Украину сегодня объединяет не только борьба с врагом, но и такое общественно а также жизненно важное направление работы, как энергоэффективность. Причем на первый план выходит проблема лучшего использования энергоресурсов не только в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве, но и бюджетном секторе.
Глава Госэффективности Сергей Савчук, выступая на Форуме энергоэффективного партнерства, на днях отметил, что в Украине 78 тысяч учреждений, которые финансируются из бюджетных средств, и большинство из них нуждаются в термомодернизации, поскольку их помещения в основном были построены еще в советское время. Поэтому, по его словам, расходы энергоресурсов на отопление домов в 2-3 раза выше, чем в странах Евросоюза. Поэтому он считает, что потенциал энергосбережения в зданиях бюджетных организаций может составлять от 40 до 70 процентов или, в пересчете на потенциальную экономию ресурсов, 700 млн кубометров газа в год.
Так в теории. А как превратить эти цифры в реальность? Похоже, для этого найден механизм. «Решить эту проблему, - отмечает Савчук, - может система энергетического менеджмента, которую внедряют, в частности, чтобы постоянно отслеживать расходы энергетических ресурсов и принимать управленческие решения относительно их эффективного использования».
Он считает, что даже на начальном этапе внедрения энергоменеджмента можно достичь от 5 до 8% экономии энергоресурсов. В целом за счет налаживания энергоэффективной эксплуатации объектов можно сократить энергопотребление на 20%. Такие данные приводятся в одобренном на этой неделе на заседании правительства плане мероприятий по внедрению системы энергоменеджмента в бюджетных учреждениях. Для его реализации в рамках Форума был подписан меморандум о сотрудничестве Агентства по энергоэффективности с облгосадминистрациями и городскими советами. Они, как считает Савчук, должны сделать все необходимое, чтобы энергоменеджмент начал работать по всей стране.
Вице-премьер-министр Геннадий Зубко считает, что 90% успеха внедрения энергоменеджмента зависит от оперативности принятия и качества соответствующих законов, которые в ближайшее время должна принять Верховная Рада. По его словам, это еще один закон об энергоэффективности, закон о жилищно-коммунальных услугах и коммерческой эффективности зданий, о Фонде энергоэффективности и закон о совместной собственности. На следующей пленарной неделе эти ключевые документы будут рассмотрены в парламенте, что позволит внедрять соответствующие технические и финансовые инструменты.
Сегодня субсидии, подчеркнул Зубко, наших потребителей не мотивируют двигаться в направлении энергоэффективности. Поэтому, указывает он, надо дать им (потребителям) возможность экономить эти субсидии, реинвестировать их в энергоэффективность и таким образом реинвестировать огромные средства (52 млрд гривен заложено в бюджет только на этот год) в энергоэффективность жилого сектора.
Зубко также отмечает: «Инвестировать в энергоэффективность должны не только люди, которые имеют стабильные доходы, но и те, кто не может оплатить свои коммунальные услуги». По его мнению, это демотивированная часть населения, которая не привлечена к работе по энергоэффективности, и это мешает владельцам многоквартирных домов принимать решения и по объединению, и по инвестициям в свои же дома и повышать таким образом качество получаемых ими же услуг.
«И поэтому мы настаиваем и работаем над этим вместе со Всемирным банком и другими нашими партнерами над монетизацией субсидий в несколько шагов, - продолжает вице-премьер. - Первый из них - монетизация предприятий, чтобы улучшить их расчеты и забрать монопольное положение «Нафтогаза Украина». Второй шаг - перейти на монетизацию остатков субсидий, что позволит применить сэкономленные средства на мероприятия по энергетике и таким образом выйти на результат, которого ожидаем». (Полагаем, чиновнику по этому вопросу, решение которого ожидают сотни тысяч людей, следовало бы высказываться несколько конкретнее, иначе ему не избежать обвинений в том, что его устами власть просто обманывает граждан).
Вице-премьер приводит также пример успешного энергоменеджмента в киевском доме, который он лично посетил. Там ОСМД инвестировало в установку индивидуального теплового пункта и за один отопительный сезон сэкономило 450 тыс. гривен. Сколько же денег мы ежегодно в таком случае тратим неэффективно, отмечает Зубко. Это та цена, которую нам надо вернуть в карманы граждан и в бюджет страны, уверен он.
Очень важная и ожидаемая часть его речи о Фонде энергоэффективности была несколько более конкретной. Утверждая, что Фонд будет не только финансовым инструментом и будет оказывать поддержку техническим возможностям каждого хозяйства, которое будет работать в направлении энергоэффективности, он отметил, что здесь должна быть такая же прозрачная система, которая была введена при предоставлении «теплых» кредитов. Это практически сеть наших банков, которая будет работать с клиентами, а государство будет работать с банками, чтобы получить лучший результат. При этом он заверил, что государство будет проводить прозрачный конкурс для людей, которые будут привлечены как к технической части Фонда, так и к финансовой части. Зубко пригласил экспертов по энергоэффективности работать вместе.
Один из таких специалистов - менеджер по коммуникациям компании ДТЭК ЭСКО Антон Ковалишин считает, что было бы логично и правильно, если бы Фонд энергоэффективности работал, в частности, с энергосервисными компаниями, которые имеют значительный опыт в реализации таких проектов и могли бы выступать не просто теплоаудиторамы, а провайдерами энергокомплексных решений. С их помощью можно было бы не только финансировать соответствующие проекты, но и принимать проекты комплексной термомодернизации полностью в управление, то есть на свою ответственность - ставить задачи и добиваться их выполнения. А самое главное - обеспечивать возврат инвестиций за счет полученной экономии. Таким образом вложенные средства будут вовремя возвращаться и использоваться в других проектах.