Уже с сентября львовянам станет проще и быстрее получать коммунальные, государственные и частные услуги. Как анонсировала на прошлой неделе городская власть, уже через месяц каждый житель сможет получить социальную ID-карточку. В частности, пользователи «карточек львовянина» смогут получать скидки в торговых сетях города, ездить в транспорте, медицинских учреждениях, заведениях образования и культуры и тому подобное.
Соответствующий меморандум относительно введения «Электронной карточки львовянина» подписал Ощадбанк совместно с Львовским городским советом. На карточке будет фото и фамилия владельца. Также она оснащена контактным и бесконтактным чипами, является носителем персональных данных. Кроме того, на карточке предусмотрена уникальная функция — электронно-цифровая подпись пользователя. Как объяснили в финучреждении, таким образом можно будет подписывать электронные документы через считывающие устройства, установленные в точках предоставления электронных услуг.
Планируется, что первыми получат карточки львовяне-участники АТО. Бойцы будут освобождаться от оплаты коммунальных услуг, а также смогут получить скидки в частных медицинских заведениях, бесплатную реабилитацию, их дети получат бесплатное оздоровление и питание в школах и садиках, скидки в театрах и музеях.
ID-карточка львовянина — один из первых шагов на пути внедрения в Украине системы электронного управления — е-governance. Власть еще больше года назад объявила о введении новых систем обеспечения украинцев государственными услугами, хотя разговоры об этом велись давно.
Одним из реализаторов новой программы стала на то время советник министра экономического развития и торговли Украины Айвараса Абромавичуса — эстонка Яника Мерило. Впрочем, в конце мая исполнительный директор Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций UVCA покинула свой пост, а через месяц стала внештатным советником городского головы Львова Андрея Садового. На новой должности Яника Мерило продолжила заниматься внедрением е-governance, но в этот раз точкой приложения усилий стал Львов.
На прошлых выходных эстонка поделилась со слушателям учебной программы «Школа Мэров» выгодами, которые даст ввод электронного правительства жителям городов. Рассказать об этом, а также об особенностях, перспективах и препятствиях реализации электронного управления в Украине и то, как это происходило в Эстонии, было главной целью встречи Яники Мерило с будущими мэрами городов.
Как известно, сегодня Эстония занимает 15-е место в мировом рейтинге по внедрению электронного управления. А в 2005 году здесь впервые в мире прошли электронные выборы. Как рассказала Яника Мерило, сегодня в Эстонии почти все государственные услуги можно оформить в электронной форме. Традиционно в стране происходят только выборы президента, процедуры бракосочетания и развода. «Переход к е-governance не происходит за месяц или год. Это важно понимать и проводить изменения постепенно. Преимущество Украины в том, что в мире все электронные услуги уже существуют. Не нужно ничего изобретать, необходимо только воплотить в жизнь то, что успешно работает у других», — сказала она. Например, в Эстонии полный переход на е-governance продолжался 10 лет. А всех желающих учили пользоваться онлайн-сервисами бесплатно. «Ведь нет смысла внедрять электронное управление, когда люди не умеют пользоваться этими услугами», — отметила Яника Мерило.
По ее словам, Украина может рассчитывать на полный переход на е-governance уже через 15 лет. На первых этапах реализации проекта электронных сервисов украинцу не нужно будет приходить в государственные учреждения, чтобы получить необходимую справку. «Мне в Украине больше всего «нравится» справка о несудимости. Это верх абсурда. Государство вынуждает меня брать справку, которая мне совсем ненужная. Если чиновник хочет знать эту информацию, пусть посмотреть в своей государственной базе. А теперь выходит, что государство использует меня как посыльного — я должна в государства получать справку, которую потом должна показать государству, но при этом должна заплатить за нее и постоять в очередях», — иронизирует Мерило.
Она приводит результаты исследования, проведенного Львовской бизнес-школой, в рамках которого магистры определяли, сколько раз нужно обратиться в госучреждения, чтобы получить ту или иную справку. Как оказалось, проще всего сегодня в Украине получить разрешение на разрешение на рекламу (!). «В среднем, чтобы получить какую-то справку в Украине, нужно 12 раз что-то сделать: подать заявку на получение документа, получить его, отнести в другое госучреждение и тому подобное», — подытоживает Мерило. По ее словам, электронные услуги станут безусловным благом для Украины, так как исчезает сам коррупционный прецедент — контакт с чиновником. К слову, именно по ее инициативе во Львове происходит производство электронных карточек жителей города.
Также Яника Мерило рассказала о сервисах, которые уже внедрены или вскоре заработают. Например, по всей Украине органы МВД могут в онлайн-режиме проверить информацию о несудимости. А ГФС в Днепропетровске и Львове предоставляет в электронном режиме справку о доходах физического лица. В Луцке и Калуше выдают выписку из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка. А в Херсоне можно подать и получить запрос на публичную информацию.
Чтобы расширить список услуг и географию их предоставления, рассказывает Мерило, в первую очередь нужно понимание на государственном уровне того, что мы уже можем делать и что нам нужно делать. «Меня часто спрашивают: «Кто тормозит электронное управление в Украине?» Трудно ответить. В первую очередь, это те люди в правительстве, которые должны были создать стратегию, план действий, определить ответственные органы, сроки, за которые нужно реализовать эту программу, и за какие средства. Технически у нас есть такая программа, и она заканчивается в этом году. Но ее никто не выполняет. Новой стратегии нет. Это как на предприятии. Ты не можешь ничего делать, если у тебя нет виденья и плана», — говорит советник мэра Львова.
Среди прочих проблем — отсутствие законодательной базы. «Когда мы запускали бесплатно онлайн-сервисы, то один прогрессивный депутат от прогрессивной партии сказал, что мы не можем предоставить услугу, пока это не будет прописано в законе. В мире все, что не прописано в законе, можно делать. В Украине — логика работает наоборот. Можно делать только то, что прописано в законе», — удивляется Яника Мерило.