12 ноября 2020 года во ВРУ был зарегистрирован проект закона Украины «О платежных услугах» № 4364.
Данный документ приветствуется бизнесом, поскольку теперь функционирование платежных систем регулируется ЗУ «О платежных системах и переводе средств в Украине» 2001 года (с последними существенными правками, внесенными в 2012 году).
В то же время, как подчеркивают в ЕБА, за 8 лет рынок платежных услуг испытал значительные технические инновации, что сопровождалось появлением новых видов услуг на рынке. Поэтому значительная часть таких инновационных платежных услуг полностью или в значительной степени находятся за рамками регуляции Законом.
Так, на сегодня законодательством урегулирован лишь один вид платежных услуг — финансовая услуга по переводу средств, что означает движение определенной суммы средств с целью ее зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной форме.
Данный законопроект предлагает ввести 9 видов платежных услуг, 7 из которых являются финансовыми платежными услугами, а две — нефинансовыми, что становятся распространенными в государствах ЕС и нуждаются в отдельной регуляции, а именно:
1. услуги по зачислению наличных средств на счета пользователей, а также все услуги, которые касаются открытия, обслуживания и закрытия счетов (кроме электронных кошельков);
2. услуги по снятию наличных средств со счетов пользователей, а также все услуги, которые касаются открытия, обслуживания и закрытия счетов (кроме электронных кошельков);
3. услуги по выполнению платежных операций с собственными средствами пользователя со счета/на счет пользователя (кроме платежных операций с электронными деньгами), в том числе, выполнение кредитового и дебетного перевода, и тому подобное.
4. услуги по выполнению платежных операций со счета/на счет пользователя (кроме платежных операций с электронными деньгами) при условии, что средства для выполнения платежной операции предоставляются пользователю предоставителем платежных услуг на условиях кредита, в том числе, выполнение кредитового и дебетного перевода, и тому подобное.
5. услуги по эмиссии платежных инструментов и/или осуществления эквайринга платежных инструментов;
6. услуги по переводу средств без открытия счета;
7. услуги по выпуску и выполнению платежных операций с электронными деньгами, в том числе открытие и обслуживание электронных кошельков;
8. услуги по инициированию платежной операции;
9. услуги по предоставлению сведений со счетов.
Кроме того, документ направлен на имплементацию положений Второй платежной директивы (PSD2) и Директивы по электронным деньгам (EMD), что предусмотрено Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, заменит устаревший действующий Закон и определит правила предоставления платежных услуг, права предоставителей и пользователей таких услуг, в частности устанавливая требования относительно прозрачности предоставления платежных услуг и информации относительно условий их предоставления, четкое распределение прав и обязанностей пользователей, и тому подобное.
Таким образом, Законопроект направлен на смену подходов к правовой регуляции платежного рынка, расширения круга предоставителей платежных услуг и упорядочивания их деятельности на платежном рынке. Кроме того, на установление правил предоставления платежных услуг в Украине, установление требований к предоставителям платежных услуг, усиление защиты прав потребителей этих услуг, повышения безопасности и эффективности предоставления платежных услуг, содействия инновациям и приведения законодательства Украины в соответствие с законодательством ЕС.
Согласно информации, отмеченной в Объяснительной записке к законопроекту, его принятие даст возможность:
1. адаптировать законодательство Украины к законодательству ЕС и сформировать правовую основу для интеграции платежной системы Украины с платежной системой ЕС;
2. модернизировать платежный рынок Украины и создать почву для его развития, в частности путем:
— внедрение Open banking;
— предоставление права небанковским учреждениям проводить эмиссию платежных карточек, осуществлять выпуск э-денег, открывать и обслуживать платежные счета;
— обеспечение права органам государственной власти предоставлять отдельные виды платежных услуг без лицензии;
— усиление защиты прав пользователей платежных услуг;
— урегулировать порядок предоставления платежных услуг в Украине путем:
— приведения сроков и их определений в соответствие с общеупотребительной международной практикой, в целом, и законодательство ЕС, в частности;
— расширение перечня платежных услуг, которые могут предоставляться в Украине;
— решение вопроса предоставления платежных услуг отдельными субъектами ведения хозяйства, как операторы почтовой связи, операторы телекоммуникационной связи, малые платежные учреждения, предоставление ограниченных платежных услуг юридическими лицами и тому подобное;
Проект закона Украины «О платежных услугах» № 4364 разработан с учетом предложений бизнес-сообщества, вместе с этим, компании-члены Ассоциации считают необходимым внести дополнительные уточнения в отдельные положения Проекта Закона с целью более полного отображения в нем норм европейского законодательства, а также избегания возможности неоднозначного понимания отдельных его положений. Например, предложенная редакция пункта 2 статьи 24 Проекта Закона, по убеждению представителей бизнеса, может пониматься так, что оператор платежной системы, который выполняет функцию технологического оператора, должен проходить регистрацию для включения в Реестр в качестве технологического оператора. Ассоциация предлагает более четко прописать пункт 4 статьи 24, во избежание возможности неоднозначного понимания данного положения.
Так, Европейская Бизнес Ассоциация обратилась к главе ВРУ Дмитрию Разумкову, главе Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данила Гетьманцева, главе подкомитета по вопросам функционирования платежных и информационных систем и предотвращения отмывания доходов, полученных преступным путем Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики — госпожи Ольги Василевской-Смаглюк с призывом принять Проект Закона за основу в первом чтении и с просьбой учесть предоставленные уточняющие предложения и замечания при его подготовке ко второму чтению.