В феврале 2020-го истекает срок эксплуатации третьего энергоблока Южно-Украинской АЭС. В мае следующего года блок остановят на большой планово-предупредительный ремонт, который продлится 186 суток. Эти работы будут предшествовать решению о продлении срока эксплуатации. На самом деле готовиться к реинкарнации «миллионника» начали гораздо раньше. Более того, над усовершенствованием работы энергоблока и усилением безопасности на АЭС работали и будут работать даже после положительного решения коллегии Госатомрегулирования. Именно этот орган в ноябре 2019 г. должен поставить точку в предложении «ОСТАНОВИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОДОЛЖИТЬ». На предприятии, производящем 10% электроэнергии страны и обеспечивающем энергией юг государства, приоритеты уже расставили. Об этом мы говорили с заместителем главного инженера по модернизации и реконструкции ЮУАЭС Андреем БИНДЮКОВЫМ.
— Неужели 30 лет — это старость?
— Атомная энергетика — отрасль достаточно молодая. На постсоветском пространстве она начала развиваться в семидесятые годы прошлого века. Несмотря на то, что опыта эксплуатации тогда было мало, все объекты проектировались и рассчитывались с запасом. Непосредственно сам реактор строился с таким потенциалом прочности, который позволяет продлить его работу еще на 30 лет. Сейчас эти резервы мы и оцениваем при продлении срока эксплуатации. Поэтому три десятка лет для энергоблока — далеко не старость. Скорее зрелость, а то и молодость. Особенно для серийных блоков, которые являются наиболее современными из тех, что эксплуатируются в Украине. Именно к ним и относится энергоблок №3 с серийной ядерной установкой В-320. В новую жизнь он пойдет полностью загруженным ядерным топливом производства Westinghause. На нем «миллионник» работает с июля нынешнего года. За это время ни одного разгерметизирования не зафиксировано. А вот радиационная загрязненность в гермообъеме (здесь речь идет о совокупности элементов строительных и других конструкций, ограждающих пространство вокруг реакторной установки или другого объекта, содержащего радиоактивные вещества, образуя своеобразный барьер, который препятствует попаданию радиоактивных веществ в окружающую среду. — Ред.) была минимальной за последние годы. И это явный положительный эффект.
— Что означает термин «продление эксплуатации»?
— Продление срока эксплуатации — это продолжение работы энергоблока на обоснованный (после завершения проектного) срок. Чтобы получить лицензию, нужно пройти целый ряд процедур, предоставить необходимую документацию и, конечно же, проделать большую работу. За два года до предоставления разрешения на продление срока эксплуатации утверждается специальная программа — индивидуальная для каждого блока. В ней учтено состояние энергоблока и его особенности. В мае 2018 года была согласована Программа подготовки энергоблока №3 Южно-Украинской АЭС r эксплуатации в сверхпроектный срок. Этот документ предусматривает ряд мероприятий, в числе которых оценка технического состояния и квалификация оборудования, оценка сейсмостойкости, периодическая оценка безопасности, устранение отклонений от норм и правил, выполнение Комплексной (сводной) программы повышения безопасности, анализ влияния на окружающую среду. Следует отметить, что в Программе подготовки энергоблока четко указано, что уже выполнено, что нужно выполнить до принятия окончательного решения Коллегии Госатомрегулирования и что будет сделано в перспективе (после продления срока эксплуатации). Такой подход применяется потому, что на каждом энергоблоке АЭС Украины, в т.ч. и энергоблоке №3 Южно-Украинской АЭС усовершенствование оборудования происходит постоянно.
Программа подготовки южно-украинского энергоблока №3 к эксплуатации в сверхпроектный срок предусматривает выполнение 108 мероприятий. Масштабной, сложной и интересной будет реконструкция кабельного хозяйства в герметичном объеме реактора. На работающем блоке в гермообъем вход воспрещен, поэтому оборудование должно работать безупречно. На момент проектирования энергоблока №3 требования к кабельному оборудованию были совсем иными, и сейчас нужно привести его в соответствие с современными нормами и правилами. Как показывает опыт ровенчан, которые выполняли эту работу на третьем серийном энергоблоке Ровенской АЭС, им пришлось заменить почти 95% кабельных конструкций и кабелей. Аналогичную работу предстоит выполнить и на Южно-Украинской АЭС. Учитывая продолжительность и объемность задачи, планируется выполнить ее в 2019 году во время планово-предупредительного ремонта.
— Вы упомянули о выполнении мероприятий Комплексной (сводной) программы повышения безопасности (КсПБ). Давайте остановимся на ней более подробно.
— Комплексная (сводная) программа повышения безопасности энергоблоков украинских АЭС была утверждена в 2011 году постановлением КМУ. Ее цель — эффективная и надежная работа энергетической отрасли, соответствие уровня безопасности атомных энергоблоков международным требованиям. Документ включает 1082 мероприятия. Его полная реализация намечена на конец 2020 года.
Из 108 мероприятий Программы подготовки энергоблока №3 к эксплуатации в сверхпроектный срок 96 — это мероприятия КсПБ. Следует отметить, что на третьем «миллионнике» таких мероприятий значительно больше, чем на блоках малой серии (первый и второй южно-украинские), а времени на их выполнение меньше. Такой баланс обусловлен приобретенным опытом. Южно-Украинские атомщики уже накопили его достаточно. Продлили срок эксплуатации двух своих энергоблоков — №1 и №2, помогали коллегам в продлении срока эксплуатации блоков Запорожской АЭС, регулярно обмениваются информацией со специалистами Ровенской АЭС, которые недавно продлили срок эксплуатации третьего энергоблока на 20 лет.
С накопленными знаниями и опытом специалисты Южно-Украинской АЭС полностью укладываются в отведенные графиком сроки. Сейчас выполнено более половины намеченных мероприятий. То же самое можно сказать и о постфукусимском направлении. Его включили в КсПБ после событий на японской АЭС «Фукусима-Даичи» в 2011 году. Тогда на всех мировых атомных электростанциях провели «стресс-тесты». Это своеобразный инструмент, который позволяет оценить устойчивость ядерных блоков к возникновению всех возможных и невозможных событий в результате природных катаклизмов. Обнаружив слабые стороны, для каждой АЭС разработали отдельные мероприятия, позволяющие избежать последствий, подобных фукусимским.
Постфукусимские мероприятия на Южно-Украинской АЭС — в приоритете. Непосредственно на энергоблоке №3 их намечено 16. На сегодня реализовано 12. В следующем году надеемся завершить эту работу в полном объеме.
Вообще-то, нельзя сказать, что усиление безопасности энергоблоков, их модернизация, обновление оборудования осуществляются только при продлении эксплуатации энергоблоков. Например, ранее на блоке №3 уже реализовали программы по замене автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), замены электрооборудования и т.п. Есть требование непрерывно повышать безопасность в пределах организационных, финансовых и других возможностей. И мы его придерживаемся. Третий энергоблок, в силу своей молодости, всегда был несколько недофинансированным. Сейчас средства поступают более активно, ведутся торги, проектирование, закупка оборудования. Поэтому основные по капиталоемкости работы будут выполнены в 2019 году.
— Не уместнее было бы вложить эти средства в строительство нового энергоблока? Какую выгоду мы будем иметь, если будем эксплуатировать третий энергоблок в сверхпроектный срок?
— Стоимость строительства нового энергоблока на сегодня в среднем составляет 7 млрд долларов. Продление эксплуатации стоит от 5 до 10% этих расходов. Срок работы в сверхпроектный период в среднем составляет 20 лет. Поэтому экономический эффект очевиден. Кроме того, продление эксплуатации — это обеспечение энергетической безопасности Украины. Сейчас также появились определенные возможности экспорта электроэнергии. Среди выгод для страны и населения — налоги в бюджеты различных уровней, финансирование мероприятий социально-экономической компенсации риска населения, проживающего на территории 30-км зоны наблюдения. Нельзя также забывать о жителях города энергетиков. Для них это работа и заработная плата.
— Если бы общественные обсуждения проходили сейчас и у вас была возможность обратиться к людям, что бы вы им сказали?
— К какой бы политической партии или общественной организации ни принадлежал человек, он хочет жить в комфорте. Украинцы привыкли к стабильной работе поездов, метро, трамваев и троллейбусов, в домах всегда есть свет и тепло. Практически все понимают, что остановив энергоблоки атомных электростанций, мы постепенно погрузимся в темноту. Этот факт приведет к еще более активному оттоку людей из страны. Поэтому до граждан следует доносить правдивую информацию.
Население должно понимать, что на единицу мощности тепловая станция дает в 200, а то и в 500 раз больше радиоактивных выбросов. Все знают, что иногда выпадают кислотные дожди. Так вот, они являются следствием сгорания угля на ТЭС. Из-за отвалов из золы реки образуют страшные потоки, в местах угледобычи стоят ужасного вида терриконы. Это территории, вычеркнутые из жизни. Однако самым большим злом почему-то считается атомная энергетика, а не тепловая.
Возьмем, например, автомобиль. Он нуждается в регулярном уходе, качественных дорогах, современных запчастях. При этом авто делает наши будни комфортными, поэтому отказываться от такого способа передвижения никто не собирается.
Так же и с производством электроэнергии. Без нее жизнь даже трудно представить. Поэтому следует выбирать тот вид производства, который наименее вреден. Пока, по сравнению с тепловой, солнечной и гидроэнергетикой, выигрывает атомная. Поэтому я «за» атомную энергетику!