В понедельник вечером — 21 ноября — стало известно, что генеральный конструктор ГП «АНТОНОВ» Дмитрий КИВА уходит с должности и покидает Украину. Впервые новость появилась на российских информационных ресурсах.
Дмитрий Кива «вынужденно переехал из Киева в Баку, где займется созданием азербайджанской авиационной промышленности», писали российские СМИ.
«Да, я принял такое решение. Оно абсолютно обдуманное. Надеюсь, мне удастся реализовать авиационные проекты в интересах Азербайджана», — привело слова Кивы российское агентство Rambler News Service. Российские СМИ сразу же «раздули» новость до масштабов катастрофы для Украины. Так, многочисленные российские эксперты комментируют увольнение Кивы как «смерть» украинского авиастроения.
Украинские же СМИ — за исключением некоторых сайтов, как то, например, «Пресса Украины», Цензор.нет — молчали и вчера.
«День» обратился в пресс-службу ГП «АНТОНОВ» за объяснениями: действительно ли Дмитрий Семенович ушел с должности или это все же фейк? Ведь на сайте предприятия в разделе «НОВОСТИ» и на официальной странице в социальной сети Фейсбук, где предприятие размещает свои сообщения, не было ни строчки об увольнении многолетнего руководителя и генерального конструктора.
«У нас есть новость на сайте о ликвидации должности генерального конструктора, — «сдержанно» ответили нам по телефону в пресс-службе. — ...Увольнение Дмитрия Кивы мы не комментируем».
Тогда мы позвонили лично господину Дмитрию (эксклюзивное блиц-интервью читайте ниже), чтобы понять, что стало причиной такого неожиданного решения.
Когда мы услышали от Дмитрия Семеновича, что он думает, что в его увольнении был заинтересован сам Президент Украины Петр Порошенко, мы позвонили, чтобы получить комментарий, в Администрацию. Нам ответили стандартно — пишите официальный запрос. Запрос мы подготовили. Ждем ответа, который опубликуем как только получим.
К слову, никакой официальной позиции — ни от Укроборонпрома, ни от правительства, ни от парламента — относительно увольнения ведущего авиаконструктора Украины на время выхода материала в печать, так не появилось.
Мы позвонили Дмитрию Семеновичу Киве сразу как только услышали о его переезде в Азербайджан. Дмитрий Семенович выдержал 30-секундную паузу перед тем, как согласиться поговорить о его решении уйти из «АНТОНОВА». По голосу слышно — для него, 74-летнего человека с колоссальным опытом в авиастроении, — это был личный удар.
52 года жизни — именно столько Дмитрий Кива проработал на «АНТОНОВ», из них 30 — как генконструктор.
За это время он, как утверждают эксперты и коллеги, внес выдающийся вклад в разработку образцов авиатехники. Дмитрий Семенович является разработчиком военно-транспортных самолетов Ан-70 и Ан-178, пассажирских — Ан-148 и Ан-158 и регионального пассажирского — Ан-140.
Примечательно, что о том, что Украина по «указанию сверху» потеряла ведущего авиаконструктора — стало известно в день Достоинства и Свободы.
* * *
— Дмитрий Семенович, расскажите, почему вы ушли из «АНТОНОВ»?
— Говорят, есть указание. Никаких претензий мне лично никто не предъявил.
— Вы не сами уволились? Вас уволили?
— Нет. Мне сказали, что есть указание сверху. Так, как в 2015 году, когда меня уволили с должности руководителя государственного предприятия «АНОТОНОВ» (решение об увольнении было принято «Укроборонпромом», поскольку концерн теперь является управляющей компанией «АНТОНОВ». — «День»). Тогда я написал заявление сам. Потому что меня убедили, что разделяют должности. Мол, я буду генеральным конструктором, а финансами и коммерцией будут заниматься другие люди, которые в этом больше понимают. И потому я согласился.
А это уже второй раз, когда мне снова говорят «есть указание сверху». На что я ответил: вы меня обманули тогда, я не буду писать никаких заявлений. Тогда они подготовили приказ о ликвидации должности генерального конструктора. И поскольку должность ликвидирована, то формально мне нечем заниматься. Мне предложили перечень должностей на выбор, начиная с техника, конструктора. Самая высокая должность — руководитель сектора.
Я сказал, что судиться не буду. Если так, если я не нужен, то я написал заявление и ушел.
— А кто этот «сверху», вам известно?
— Да. Первое лицо государства. Он лично приезжал на ГП «АНТОНОВ» представлять нового руководителя. И мне тогда сказали: это его указание — снять вас, поставить Гвоздева.
Конечно, я не могу быть окончательно убежденным в этом. Это же мне люди сказали так. Но то, что Президент лично приезжал на завод представлять нового руководителя, значит, что он таки действительно в курсе.
— Президент вам что-то лично говорил?
— Пожал руку и сказал: спасибо за понимание (смеется). Какое «понимание»? Я не понимаю.
— А для чего Президенту вмешиваться в работу ГП «АНТОНОВ»? Вы заметили что-то необычное в работе предприятия за этот последний год, с тех пор, как сменилось руководство? ГП «АНТОНОВ» к чему-то готовят?
— 52 года я проработал на «АНТОНОВ».
Это мое личное виденье, но я думаю, что готовят его к тому, чтобы его не было. Потому что руководят им не специалисты. Это в советское время говорили, что государством может управлять и кухарка. Вот у нас сейчас высокотехническим предприятием руководят скажем так... не специалисты. Может, они хорошие менеджеры в каких-то других сферах, но я об этих успехах не слышал, и за этот год на «АНТОНОВ» их не увидел.
— Чем вы будете заниматься в Баку?
— Многие страны, где есть большие запасы природных ресурсов, вкладывают средства в развитие высоких технологий. Потому что руководители этих стран понимают, что полезные ископаемые — нефть, газ и т.п. — рано или поздно закончатся. Нужно готовить государство к высоким технологиям. Только так государство имеет шанс на будущее.
Высокие технологии развивают нации. Государство, которое имеет хорошо развитую высокотехнологическую промышленность, имеет общество с высоким интеллектуальным потенциалом.
Поэтому умные руководители богатых природными ресурсами государств вкладывают средства, полученные от добычи и продажи полезных ископаемых, в развитие технологий. Сферы — очень разные: электроника, биоинженерия, космические технологии, авиация.
— То есть вас пригласили заложить фундамент для развития авиации в Азербайджане?
— Я, имея соответствующий некоторый опыт и подготовку, работаю над организацией этих работ.
...Я патриот своей фирмы. Я не ушел сам. Меня заставили уйти, ликвидировали мою должность. А во-вторых, я — патриот Украины. Всегда был и являюсь патриотом Украины. На Майдане погибло много хороших людей. Я думал, что будет по-другому... Но, к сожалению, этого не произошло.
Что такое «бренд Антонова»?
70 лет назад — в 1946 году — выдающийся украинский конструктор бросил вызов мировому авиастроению
«Антонов» — это, пожалуй, самый известный в мире украинский бренд в сфере высоких технологий. Многие рекорды украинских авиастроителей, поставленные десятилетия тому назад, до сих пор не превзойдены.
Да и сегодняший настрой коллектива таков, чтобы не уступать первенствов производстве воздушных «тяжеловозов». В нише транспортных самолетов на мировом рынке у «Антонова» не столь уж много реальных конкурентов. Ведь «Антонов» — это сплав традиций и передового опыта в конструировании и производстве транспортных лайнеров, синтез высокого научного потенциала и рабочего мастерства.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Авиационный научно-технический комплекс имени Олега Константиновича Антонова основан выдающимся украинским конструктором в 1946 году как опытное конструкторское бюро (ОКБ-153) на Новосибирском авиационном заводе. Летом 1952-го бюро переехало в Киев и сегодня наряду с девятью другими предприятиями украинского авиапрома входит в Государственный авиастроительный концерн «Авиация Украины».
АНТК им.Антонова — это квалифицированный коллектив, включающий конструкторское бюро, комплекс лабораторий, экспериментальный завод и испытательный комплекс. Такое сочетание позволяет решать различные задачи по разработке и сертификации самолетов, взаимодействовать с производителями всех типов самолетов «Антонова». С момента основания нынешнего АНТК им создано более ста типов и модификаций воздушных судов различного класса и назначения. За годы работы построено больше 22 тысяч самолетов, свыше полутора тысяч поставлены на экспорт в более чем 50 стран мира.
Среди них родоначальник большого семейства «Анов» многоцелевой самолет Ан-2, а также транспортные Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-74Т, Ан-124 и Ан-124-100 «Руслан», Ан-225 «Мрiя», Ан-70, Ан-3Т и пассажирские — Ан-10, Ан-14, Ан-24, Ан-140. Кроме того, в линейке воздушных судов «Антонова» конвертируемые грузо-пассажирские Ан-28, Ан-38-100, Ан-38-200, Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200, Ан-74ТК-300. Из цехов АНТК «вылетели» также специализированные: сельскохозяйственные Ан-2М и Ан-3, гидросамолет Ан-2В, самолет для аэрофотосъемки Ан-30, самолет метеозащиты Ан-30М, лесопожарные Ан-26П и Ан-32П, самолет-спасатель Ан-26М, полярный Ан-74, патрульный Ан-72П, самолет дальнего радиолокационного обнаружения Ан-71 и другие. Одновременно на предприятии создано несколько типов планеров, дельтапланов, мотодельтапланов.
Правда, были в истории предприятия и мрачные времена. В 90-е годы прошлого столетия у предприятия не было ни финансирования, ни заказов. Поэтому многие специалисты были вынуждены уволиться, а те кто остался, узнали, что такое сокращенные рабочие смены, неполная рабочая неделя и отпуска за свой счет. Впрочем, все это было не только на Антонове. Тем не менее, коллектив выстоял и в основном сохранил свой кадровый потенциал. Со стапелей предприятия продолжали сходить летательные аппараты, удивлявшие мир.
В настоящее время фирма «Антонов» разрабатывает и строит новые опытные самолеты, модифицирует ранее созданные модели, обеспечивает их эксплуатационное сопровождение, выполняет инжиниринговые работы по повышению ресурса эксплуатируемой авиатехники, проводит обучение и переучивание летного и технического персонала, направляет высококвалифицированных специалистов для оказания помощи в освоении авиатехники и обучения национальных кадров во многие страны мира, где эксплуатируются самолеты с маркой «Антонов». Предприятие ведет чартерные международные перевозки грузов, в том числе и нестандартных, участвует в международной кооперации по проектированию и производству авиатехники, занимается также созданием наземных транспортных средств.
Подготовил Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»