Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Второе дыхание «Черниговторфа»

Предприятие, которое несколько месяцев назад почти обанкротилось, сейчас ежедневно производит 60 тонн торфобрикета и заключает миллионные контракты
5 июля, 2016 - 11:41

На Смолинском торфозаводе (село Смолин Черниговского района Черниговщины) кипит работа. Один за другим с «поля» прибывают грузовики, которые складируют растительный торф в огромные кучи. За некоторое время на территорию завода заезжают другие грузовики, прицепы которых нагружает бульдозер. Только после взвешивания их выпускают из территории предприятия.

Председатель профсоюзного комитета завода Валентина Огиенко объясняет: «Мы заключили контракт с двумя фирмами, которые с помощью собственной техники копают у нас растительный торф. Это очень выгодные для нас соглашения, которые помогут предприятию встать с коленей. Теперь у нас подписано договоров на 20 тысяч тонн копаного торфа. В деньгах — это около 4 миллионов гривен. Наш растительный торф один из лучших по показателям для выращивания шампиньонов, потому желающих покупать торф у нас становится все больше. Сейчас мы проводим переговоры еще с одной фирмой — из Василькова, что на Киевщине».

Никто и подумать не мог, что предприятие, которое еще несколько месяцев назад стояло на грани банкротства («День» писал об этом в №13 от 28 января 2016 года), будет производить 60 тонн торфобрикета в сутки.

Старший мастер по переработке торфа Смолинского участка ГП «Черниговторф» Николай Мойсеенко не скрывает своей радости от того, что ситуация на заводе заметно улучшилась. «С нами постепенно рассчитываются за долги, уже отремонтировали большинство техники, да и проблем с горюче-смазочными материалами нет,     — говорит Николай Николаевич. — В нашем стареньком цехе сейчас мы в среднем производим 60—65 тонн в сутки торфобрикета. Можем производить и больше, да рук не хватает. На производстве работает всего 50 работников, а для нормальной работы нужно хотя бы 90 специалистов».

ФРЕЗЕРНЫЙ ТОРФ ОКАЗАЛСЯ В ЧАСТНЫХ РУКАХ

Юрий Бондаренко исполняет обязанности директора ГП «Черниговторф» с марта этого года. Его назначили на место бывшего директора, луганчанина Павла Яремко, которого коллектив предприятия называл ставленником недобросовестного инвестора — ООО «Терма Групп». За три месяца пребывания на должности Юрию Бондаренко удалось наладить нормальные взаимоотношения между работниками Смолинского участка по добыче и переработке торфа и Ирванцевского торфобрикетного завода, которые входят в структуру ГП «Черниговторф». Более того — благодаря поддержке Черниговского областного совета удалось запустить роботу Смолинского завода, реструктуризировать его долги и начать выплачивать многолетнюю задолженность по заработной плате работникам предприятия.

По словам Юрия Бондаренко, на Смолинском заводе существует острая сырьевая проблема, поскольку фрезерный торф, который лежит на заводских складах, находится в собственности двух компаний. По этому поводу руководство государственного предприятия и Черниговского областного совета неоднократно обращались непосредственно в Министерство угольной промышленности и в Государственный концерн «Укрторф», чтобы там помогли заводчанам разобраться с сырьем. Многочисленные обращения так и не принесли никакого результата. Есть предположение, что кто-то из высокопоставленных государственных чиновников упрямо продолжает лоббировать корпоративные интересы ООО «Инвестиционная финансовая компания» и ООО «Терма Групп», ведь именно этим компаниям, которые когда-то выступили инвесторами Смолинского торфобрикетного завода, принадлежит фрезерный торф. А его на заводе не так уж и мало. Так, ООО «Терма Групп» принадлежит 9 тысяч тонн фрезерного торфа, а в ООО «Инвестиционной финансовой компании» сырья еще на 4 миллиона гривен.

Начальник Смолинского участка по добыче и переработке торфа Андрей Страхов убежден, что все сырье должно принадлежать государству, а не частным компаниям. «Стоимость фрезерного торфа умышленно занизили по меньшей мере в четыре раза, — говорит Андрей Страхов. — Как может растительный торф, который является малорасходным, стоить 200 гривен, а фрезерный — всего 110 гривен? — удивляется начальник участка.  — С этим вопросом в обязательном порядке должны разобраться правоохранительные органы».

Несмотря на юридическую коллизию, руководство ГП «Черниговторф» вместе с трудовым коллективом предприятия и Черниговским областным советом решили брать готовый фрезерный торф. Объясняют: предприятие должно работать, а вопрос собственности в случае, если инвесторы не отдадут торф добровольно, впоследствии решит суд.

МИЛЛИОННЫЕ КОНТРАКТЫ

Ныне же о «Терма Групп» на заводе не слышали с февраля, инвесторы самоустранились. Заводчане этому только рады. На Смолинском заводе налаживают новую производственную линию и строят склад для нового вида продукции — «сушенки». Это — дробленный торф маленькой фракции, который используют в качестве топлива на современных котельных. «Сейчас у нас есть покупатель, который готов брать всю продукцию завода — брикет и «сушенку», — говорит Андрей Страхов. — Особенно интересна для нас «сушенка», ведь она хоть и немножко дешевле брикета, однако выигрывает за счет экономии энергозатрат».

В целом же сумма подписанных контрактов ГП «Черниговторфом» превысила 10 миллионов гривен. Если все так хорошо пойдет и в дальнейшем, на государственном предприятии планируют существенно повысить зарплату заводчанам — с двух до четырех тысяч гривен.

БЛОКИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Между тем не все настолько хорошо, как кажется. В Министерстве экологии и природных ресурсов отказываются продолжить лицензию на добычу торфа Ирванцевскому торфобрикетному заводу (поселок Куты Семеновского района Черниговщины). Министерские чиновники ссылаются на то, что 124 гектара, которые планирует взять в обработку торфозавод, расположены в природоохранной зоне.

«Все 50 лет эти земли были за пределами природоохранной зоны, а в этом году вдруг в министерстве решили иначе», — возмущается исполняющий обязанности директора ГП «Черниговторф» Юрий Бондаренко.

Непродолжение лицензии грозит Ирванцевскому заводу остановкой производства уже в июле. Как следствие — потерей рынков сбыта и увольнением почти сотни работников узкого профиля.

Заводчане подозревают: желающие уничтожить или просто заграбастать торфяную отрасль Черниговщины прибегли к новым методам — блокированию лицензирования. К тому же в ближайшее время на повестке дня профильного министерства появится вопрос смены руководства ГП «Черниговторф». Несмотря на министерские гарантии не менять руководство, пока отрасль не станет на ноги, в государственном концерне «Укрторф» объявили конкурс на замещение вакантной должности директора «Черниговторфа».

«Нам в который раз навязывают из Киева новых начальников, — возмущается председатель профсоюза Смолинского участка Валентина Огиенко. — Мы против засланных руководителей, потому что знаем, кого хотят посадить в кресло директора. Кроме того, нынешний руководитель нас полностью устраивает». Если же к заводчанам не прислушаются, то они готовы к кардинальным действиям. Опыт профсоюзной борьбы они уже имеют.

Пока что желание развивать торфяную отрасль Черниговщины имеет только представительская ветвь власти. Члены рабочей группы Черниговского областного совета, рассмотрев все предложения, решили завершить ее работу и инициировать обращение к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману и министру энергетики и угольной промышленности Игорю Насалику по поводу отделения филиала «Ирванцевский торфозавод», участка по добыче и переработке торфа села Смолин от государственного предприятия «Черниговторф» и предоставления им статуса юридических лиц.

Соответствующий проект решения будет внесен на рассмотрение ближайшего заседания сессии областного совета.

Виталий НАЗАРЕНКО, Черниговская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ