «оборонки» распространено мнение об отсутствии в Украине государственной политики в отношении военно-промышленного комплекса (ВПК). Это ставит перед предприятиями отрасли вопрос о «вынужденной» приватизации. Хорошо это для страны или же несет за собой какую-то угрозу в условиях, когда в мире происходит реформирование сектора безопасности, исходя из факторов глобализации? Не останется ли страна без собственной «оборонки»?
Владимир ЧМИЛЬ, председатель правления ОАО «НПП «Сатурн»:
— Меня волнует практическая сторона дела. Действующие в настоящее время законы Украины препятствуют развитию военно-промышленного комплекса, особенно в части изделий двойного применения. Подход к ним практически такой же, как и к военной технике. Существует жесткое регламентирование поставок. Оформление в Государственной службе экспортного контроля Украины разрешения на поставку занимает три-четыре месяца. Контроль параметров инновационных разработок, как правило, по требованию заказчика, должен проводиться в стране заказчика, но временный их вывоз для этих целей запрещен Таможенным кодексом. Чтобы поставить сложные инновационные изделия, необходимы приборы для тестирования и наладки, однако их вывоз также невозможен из-за требований Таможенного кодекса. И подобных примеров можно привести множество. В этих условиях конкурировать с западными фирмами невозможно, а заключать контракты на такой вид продукции может только самоубийца.
Сегодня «Сатурн» — практически единственное в стране предприятие, владеющее арсен-гелиевыми технологиями, доступными лишь восьми странам мира. Если его не станет, то Украина автоматически выпадет из арсен-гелиевого пула стран и никогда не восстановит утраченного, потому что взять необходимые для этого — 7 млрд. просто неоткуда.
Валерий МУНТИЯН, профессор Национальной академии государственного управления при Президенте Украины:
— Сегодняшнюю политику в отношении оборонно-промышленного комплекса я считаю неэффективной. Она четко не сформулирована и, более того, по сути отсутствует. Есть какие-то отдельные элементы, но нет комплексного, системного подхода. Отсутствует инструментарий реализации этой политики в виде концепции развития оборонно-промышленного комплекса — чтобы было видно поставленные цели, задачи, логику развития, этапы, источники, за счет которых можно достигать этих целей, базирующихся на современных научных разработках и являющихся реальными. Также отсутствуют программы — общенациональная и региональные, — которые учитывали бы все выгоды и риски, в первую очередь, геоэкономические, геополитические и геостратегические. Если всего этого нет, то у нас не может быть целостной картины. Сейчас берется какой-то один элемент и говорится, что это — хорошо. Но мы видим только одну сторону медали, а подводные камни находятся вне поля зрения.
Например, хорошо бы привлечь в ОПК капитал, но какая при этом ставится цель? Нередко это делается для того, чтобы устранить конкурентов: ведь инвестиции — это еще не критерий эффективности. Большие риски заложены также во внедрении технических стандартов. Индустриально развитые страны зная, что они оторвались от нас, по крайней мере, лет на 10 — 15, что технологически Украина не может их догнать, вводят целую систему так называемых технических стандартов. Это ведет к тому, что с рынка устраняется конкурент. Заходят новые инвесторы, которые тянут за собой свои технологии, сервисное обслуживание, менеджмент, а мы становимся уже как бы придатком. При массовой нехватке квалифицированных кадров открывать двери для прихода транснациональных корпораций очень рискованно. Потерять рынки легко, завоевать их снова — во сто крат труднее.
Государством, научными кругами не оценены место и роль оборонно-промышленного комплекса в Украине и возможности его использования при создании инновационно-инвестиционной модели экономического развития. Было время, когда Украина располагала ВПК, который входил в десятку крупнейших в мире. В нем были задействованы 2,7 миллиона высококвалифицированных специалистов. В одной только радиоэлектронике работали 255 тысяч человек. У этих предприятий был замкнутый цикл производства. На военно-промышленный комплекс расходовалось, конечно, многовато — 27% ВВП. В результате Украина унаследовала гипертрофированную экономику. Но были и положительные моменты: внедрялись самые передовые технологии, были высокообразованные трудовые ресурсы, имелись вполне конкурентоспособные производственные мощности. Кроме того, находившиеся в производстве системы вооружения были запрограммированы на перспективу, они имели потенциал для модернизации, совершенствования и адаптации к условиям современного боя.
Нужно, наконец, разобраться с существующим положением в ОПК. Прежде всего — определиться с ядром, то есть с теми предприятиями, объединениями и конструкторскими бюро, ситуация в которых является критической. Ведь они занимаются не только технологиями оборонного характера, но и двойного применения, позволяющими создавать конкурентоспособную продукцию в народно-хозяйственном комплексе. Вторая группа предприятий находится «на стыке» — здесь можно использовать кооперацию, взаимозаменяемость и другие формы. И, наконец, третий блок — его легче передать в народно-хозяйственный комплекс и провести конверсию. Если же вкладывать средства в выпуск какой-то продукции оборонного назначения невыгодно, то следует закупать ее в тех странах, которые на ней специализируются. В любом случае, необходим системный подход с привлечением теоретиков и практиков в области ОПК, с изучением имеющегося опыта и его адаптацией к нашим политическим реалиям. Мы должны провести полную инвентаризацию оборонно-промышленного комплекса и дать ему оценку. Необходимо изучить мировые рынки, посмотреть, где мы можем быть конкурентоспособными и что делается для того, чтобы наша продукция не уступала лучшим зарубежным образцам.
Резюме: я считаю, что оборонно-промышленный комплекс при наличии эффективной политики государства, которое должно повернуться к нему лицом, еще может стать базой для создания модели инновационного развития Украины.
Николай СУНГУРОВСКИЙ, директор военных программ Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова:
— В условиях отсутствия стратегии экономического развития страны закономерно и отсутствие государственной политики в отношении ВПК. Это взаимосвязанные вещи. Если бы в Украине была разработана стратегия экономического развития, было бы понятно, какие секторы промышленности должны развиваться, к чему следует пристраивать ВПК, кто будет участвовать в этом процессе, кто будет смежником и подрядчиком, какие проекты будут осуществляться и т.д. К сожалению, ничего этого нет. И хотя разработаны и концепция, и программа (кстати, очень слабая) развития ВПК, но эти документы не реализуются из-за отсутствия общей стратегии. А без этого, что бы ни делалось, это будет полумера.
Во всех программах первым пунктом идет проведение инвентаризации существующего потенциала ВПК — это пишется из года в год. Но естественным видится и следующий шаг: на основании инвентаризации построить стратегию дальнейших действий — с чем мы можем идти на мировые рынки, а чем, наоборот, можно пожертвовать, какие задачи нужно решать в приоритетном порядке. Оставшегося потенциала отечественному ВПК едва хватает на «поддержание штанов» и продолжение нашего присутствия на существующих низкотехнологичных рынках. А «прорывные» технологии если и есть, то в каких-то очень узких и ограниченных секторах. Между тем время идет, и с каждым днем мы теряем все больше возможностей закрепиться на новых внешних рынках.