Энергоэффективность, точнее, ее низкий уровень, давно и справедливо считается бичом украинской экономики. Цена на энергоносители повышается во всем мире. Между тем в Украине уголь нерационально используется на устаревшем оборудовании металлургических заводов, газ — в химической промышленности, тот же газ, кроме того, в огромных (по мировым меркам) количествах просто теряется при транспортировке через изношенную систему газопроводов. Вместе со всем этим, нельзя сбрасывать со счетов и банальный перерасход топлива и энергии на отоплении и освещении. В первую очередь — в государственном секторе.
Соответствующие цифры говорят сами за себя. Если в Европе здания госучреждений потребляют 50—80 киловатт-часов на квадратный метр площади, то в Украине этот показатель составляет 130—150 киловатт-часов. Только в 2011 году государственный бюджет потратил на эти потребности 15,8 млрд грн.
Среди известных причин — и та же изношенность зданий и энергокоммуникаций, и халатность чиновничества, от которого зависит «улучшение» ситуации. В то же время в уже упомянутой Европе существуют готовые рецепты, следование которым позволяет, по крайней мере, заметно снизить неоправданные перерасходы. Более того, некоторые решения уже не первый год пытаются перенести на украинскую почву. Так, практику создания энергосервисных компаний, ЭСКО, в Украине пытаются привить с конца девяностых годов. К сожалению, пока нельзя сказать, чтобы подобные новшества (как и многие другие) вызывали энтузиазм все тех же чиновников.
ЭСКО предлагают клиентам, то есть владельцам помещений и зданий, комплекс как чисто технических, так и организационных мер, которые позволяют сэкономить на энергоносителях (см. справку). Это — их профессиональная деятельность, которая включает и предыдущую стадию, то есть старательное исследование и (нередко) последующее обслуживание внедренной системы. Часть сэкономленных средств компания получает как оплату труда, поэтому существует объективная заинтересованность в качественной работе (конкретные финансовые параметры обсуждаются в соответствующем контракте).
Сторонники широкого внедрения ЭСКО утверждают, что таким образом лишь в госучреждениях можно снизить потребление природного газа вдвое, а в целом экономить для бюджета до 3 млрд грн в год. Кроме того, технические переделки должны продлить на 15—20 лет срок так называемой экономической жизни зданий. На пути, впрочем, стоит несовершенная нормативная база.
То есть, с одной стороны, она вроде бы есть. По крайней мере, Украина давно уже ратифицировала ряд документов Европейского энергетического сообщества, которые, среди прочего, дают зеленый свет и концепции ЭСКО. Но на практике это требует изменений в ряде отечественных законов. Среди них эксперты называют не только профильный Закон «Об энергосбережении» (куда предусмотренные европейскими протоколами правила должны были бы быть включены уже давно). В изменениях нуждаются также Бюджетный кодекс — чтобы госучреждения смогли заключать договора с ЭСКО, и Закон о государственных закупках — чтобы клиенты выбирали себе энергосервисную компанию на тендере. К сожалению, любые изменения любого из этих двух нормативных актов в Украине традиционно вызывают целые подковерные бои между лоббистами, всегда готовыми вернуть те же тендерные процедуры в собственную пользу.
В принципе, из-за этого к вопросу реальных реформ руки законодателей обычно просто не доходят. Главный «недостаток» ЭСКО в глазах коррупционера, например, заключается в том, что с их помощью не слишком поживишься из государственного бюджета (особенно, если тендер таки будет по-настоящему прозрачным). Ведь если тот или иной проект не даст экономии, ЭСКО, согласно договору, обычно просто не получает денег. И наконец, разорится. В то же время понятно, что этот «недостаток» — большое и принципиальное преимущество для госбюджета, а следовательно, в конце концов, для общества.
Рабочей группой по реформированию ЖКХ Минрегиона при участии народных депутатов, экспертов проектов международной технической помощи, общественности и бизнеса подготовлен пакет законопроектов, которые позволяют внедрить ЭКСО. Разработчики уточняют, что любые финансовые обязательства госучреждений в отношении ЭСКО (когда эта деятельность наконец станет распространенной) можно будет реализовать исключительно за счет средств, которые выделяются на закупку энергоресурсов. Опять-таки, выгода для государства очевидна — а вот любителям «нецелевого использования средств», за которым нередко скрывается банальное разворовывание, эта норма не понравится.
Вместе с тем предлагают изменить критерии отбора ЭСКО на тендере. По всем действующим правилам на всех тендерах госучреждение должно выбирать услуги той компании, которая предлагает эти услуги наиболее дешево. В самых разнообразных сферах из-за такого количественного подхода страдает качество услуг. Следовательно, относительно ЭСКО предлагается другой подход — показатель эффективности. То есть, чем большую экономию даст определенный проект, тем выше должны быть его шансы.
Для чего это — понятно: как уже сказано, большая экономия даст большую прибыль энергосервисной компании. Однако оппоненты нововведений апеллируют к тому, что госбюджет, мол, слишком бедный, чтобы дорого покупать даже качественные услуги.
Поэтому следует иметь в виду, что, во-первых, из-за низкой энергоэффективности бедный госбюджет страдает значительно больше. А, во-вторых, прибыли, которые может получить ЭСКО, все равно составляют лишь часть тех средств, которые экономятся на энергосбережении. Поэтому в выигрыше остаются обе стороны.
ЭСКО является международно признанным механизмом внедрения энергоэффективных проектов. Только в США рынок ЭСКО услуг составляет больше 2 млрд долларов США ежегодно. К сожалению, этот механизм еще не получил широкого распространения в Украине из-за законодательных барьеров. Внесение изменений в законодательство сделает возможным привлекать средства частных инвесторов через механизм ЭСКО и экономить бюджетные средства и средства жителей (минимум 3 млрд грн в год).
СПРАВКА «Дня»
EnergyServiceCompany, EnergySavingCompany (ESCO) — компания, которая разрабатывает и предоставляет услуги по комплексному введению технических и управленческих решений для экономии энергии, которая расходуется на отопление/освещение любых типов помещений, от жилых до промышленных. Концепция возникла во Франции в начале прошлого века, когда подобные компании начали объединять сети отопления многоквартирных домов, что дало экономический эффект. Широкое развитие это получило в США, где действует соответствующая государственная программа по стимулированию деятельности ESCO. В то же время сегодня этот подход широко внедряется Европейским Союзом. Обычно ESCO заключает контракт с собственником здания (зданий), получая часть средств, которые экономятся благодаря проведенным изменениям. Срок возвращения вложенных средств составляет 5 — 20 лет.