Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Выстрел по лесу

Бизнесмен выстоял против чиновничьего произвола
5 июня, 2006 - 20:06
АЛЕКСАНДР ОСТРИК УМЕЕТ ЗАЩИТИТЬ И СЕБЯ, И ПРИРОДУ / ФОТО АВТОРА

Бывший чемпион СССР по биатлону Александр Острик стал предпринимателем. Его бизнес — охотничье хозяйство и охотничий туризм — не очень большой и не очень прибыльный. А все потому, что Острик не дает взяток. По этой причине чиновники отобрали у него часть бизнеса в Крыму (суды идут несколько лет, и лишь после смены власти в 2004-м у него появилась какая-то надежда). А сегодня делается все, чтобы уничтожить бизнес Острика и в Черниговской области.

Частное предприятие Александра — охотничье хозяйство «Каштан» — общество с ограниченной ответственностью. Ему государство передало в пользование на 25 лет 12,3 тысячи гектаров леса для ведения охотничьих дел: кормить, выращивать зверей и охотиться на них согласно правилам природопользования. Продавая лицензии на охоту, хозяйство зарабатывает деньги. И потому заинтересовано в увеличении поголовья зверей. И наоборот: чем больше в лесу зверей, тем охотнее и в большем количестве должны бы выдаваться лимиты на отстрел животных. Государство 3 года назад передало Острику «пустой» лес: есть документы, подтверждающие, что на всех этих гектарах не было ни одного кабана, ни одной косули или лося. Сегодня там — 80 косуль, 6 лосей и 39 кабанов. Все — усилиями Александра и его егерей. Передав лес, государство через инспекции и экологические службы ведет контроль, выдает лимиты на отстрел животных. Эта модель успешно действует во всем мире, принося в бюджет немалые деньги от использования природных ресурсов.

Но выросшее звериное поголовье — это результат не только благородной работы, но и постоянной борьбы. Причем не только с природными хищниками. Понятно, окрестным крестьянам, страдающим от безработицы и пока практически ничего не получившим от земельной реформы, нужно что-то есть. Они отваживаются на браконьерство не от хорошей жизни. А вот у чиновников, привыкших охотиться, где хотят и когда хотят, такой проблемы, естественно, нет. Они «браконьерят» как бы для шика, решая заодно свои дела. С ними Острик ведет непримиримую борьбу. Равно как и со всеми, кто считает, что истреблять и портить лес можно безнаказанно. Ведь он еще и общественный инспектор, имеющий право составлять протоколы на нарушителей природоохранного законодательства и представлять интересы государства в судах против всех, кто эти интересы нарушает — независимо от ранга или чина. Так он нажил себе врагов.

И когда стал вопрос о получении лимита на отстрел дичи в охотничьем сезоне-2006, чиновники отомстили, лишив хозяйство возможности зарабатывать, а следовательно охранять и разводить животных. Сделано это было тихо, на последнем этапе согласования лимитов, без предупреждения и возможности обжалования. Только от разрыва подписанных с иностранцами контрактов на охоту Острик уже потерял 10 тысяч евро.

Вот так умело «наехали» чиновники на честный бизнес. Со стороны все, казалось бы, законно. Дело выглядит так, что инспектор Госуправления экологии и природных ресурсов в Черниговской области борется за сохранение поголовья зверей в лесах Черниговщины и поэтому запрещает охоту в угодьях ООО «Каштан». Между тем два заседания, на которых рассматривался этот вопрос, подтвердили: на территории охотничьего хозяйства зверья достаточно, и это установлено всеми проверками, предусмотренными законом. Большинство участников совещания сошлись во мнении, что решение инспектора — своеобразная реакция на обращения к руководству Госуправления экологии и природных ресурсов и в Черниговский облсовет, в которых, мягко говоря, высказывались сомнения в компетентности и обоснованности некоторых действий экологов.

Один чиновник высокого ранга из Минприроды так недавно и сказал: «Проблема «Каштана» будет решена, если Острик заберет свои заявления». Но он этого не сделал. И тогда к нему был применен «полный фарш» из чиновничьего арсенала. Его жалобы возвращались к тем же, против кого были направлены, в подписанные и удостоверенные печатями документы вручную вносились правки, позитивное решение совещания (о котором ему уже было сообщено) редактировалось с точностью до наоборот.

Конечно, все это можно рассматривать и как частный случай — человек просто борется за свое. А нам то что до этого?

Опасность такого подхода трудно переоценить. Завтра то же самое будет и с вами, читатель, если сегодня все мы останемся равнодушными к таким фактам. Ведь в отстаивании нерушимого права человека на свое дело, на собственный успех и благополучие своей семьи — путь к будущему для всей страны.

Опыт последних лет показывает, что власть не очень хочет и далеко не всегда умеет изменить нашу жизнь к лучшему, и перспектив на то, что отношение так называемой элиты к своей миссии станет другим, тоже не видно. Одно из немногих изменений — ослабление власти. Его еще называют более высоким уровнем свободы и демократии. Но на самом деле эта слабость привела к тому, что больше свободы в действиях получили чиновники. Судите сами: повышение зарплат сделано главным образом для высших чиновничьих эшелонов, тогда как остальным предоставлена возможность самостоятельно и с энтузиазмом заботиться о своих карманах. Похоже, они уже чувствуют, что вечно так не будет. Риски растут, и многие предприниматели отмечают: новая власть способствовала повышению коррупционных «тарифов». Бизнесмены, как и прежде, уверены: проще заплатить. Чиновник же имеет оправдание: смотрите, сама украинская власть тоже не безгрешна и, похоже, работать на свой народ не слишком торопится (чего стоят коалиционные и другие интриги), так почему мы должны быть лучше?

Но этот подход не учитывает другого, положительного, следствия ослабления власти — граждане теперь имеют больше выбора и возможностей отстаивать свои права всеми законными методами. Пример — все тот же Александр Острик, недавно выигравший суд и добившийся возмещения ущерба на 1,8 миллиона гривен от незаконной вырубки 580 деревьев на землях Биринского сельсовета (Черниговская область). Вот что может неравнодушный Гражданин!

Александр Острик именно таков. В конце концов он разыскал союзников — госчиновников, исповедующих государственный подход к делу, в Минприроды. При активном участии общественности там принято решение пересмотреть механизмы согласования лимитов для охотничьих хозяйств и инициировать служебное расследование деятельности упомянутого инспектора. Вдохновляющий пример! Но Острик говорит: «Это не моя, а наша победа, не мне одному это нужно!». И действительно, мы все слишком уж внимательно следим за тем, что происходит в правительстве, в Верховной Раде. Но на самом деле судьба страны решается не там. Она куется в каждом селе, на каждом предприятии, везде, где человек ведет борьбу за свои права.

Юрий БОЙКО, председатель правления Всеукраинского общественного объединения «Успешная Украина»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ