Бизнес-сообщество Европейской Бизнес Ассоциации выделило 10 приоритетов, важных для развития бизнеса в 2019 году. Они направлены на создание комфортных условий европейского уровня для работы и обеспечения ощутимых шагов для развития страны.
Первый
касается конкретных шагов в направлении противодействия теневой экономике. Речь идет о тотальной фискализации и внедрении новейших технологий РРО, промоутировании безналичных расчетов и диджитализации процессов коммуникации государство-бизнес-гражданин. К примеру, E-Receipt, использование POS терминала для передачи данных в ГФС. О них бизнес говорил уже неоднократно и все же надеется, что в этом году ощутимые изменения будут сделаны. Однако любые изменения должны происходить комплексно. И, безусловно, эффективная система рыночного контроля является важным инструментом снижения уровня теневой экономики. Так, актуальными на сегодня для страны являются борьба с фальсификацией молочных продуктов; внедрение единой государственной системы электронного учета древесины, обязательной для ведения всеми постоянными лесопользователями; урегулирование вопроса электронной коммерции и т.п. Ожидаем, что профильные органы обратят на это внимание.
Второй
— валютной либерализации. В прошлом году был принят Закон «О валюте и валютных операциях». Однако для полной имплементации закона важно обеспечить выполнение вторичного законодательства и снять существующие валютные ограничения на валютном рынке, чтобы перейти к режиму свободного движения капитала.
Третий
— снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и давления на легальный бизнес. Безусловно, бизнес понимает необходимость поиска ресурсов для пополнения Государственного бюджета и Пенсионного фонда, говорят в ЕБА. В то же время под лозунгами борьбы с укрывательством реальных заработных плат не следует внедрять выборочное дополнительное налогообложение самых добросовестных плательщиков, которые честно декларируют свои рыночные заработные платы и платят налоги.
«Отдельно стоит вспомнить о проверках бизнеса. В этом году снят мораторий. Поэтому бизнес ожидает, что они будут проходить открыто и в соответствии с действующими законодательными нормами. Надеемся, дополнительной фискальной и административной нагрузки на бизнес в контексте предвыборной кампании не будет. Кто нарушил — пусть честно отвечает. Но без манипуляций. И это правило должно быть действительным для всех — и для бизнеса, и для контролирующих органов. Например, мы давно говорили об индивидуальной ответственности должностных лиц контролирующих органов за вред, нанесенный бизнесу их неправомерными действиями. Такая норма есть в действующем Налоговом кодексе, но на практике она де-факто не работает. Почему бы не обеспечить ее надлежащее выполнение», — отметила заместитель директора Европейской Бизнес Ассоциации, Светлана МИХАЙЛОВСКАЯ.
Четвертый
— принятие Трудового кодекса (проект Закона №1658) и урегулирование проблем с трудоустройством иностранцев. Об этих изменениях бизнес говорит уже несколько лет. Поэтому, в конце концов, надо сделать шаг на встречу европейским условиям трудового законодательства, открыть рынок труда Украины для качественных международных специалистов, заменить еще советский Кодекс законов о труде в Украине современным документом. Предусмотреть большую свободу в договорных отношениях между работодателем и работником, более гибкие формы учета и планирования рабочего времени, ограничить роль профсоюзов в определенных аспектах и т.п.
Пятый
— продолжение гармонизации законодательства Украины с нормами ЕС. Здесь стоит выделить сферу ветеринарной медицины и финальное принятие соответствующего Закона о ветеринарной медицине. В последующей гармонизации с законодательством ЕС нуждается и сфера экспертизы регистрационных материалов лекарственных средств, экспертизы материалов клинических испытаний. Необходимым также в разрезе «медицинской реформы» является обновление стандартов строительства медицинских учреждений, принятие новых санитарных норм, стандартов медицинских изделий. Технические регламенты, к примеру, на косметику, но с учетом позиции бизнеса, особенно относительно использования исключительно INCI как признанной во всем мире номенклатуры косметических ингредиентов для маркировки. Ключевое в этих аспектах — чтобы продукция соответствовала требованиям, определенным ЕС, и бизнес не имел трудностей с поставкой продукции из и в ЕС. Отдельно стоит выделить вопрос инфраструктуры и начать внедрение государственно-частного партнерства (проект Закона №8125 «О концессиях»). Закон охватывает значительное количество сфер, однако основная область применения для него — инфраструктура, в частности морские порты. По состоянию на сегодня документ ожидает рассмотрения в ВР во втором чтении и бизнес-сообщество надеется, что законопроект будет принят с учетом предложений бизнеса.
Шестой
— обращение с отходами. Ответственный бизнес за то, чтобы вести себя в Украине с отходами по-европейски, прозрачно и открыто, с внедрением расширенной ответственности производителя. Так, модель должна предусматривать полную ответственность производителя за то, что он выпустил на рынок, в том числе сбор, повторное использование/переработку или утилизацию упаковки. Безусловно, для этого важным является раздельный сбор и сортировка мусора. Ведь ситуация с отходами достигает критических масштабов, а количество мусоросвалок растет (на сегодня уже больше 30 тыс. мусоросвалок — незаконные). Национальная Стратегия обращения с отходами была принята еще в 2017 году. Бизнес приветствует создание такого важного документа и надеется на имплементацию положений стратегии в виде соответствующих законодательных и подзаконных документов уже в этом году.
Седьмой
касается вопросов таможни. В прошлом году шла работа над урегулированием работы «единого окна» на таможне. В то же время для ускорения прохождения таможенного оформления грузов при осуществлении экспортно-импортных операций важным является внедрение института авторизованного экономического оператора (АЭО). В настоящий момент существует 2 проекта Законов №4777 и №7473, в которых детально определен статус таких операторов и их функции. Наряду с внедрением «единого окна» внедрение АЭО значительно упростит процесс таможенного оформления грузов для прозрачного и легального бизнеса. Однако уже около 2 лет идет работа в комитетах ВРУ. Важно в конечном итоге этот вопрос сдвинуть с места. Кроме того, необходимо внедрить систему обмена информацией с таможенными органами Европейского Союза — New Computerised Transit System (NCTS). Для международного бизнеса является важной эффективная система обмена информацией с таможенными органами, в том числе со странами ЕС для обеспечения эффективного контроля и препятствия фальсификации информации об экспорте и импорте товаров.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ БЫЛА ПРИНЯТА ЕЩЕ В 2017 ГОДУ. МОДЕЛЬ ДОЛЖНА ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ЗА ТО, ЧТО ОН ВЫПУСТИЛ НА РЫНОК, В ТОМ ЧИСЛЕ СБОР, ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ/ПЕРЕРАБОТКУ ИЛИ УТИЛИЗАЦИЮ УПАКОВКИ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»
Восьмой
— здравоохранение. Сфера содержит много составляющих, требующих внимания. Часть вопросов, которые уже так или иначе рассматривались и прорабатывались раньше профильными государственными органами, по нашему мнению, должны были бы занять приоритетные позиции и в этом году. В частности, необходимо обеспечить наличие прозрачных критериев для последующего расширения программы «Доступные лекарства», включения в нее новые нозологии/МНН. Вопрос последующего эффективного применения Национального перечня основных лекарственных средств также имеет большое значение, и мы надеемся, что это станет одним из приоритетов. Актуально также внедрение стратегии по определению и применению надлежащей степени доказательства биоэквивалентности лекарств. Сфера контроля качества лекарств нуждается в концептуальном пересмотре, чтобы исключить любые дублирования, в частности для импорта лекарств, учитывая действующее законодательство. Развитию сферы клинических исследований органы власти начали уделять больше внимания в прошлом году, и мы ожидаем, что эта тенденция продолжится в интересах улучшения условий проведения клинических исследований в Украине, увеличения количества проектов, чтобы расширить доступ наших тяжелобольных пациентов к инновационному лечению.
Девятый
— внедрение рынка земли путем принятия закона об обращении земель сельскохозяйственного назначения. Сейчас, без его принятия — отмена моратория на покупку-продажу земли является невозможной. Поэтому бизнес-сообщество поддерживает принятие данного Закона, с учетом лучших европейских практик.
Десятый
— внедрение закона о рынке электроэнергии с 1 июля 2019 года, а также внедрение аукционов для купли/продажи электрической энергии, выработанной из возобновляемых источников энергии, что будет способствовать равномерному развитию отрасли и привлечению инвестиций. На законодательном уровне это поможет закрепить принятие проекта Закона 8449-д по изменению государственной поддержки производителей электроэнергии из альтернативных источников энергии.
В ЕБА надеются, что мнение бизнеса будет услышано и год двойных выборов не станет причиной торможения в стране.