Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Высокая» перспектива

Благодаря поддержке государства, отечественные авиастроители в 2010 году обещают успешную экспансию на мировой рынок
25 января, 2010 - 20:14
В КОНЦЕ ДЕКАБРЯ ПРОШЛОГО ГОДА СОСТОЯЛАСЬ ПЕРЕДАЧА НА ИСПЫТАНИЯ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО САМОЛЕТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ АН-148. В 2010 ГОДУ ЗАПЛАНИРОВАНО ВЫПУСК СЕМИ ТАКИХ САМОЛЕТОВ КИЕВСКОГО ПРОИЗВОДСТВА / ФОТО АВТОРА

Предприятиям самолетостроительной промышленности Верховная Рада на днях предоставила налоговые льготы на период до 2016 года. За принятие в целом во втором чтении законопроекта №2515 «О внесении изменений в некоторые законы относительно государственной поддержки самолетостроительной отрасли» проголосовало 345 депутатов при минимально необходимых 226-ти.

В частности, Рада до 2016 года освободила самолетостроительные предприятия от уплаты НДС на импорт необходимой в производстве самолетов продукции, кроме подакцизной, а также освободила эти предприятия от уплаты земельного налога с тех участков, которые используются для производства самолетов или агрегатов для них.

Кроме того, парламент предоставил предприятиям самолетостроительной промышленности ряд льгот при определении размеров амортизации основных фондов и формировании валовых доходов. Утверждать список предприятий самолетостроительной промышленности, для которых будут действовать эти преференции, Рада поручила Кабмину по предложению Минпромполитики.

Соответственно, от украинских самолетостроителей в новом году теперь ждут если не прорыва вперед, то хотя бы результативной подготовки для его начала. Благо, итоги 2009 года демонстрируют способность нашего авиапрома к вышесказанному. Так, решение правительства о реорганизации ГП «Киевский авиационный завод «Авиант» путем присоединения его к ГП «АНТК им. Антонова» позволило ликвидировать задолженность «Авианта» по заработной плате, ускорить постройку первых серийных экземпляров Ан-148, изготовление самолетных агрегатов по контракту с Воронежским акционерным самолетостроительным обществом, а также организовать получение и целевое использование средств на постройку Ан-70 по заказу Министерства обороны Украины. На сегодняшний день «Авиант» получил статус филиала АНТК по серийному производству самолетов. Ведется работа по полной интеграции предприятий в ближайшем будущем.

У нового предприятия есть хороший фундамент для успешной работы. Это и поддержка правительства, и опытный коллектив ученых, инженеров и рабочих, конкурентоспособная продукция, а также заинтересованные заказчики.

Напомним, что конец 2009 года для предприятия, как, впрочем, и для всей страны в целом, ознаменовался завершением постройки первого серийного Ан-148. А его «старший брат» — региональный пассажирский самолет Ан-148-100 головной партии, доведенный в АНТК им. Антонова до типовой конструкции, еще 2 июня поступил в коммерческую эксплуатацию под флагом авиакомпании «Аэросвит». До конца года он успел выполнить около 460-ти регулярных рейсов и перевезти более 21 000 пассажиров.

На сегодняшний же день в перспективе у «Авианта» — изготовление 123-х лайнеров семейства Ан-148/-158/-168 для России, Украины, Ирана, Казахстана, Кубы, модернизация более 200 легких транспортных самолетов Ан-32 воздушных флотов Индии, Мексики, Перу, а также постройка около 100 военно-транспортных самолетов Ан-70 для министерств обороны Украины и России. Словом, работы хватает...

Так, контракт с Индией, подписанный 15 июня прошлого года, один из крупнейших за всю историю авиационной отрасли Украины. В модернизации находящихся в эксплуатации в индийских ВВС 105-ти самолетов Ан-32 за четыре с половиной года примут участие предприятия концерна «Антонов» и авиазавод в индийском городе Канпур.

По словам генерального конструктора АНТК «Антонов» Дмитрия Кивы, обеспечить мощности отечественного авиапрома реальной работой удалось во многом благодаря поддержке государства. «Впервые за многие годы предприятия авиационной промышленности получили реальную помощь в различных направлениях — и по финансированию, и по продвижению проектов на международном уровне, и по рациональному реформированию отрасли... Большие средства были направлены на вывод из кризиса серийных заводов в Киеве и Харькове, что очень важно, ведь без налаживания серийного выпуска самолетов мы не можем говорить о полноценном развитии отрасли», — считает он.

В частности, в результате мер, предпринятых для наладки работы Харьковского авиазавода, удалось выполнить поставки трех самолетов семейства Ан-74 по контрактам с Ливией, Лаосом и Египтом (в июне Ан-74ТК-300Д передан в Ливию, в октябре — Ан-74ТК-300Д в Лаос, в декабре — Ан-74Т-200А — в Египет), рассказывает Кива. Также подписан контракт на поставку шести самолетов Ан-32 в Ирак.

Генеральный конструктор АНТК «Антонов» в прошедшем году выделяет и развитие украинско-российского сотрудничества в области самолетостроения. «Оно обеспечило исключительно плодотворные результаты по программе Ан-148, дало надежду на системное развитие программы Ан-140 и заложило основу возобновления серийного выпуска «Руслана», — подчеркнул Кива.

Так, три самолета Ан-140 показали хорошие результаты при эксплуатации в составе российской авиакомпании «Якутия». Они летают из Якутска в Хабаровск, Магадан, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, а также в двадцать три аэропорта внутри республики Саха (Якутия). В июне самолет авиакомпании установил своеобразный рекорд — его налет составил 350 часов в месяц, что значительно превышает средний показатель в 70—150 часов, характерный для самолетов такого класса.

А в начале декабря авиационные власти Ирана заявили о снятии всех ограничений на полеты и эксплуатацию самолетов Ан-140 в своей стране. Сейчас там определяют авиакомпанию, которой поручат эксплуатировать самолет. До настоящего времени на заводе в Исфахане построено восемь самолетов Ан-140, еще семь машин находятся на разных этапах сборки.

Особенно важным для украинского авиапрома в 2009 году стало решение давнего и сложного клубка проблем по программе Ан-70. «Россия подписала документы, подтверждающие ее дальнейшее участие в программе, возобновила финансирование своей доли работ, начала нормальный процесс взаимодействия по дальнейшему развитию этого выдающегося самолета, — перечисляет позитивы прошлого года Дмитрий Кива. — Так что год для нас и наших российских партнеров был неплохим».

В нынешнем году генеральный конструктор АНТК «Антонов» настроен на не менее хорошие результаты... «Принимая во внимание присоединение «Авианта», необходимо оптимизировать деятельность объединенного предприятия, наладить работу по выпуску Ан-148 на серийном заводе «Антонов» и обеспечить своевременные поставки агрегатов в Воронеж. Мы планируем завершить постройку и провести испытания Ан-158. «Антонов» будет также содействовать наращиванию темпа выпуска самолетов Ан-140 и Ан-74 на Харьковском авиазаводе. Будем продолжать работу и над модернизацией Ан-70, Ан-124, разработкой и продвижением новых вариантов Ан-74, выполнять обязательства по ремонту и поставкам новых Ан-32, — перечисляет он планы на текущий год. — Одной из главных задач является налаживание современной системы послепродажного обслуживания самолетов «Антонов», в том числе — создание центров их сервисного обслуживания в разных регионах мира».

Алексей САВИЦКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ