Письма, адресованные правительству и Президенту, это своего рода термометр, позволяющий, пусть и ценой скандала, но все же определить реальную обстановку в стране. В начале этого месяца с жестким обращением к правительству выступил глава Нацбанка Сергей Арбузов. В нем он отметил угрозу инфляции в Украине и возможные проблемы в сотрудничестве с МВФ. А в конце минувшей недели общественность узнала еще и о письме Президенту от первого заместителя главы его Администрации Ирины Акимовой, датированном 6 июня.
Акимова сигнализирует Президенту: «Существует необходимость безотлагательного приглашения миссии МВФ в Украину для ее работы в первой половине июня с тем, чтобы обеспечить рассмотрение Советом Директоров (вопроса. — В.К.) ежегодных консультаций с Украиной вместе с пересмотром программы «стенд-бай» в конце июля этого года».
Оказывается, 6 июля Совет директоров МВФ планирует отдельное рассмотрение ежегодных консультаций между Украиной и МВФ вместе с анализом выполнения программы сотрудничества, которая осуществлялась в 2008 году. И Акимова предвидит: «Проведение ежегодных консультаций без пересмотра программы «стенд-бай» будет означать ее прекращение». Она сообщает Президенту, что МВФ не воспринимает аргументы украинской стороны относительно возможности соблюдения согласованных показателей дефицитности НАК «Нафтогаз Украины» без повышения цен на газ для населения и тарифов на теплоснабжение.
И главное, указывает первый заместитель главы Администрации: «Со времени работы в феврале последней миссии риски для нашего государства изменились. Сегодня ключевым из таких рисков является вероятность внезапного закрытия рынков заимствований и резкого ухудшения состояния финансовых рынков».
Работа навстречу МВФ, безусловно, шла. Правительству удалось продавить через парламент первое чтение не слишком популярной в Украине, но желанной для МВФ пенсионной реформы. И Президент, успокаивая людей, сделал, находясь в Словакии, важное заявление. Украина, по его словам, в которых ощущается ответ Акимовой, чувствует настроение, существующее в мире (читай: в МВФ. — В.К.), «и мы под это настроение сейчас проводим реформы». Президент отметил, что цель этих реформ — привлечение инвестиций. «Создание благоприятных условий (для привлечения инвестиций. — В.К.) — это мой стиль работы, это является неотъемлемым. Потому что я знаю жизнь не на бумаге...». Объясняя ход своих мыслей и поступков, Янукович отметил: что, принимая власть, он увидел — страна тяжело больна, в том числе политиканством и политическим авантюризмом. «А тяжело больных нужно лечить. И когда я разговариваю с людьми, они спрашивают, почему так резко пошли по пути реформ, это практически хирургическое вмешательство. Безусловно, если болезнь запущена, и она является хронической, и есть возможность за счет хирургического вмешательства ее вылечить — мы не можем терять времени. Нужно скорее вылечить и забыть боль», — сказал Президент. По его словам, нынешние реформы в Украине — это шоковая терапия. Добавим: очень сильно запоздавшая. И не случайно Янукович говорит еще и о «хирургическом вмешательстве». Как известно, его используют тогда, когда на терапию уже нет никаких надежд.
И кто этот незадавшийся терапевт? С большой долей вероятности можно утверждать, что им назначат даже не вице-премьера и социального министра Сергея Тигипко, а самого премьера, обязанного нести ответственность за все промахи правительства. Как сообщает издание Comments.ua, Президент решил провести проверку деятельности правительства Николая Азарова за 2010 год. Ссылаясь на слова высокопоставленного чиновника в Кабмине, издание информирует, что на эти цели выделено 70 миллионов гривен. При этом чиновник уточнил, что эти деньги не имеют никакого отношения к оплате «независимого аудита деятельности правительства Юлии Тимошенко». По его информации, независимый аудит Кабмина Азарова будет проводить американская фирма Trout Cacheris, которая проверяла итоги работы правительства Тимошенко.
Найдут ли какие-то огрехи и у Азарова? Исключить этого, конечно, нельзя. Не ошибается, как известно, лишь тот, кто ничего не делает. Например, профицит сводного платежного баланса Украины в 2011 году ожидается в размере 0,2 миллиарда долл., что в 25 раз меньше, чем по итогам 2010 года (5,03 миллиарда долл.). Причину этого теперь знает любой первокурсник: повысились цены на импортируемый российский газ. Кроме того, страну постоянно пугают дефолтом и вторым витком кризиса. Это создает для правительства существенные психологические трудности. Но Азаров упорно гнет свою линию: «...Можете быть уверены, что никаких финансовых кризисов у нас не будет».
На прошлой неделе руководитель группы советников главы Нацбанка Валерий Литвицкий сообщил, что итоги работы экономики в мае, озвученные в последние дни Госстатом, позволяют говорить об ускорении ее роста по итогам пяти месяцев ориентировочно до 5% с 4,6—4,9% по итогам апреля. «Мартовско-апрельское замедление экономики, к счастью, преодолено, — отметил Литвицкий, — Отрасли, ориентированные на внутренний спрос, — розничная торговля и строительство — показали двузначные темпы роста». Такая позитивная динамика и сохранение темпов роста в промышленности, считает советник главы НБУ, позволили с лихвой компенсировать замедление кумулятивной динамики в сельском хозяйстве (на 0,5 процентного пункта). По словам Литвицкого, прибавляют оптимизма хорошие виды на урожай и цены на него, а также прогнозы восстановления прежней динамики мировой экономики в четвертом квартале.
Ну и что для нас эти госстатовские проценты, к которым украинцы во все времена относились с определенным скептицизмом? Кое-что они все же дают. На прошлой неделе Госстат обнародовал еще одну цифру. Розничный товарооборот предприятий торговли и ресторанного хозяйства Украины в январе-мае этого года вырос (в сопоставимых ценах!) на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. А в январе — мае 2010 года рост этого показателя также фиксировался, но всего лишь на 1,1% к январю — маю 2009 года. Почувствовали разницу? Значит, суммарная покупательная способность украинцев за год существенно выросла. И этот немаловажный вывод из правительственной кошелки, где немало всякой всячины, все же не убрать. Кстати, там же и неопределенного цвета шар, обозначающий визит в Вашингтон на переговоры с МВФ министра финансов Украины Федора Ярошенко. Итоги этой поездки пока никто не комментировал. Но если она все же окажется удачной и принесет Украине сразу два транша и открытые, не заблокированные мировые рынки инвестиций, то Азаров все же останется на коне и сможет выбирать между шоковой терапией и хирургией. У подопытных кроликов, естественно, выбора не будет.
КОММЕНТАРИЙ
Александр КЕНДЮХОВ, председатель Союза ученых-экономистов Украины:
— Я бы не утверждал, что в нашей стране сейчас проводится шоковая терапия. У нас, скорее, идет поиск методов лечения болезни национальной экономики. О самом процессе лечения, я думаю, говорить еще рано, потому что «процедуры», в частности Налоговый кодекс, который постоянно переделывается, пенсионная реформа, имеющая очень спорные моменты, носят, по большому счету, интуитивный характер. Если бы у них был системный характер, тогда бы мы четко видели, как в результате предложенных методов лечения изменится структура национального производства. Потому что итогом, конечной целью всех реформ в Украине должно быть ее изменение (этой структуры) в кратчайшее время. Это и есть главная нынешняя проблема Украины, где сохраняется морально и физически устаревшая сверхэнергоемкая структура производства. Так что считать шоковой терапией те методы, которыми сегодня осуществляются попытки изменить экономическую ситуацию, значит ошибаться. То, что мы наблюдаем, скорее похоже на эмпирический путь поиска инструментов, способных повлиять на экономику. Но системного характера в этой работе я, например, констатировать не могу.