Кабинет министров планирует до конца этого года создать холдинг по управлению стратегическими государственными предприятиями, которые не подлежат приватизации. Как рассказал «Дню» министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, соответствующее постановление его ведомство разработало и передало центральным органам исполнительной власти на согласование. «Все вроде бы соглашаются, что министерства не должны управлять госпредприятиями», — говорит он.
Но самый главный вопрос — кто будет назначать генерального директора холдинга. «Мы предлагаем делать это через номинативный комитет: пять министров с опытом инвестиционных банкиров и пять независимых экспертов (председатель Мирового банка, IFC, ЕБРР и др.)», — объясняет Абромавичус. По его словам, в холдинг войдут до 50 крупных стратегических предприятий. Правда, конкретные названия он не озвучил. «Это будет решаться на обсуждении на уровне коалиции, президента и премьера. Некоторые государственные компании не смогут быть в этом холдинге, потому что есть, в том числе, третий энергетический пакет Евросоюза, который не позволяет некоторым компаниям (энергетическим. — Авт.) управляться из единственного центра: дистрибуция от производства газа должна быть отдельно, магистральные сети — тоже. Эти детали пока в разработке. Возможно, будет две холдинговые компании, или — отраслевые», — говорит министр «Дню».
Над концепцией такого холдинга работают бывший заместитель министра финансов Латвии, команда международных финансовых доноров, аудиторы, а техническую помощь оказывают европейские партнеры. Как запустить эту компанию? Первый шаг предприняли — уже принят закон «О государственной холдинговой управляющей компании». Второй — в процессе (правительственное постановление). Третий шаг — список предприятий и конкурс по назначению руководителя.
В целом инициатива Минэкономразвития интересна, но не нова. Ранее предлагалось создать Агентство по управлению корпоративными правами, но ничем конкретным это не закончилось. Хотя в мире есть успешные примеры деятельности таких компаний. «Сингапур, Казахстан (акционерное общество «Фонд национального благоустройства «Самрук-Казына») и Румыния, которая отдала на аутсорсинг управление этим холдингом американской компании Franklin Templeton», — озвучивает перечень стран Айварас Абромавичус.
Что ж, на бумаге все выглядит обнадеживающе. Но есть маленький нюанс — кому будет подчиняться этот холдинг. Как рассказали «Дню» источники, приближенные к переговорному процессу, на роль руководителя претендует Минэкономразвития, Фонд госимущества и собственно КМУ. «День» уточнил у Абромавичуса, кому должен подчиняться такой холдинг. «Согласно нашему проекту, холдинговая компания должна быть под КМУ», — уточнил он, добавив, что это только предложение, а вопрос — пока еще открыт.
Появление же самого холдинга решает несколько проблем. Самая первая — устраняется система перекосов в управлении предприятиями министерствами. Вторая — параллельно может состояться и реформа Минэкономразвития, которое трансформируется в эту управленческую компанию, что является логическим шагом. Ведь в мире есть министерство финансов, или торговли, но Минэкономики — для большинства стран странно. Третья проблема — государственные активы станут на шаг ближе к корпоратизации. «Все предприятия, которые останутся в государственной собственности, должны быть корпоратизированы, чтобы построить нормальную систему корпоративного правления», — объяснила «Дню» первый заместитель министра экономического развития и торговли Юлия Кузнецова. Например, говорит она, Украина в рамках международных договоренностей уже обязалась преобразовать НАК «Нафтогаз Украины» в акционерное общество, где 100% владельцем акций будет выступать государство, но без права приватизации этих активов.
Кстати, Минэкономразвития уже подготовило и подало в парламент законопроект о корпоратизации государственных компаний. «В следующую среду мы будем защищать его в комитете (по вопросам экономической политики. — Авт.)», — рассказал Абромавичус. По его словам, это позволит создать в госкомпаниях независимые советы директоров, предприятия будут подлежать внешнему аудиту, а оценка деятельности руководства будет зависеть от производственных и финансовых показателей управляемых ими компаний.
Какие могут быть риски создания этого учреждения?
К первому надо отнести подбор кадров. «Всегда есть риск, что в государственных компаниях будут воровать», — говорит «Дню» немецкий экономист Андерс Аслунд. Именно поэтому, по его мнению, надо максимально распродать все госактивы.
Еще один риск — использование прибылей этой компании. Если эта компания будет работать правильно, то появится немало прибылей. Что с ними делать? Есть два варианта: первый — отправить в бюджет и «проесть», второй — создать спецфонд, из которого финансировать проекты по перестройке железнодорожных дорог, автомагистралей, аэропортов и т.п., считает эксперт.
КОММЕНТАРИЙ
Виктор ГАЛАСЮК, председатель комитета ВР по вопросам промполитики и предпринимательства:
— Я не уверен, что это единственное правильное решение в вопросе управления государственными компаниями. Чрезвычайно важно, чтобы Минэкономразвития понимал сущность предприятий, которые ему подчиняются. Я сделал запрос на Минэкономразвития относительно предприятий, которые предлагается исключить из перечня предложенных для приватизации и на свыше 500 из них в министерства нет вообще никаких финансовых показателей. Я уже даже не говорю о понимании их операционных показателей, или стратегии развития.
Поэтому государственный холдинг может быть одним из форматов управления государственной собственностью, а главное — сформировать профессиональную команду управленцев на руководителей государственных предприятий на всех уровнях управления, которые будут избираться на открытых конкурсах. Нужно четко объявить требования к таким претендентам, проследить процедуру их избрания. Это может быть альтернативой создания такого холдинга.
Я сделал еще один запрос на Минэкономразвития, чтобы увидеть, придерживались ли этих требований при проведении предыдущих кадровых конкурсов. Теперь ожидаю ответа.
По-моему, эффективное управление государственными компаниями будет, если: создать многообразие способов управления компанией, второе — ввести четкую ответственность за невыполнение заложенных планов. Также Минэкономразвития должно сделать открытую презентацию этого холдинга для всего общества. Процедура его создания не должна быть кулуарной, как, например, по приватизации.
Справка. 4 марта Кабмин утвердил новый перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Их количество сократилось до 309 с 395 объектов. В этот список вошли НАК «Нафтогаз Украины», «Укртрансгаз», «Укргаздобыча», НАЭК «Энергоатом», «Укрнафта», конструкторское бюро «Южное» им. Янгеля, Южный машиностроительный завод им. Макарова, Одесский припортовый завод, «Сумыхимпром», госпредприятие «Укрхимтрансамиак».
В список включили и морские торговые порты, комбинаты хлебопродуктов, национальные и областные государственные теле- и радиокомпании. Сейчас в Украине насчитывается 1,833 тыс. действующих государственных предприятий, еще 1,5 тыс. не работает или находится в стадии ликвидации. На 100 ведущих госпредприятий приходится около 80% общего объема выручки и около 90% активов всего сектора госпредприятий.