5 лет назад Украина прекратила импорт природного газа из России и, несмотря на регулярные прогнозы кремлевской пропаганды, еще ни одной зимой не замерзла.
Зато наше государство успешно наладило реверсные поставки топлива из Европы.
По мнению главы правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева, именно диверсификация поставок газа и возможность отказаться от приобретения газа в России стали базой для дальнейших успехов.
«Стокгольмский арбитраж невозможно было выиграть без диверсификации и независимости от «Газпрома»», — отметил он на брифинге.
Кроме того, за эти 5 лет Украина провела ряд важных энергетических реформ, среди которых — анбандлинг «Нафтогаза» — отделение ГТС в управление независимому оператору, а также запуск конкурентного рынка газа для населения. А сейчас отрасль стремится окончательно избавиться от зависимости от импорта газа.
В среднесрочной перспективе сделать это нелегко, однако вполне возможно. Успешные разведка и разработка новых отечественных месторождений вполне способны обеспечить все потребности страны. И, несмотря на мировой экономический кризис, Украина постепенно движется в этом направлении.
ЗА ГАЗОМ — В МОРЕ
На прошлой неделе правительство поручило «Нафтогазу» провести геологическое изучение украинской части Черноморского шельфа и предоставило компании право на получение специальных разрешений на освоение нефтегазовых участков на море.
«Это фактически разрешение для того, чтобы государственные органы предоставили дальнейшие документы для «Нафтогаза» для работы на шельфе в формате изучения. Первый шаг, который мы планируем, — изучение. Он будет зависеть и от фактора российского морского флота, который присутствует в Черном море и активно мешал нам предпринимать какие-либо действия. Надо учесть этот аспект риска и найти путь, каким образом его минимизировать», — пояснил Андрей Коболев.
После решения официальных процедур «Нафтогаз» готов в кратчайшие сроки начинать сейсмические исследования на море. В компании подсчитали: уже в первый год работы на шельфе инвестиции могут составить 40 млн долларов.
Если все пройдет удачно и наличие значительных залежей на шельфе подтвердится, тогда Украина сможет рассчитывать и на привлечение международных инвесторов.
«Решение правительства о передаче этого права именно «Нафтогазу» я считаю на данном этапе единственно правильным и единственно возможным. Потому что, как показали попытки проводить конкурс, крупные международные компании на него просто не хотят приходить, пока все риски и неопределенности не будут сняты», — добавил глава «Нафтогаза».
Успехи наших соседей в Черном море — Турции и Румынии — подтверждают: на шельфе газ есть. Его запасы только на украинской части шельфа превышают 1 трлн кубометров. Если все проблемы, связанные с оккупантами и геологией, удастся решить, в перспективе это означает возможность добычи до 10 млрд кубометров в год.
ДОЛГОЖДАННЫЕ СРП
Кроме того, добывающим компаниям наконец обещают новые месторождения и на суше. Министерство энергетики сообщило, что работа над подписанием 8 соглашений о разделе продукции (СРП) — уже на финишной прямой.
«Мы заканчиваем работу над подготовкой соглашений о разделе продукции, предусматривающих привлечение частных инвестиций в сектор газодобычи», — заявил и.о. министра энергетики Юрий Бойко.
Он отметил, что последние 6 месяцев работа была довольно напряженной из-за несовершенства профильного законодательства.
«Ни Закон о СРП, ни действующее законодательство, к сожалению, не отвечают на целый ряд вопросов, которые совершенно логично задают инвесторы с целью будущей защиты своих инвестиций. Соответственно, все эти вопросы перенеслись на рассмотрение текстов соглашений. Наряду с двумя десятками критических вопросов было большое количество технических, которые требовали привлечения специалистов смежных министерств, налоговой службы, чтобы выписать «правила игры» для инвесторов, — отметил Юрий Бойко. — Это в конечном итоге позволит привлечь инвестиции и получить по 8 участкам надежных инвесторов, что автоматически делает процесс высоковероятным с точки зрения достижения стратегической цели — увеличения внутренней газодобычи».
Хотя в успех переговоров уже мало кто верил: весь процесс растянулся почти на полтора года. А за это время пандемия COVID-19 и мировой экономический кризис заставили компании существенно пересмотреть свои инвестиционные планы.
Именно так произошло с канадской компанией VermilionEnergy, совместно с которой «Нафтогаз» выиграл конкурсы на освоение Балаклейского и Ивановского нефтегазовых участков. Сейчас канадцы решили не участвовать в проектах. Среди причин — существенное снижение цен на газ и нефть по сравнению с 2019 годом, пандемия коронавируса и глобальный экономический спад.
Впрочем, весь объем обязательств по освоению Балаклейского и Ивановского участков готов взять на себя «Нафтогаз». Поэтому новой задержки с разработкой этих участков можно избежать. Укргаздобыча уже передала на окончательное согласование специальной Межведомственной комиссии проекты соглашений на распределение продукции по четырем нефтегазовым участкам — Балаклейскому, Ивановскому, Бузовскому и Берестянскому. За 5 лет на них планируют провести 3D сейсмическую разведку (на площади 1,55 тыс. кв км) и пробурить 12 разведочных скважин.
«В кризисных условиях компания подтверждает готовность в течение первых 5 лет инвестировать в их разработку 3,6 млрд грн», — говорится в сообщении Укргаздобычи.
ГТС: КУРС НА ЕС
Положительно для Украины складывается ситуация и в сфере транзита газа. После отделения нашей ГТС в управление независимому оператору она целенаправленно интегрируется в энергосистему Европы.
Благодаря успешным рыночным реформам наш транзитный потенциал и объемы подземных хранилищ газа всерьез заинтересовали западных партнеров.
В этом сезоне топливо в украинские газохранилища закачали почти 90 компаний из более чем 20 зарубежных стран. По состоянию на начало ноября иностранные трейдеры сохраняли в режиме «таможенный склад» 10 млрд кубометров газа. Это в 4 раза больше показателя аналогичного периода прошлого года.
Об этом в эфире онлайн-дискуссии ENERGY INSIDE на тему «Как газовая отрасль переносит COVID-19» рассказала директор по вопросам взаимодействия с государственными органами и международными организациями ОГТСУ Ольга Белькова.
А в 2021 году роль Украины на газовом рынке Европы усилится еще больше, надеется она.
«Факт остается фактом: «Северный поток 2» не заработал в 2020 году, мы надеемся, что он не заработает и в 2021 году. Плохо ли это для кого-то? Мы считаем, что нет. Ведь украинская ГТС может и планирует транспортировать ровно столько газа, сколько нужно Европе, — отметила директор по вопросам взаимодействия с государственными органами и международными организациями ОГТСУ. — Мы прогнозируем, что роль Украины в 2021 году усилится. Инфраструктурная комбинация ГТС и подземных хранилищ дает стране огромные преимущества в борьбе за свою транзитную перспективу и после 2021 года».
ПРОКЛЯТИЕ «СЕВЕРНОГО ПОТОКА 2»
А тем временем Россия терпит очередное поражение в попытке достроить свой пресловутый обходной трубопровод «Северный поток 2». Еще до подписания новых, усиленных санкций США из проекта выходит все больше партнеров «Газпрома».
В частности, на прошлой неделе обслуживать «Северный поток 2» перестала норвежская сертификационная компания DNV GL. Именно она должна была выдать сертификат соответствия после удовлетворительного завершения строительства трубопровода. Но теперь этого уже не произойдет.
«Государственный департамент США опубликовал новое разъяснение Акта о защите энергетической безопасности Европы (PEESA). В соответствии с этими новыми рекомендациями, мы считаем, что деятельность DNV GL по осуществлению контроля за судами с оборудованием, обслуживающими проект ПП2, подпадает под санкции. Поэтому DNV GL прекратила предоставление услуг, которые могут подпадать под действие PEESA. DNV GL реализует надежную программу соответствия нашей деятельности всем соответствующим стандартам и законам, включая санкции «, — сообщили в DNV GL.
Это свидетельствует о том, что процесс добивания США Северного потока 2 успешно продолжается, считает президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар.
«Норвежский DNV GL гипотетически можно заменить кем-то другим, например, китайской компанией (хотя такого уровня другого просто нет в мире), — комментирует новость Михаил Гончар. Но тогда нужно будет заново согласовывать все с датчанами. И в конечном итоге в офисе этого сертификатора прозвучит звонок из Вашингтона с предупреждением...»
Кроме того, судно «Академик Черский», которое теоретически способно достроить трубопровод, через месяц стоянки в немецком порту Мукран, который является логистической базой проекта СП2, возвращается в Калининград. Европейские порты также боятся санкций.
Поэтому шансы на окончательный крах обходного трубопровода, способного взять на себя весь объем транзита украинской ГТС, снова возросли. Для Украины это означает сохранение стратегического значения своей газотранспортной системы и избежание целого ряда дополнительных геополитических рисков.
КОММЕНТАРИИ
Юрий Витренко, эксперт:
Если говорить о 2015 годе, то была ситуация, когда покупать газ у «Газпрома» было очень невыгодно — формульная цена по контракту 2009 года, а другой цены не было, превышала европейскую, нужно делать большую предоплату, и был еще риск того, что «Газпром» зачислит эту предоплату за старые долги, по которым мы тогда уже разбирались в Стокгольмском арбитраже.
При этом в то время мы уже достигли того, что гарантированные мощности для поставок из Европы покрывали все потребности Украины в импорте газа. А потом стороны, «Нафтогаз» и «Газпром», уже ждали решения Стокгольмского арбитража по контракту на поставку газа.
После этого решения, которое было принято в конце 2017 года и которое отменило обязанность «Нафтогаза» заплатить «Газпрому» десятки миллиардов долларов по положению контракта «бери или плати», а также уменьшило цену на газ до уровня немецкого рынка, стороны договорились о возобновлении поставок газпромовского газа с 1 марта 2018 года.
Но за день до этого было принято решение Стокгольмского арбитража по еще одному контракту на транзит газа, и по этому решению мы выиграли, а «Газпром» проиграл 5000000000 долларов. За счет этого мы получили возможность не платить даже 2 миллиарда долларов за газ от «Газпрома», полученный ранее, но не оплаченный полностью. И еще «Газпром» оставался теперь нам должен миллиарды долларов. «Газпром» и Путин не могли смириться с таким сокрушительным поражением, сами отказались поставлять газ и пошли обжаловать решение арбитража.
Если же вспомнить о 2014 годе, то в июне 2014 года это «Газпром» прекратил поставки газа в Украину, поскольку мы не заплатили предоплату. В свою очередь мы отказывались платить по формульной цене в контракте, поскольку тогдашний премьер-министр, Яценюк хотел, чтобы «Газпром» оставил так называемые «скидки Януковича», но «Газпром» с апреля 2014-го отказывался это делать.
Среди ключевых событий я бы выделил организацию реверса газа из Словакии в апреле-сентябре 2014 года, контракт со Статойл в июле-октябре 2014 года, Стокгольмский арбитраж в 2014-2018 годах, соглашение об урегулировании и новый транзитный контракт с «Газпромом» в конце 2019 года.
За все это непосредственно отвечал я, инициируя и внедряя основные решения. Со мной на разных участках работали другие члены нашей команды, среди которых я бы выделил Александра Веденеева, хотя он и не известен широкой публике. Но было привлечено большое количество людей на всех уровнях — от рабочего, общественного активиста, журналиста до президентов.
Главный герой этой темы — это гражданское общество, которое через протесты, в частности «Революцию достоинства», влияло на власть, делая возможными изменения, которые привели к этой общей победе в противостоянии с «Газпромом».
Ольга СТЕФАНИШИНА, Вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины:
— Украинская энергетическая система больше не является изолированной, ведь мы стали частью европейского газового рынка. Нам удалось заложить фундамент для работы конкурентного и открытого рынка, провести анбандлинг «Нафтогаза» и создать оператора газотранспортной системы согласно европейским стандартам. Украина и в дальнейшем должна внедрять европейское право в энергетическом секторе...
В общем, повестка дня Европейского Союза и Украины очень амбициозна: речь идет о Зеленом соглашении, Четвертом энергопакете. Я вижу интерес в присоединении Украины к Водородной стратегии ЕС.
Сергей МАКОГОН, генеральный директор ООО «Оператор ГТС Украины»:
— В течение этого года мы продемонстрировали, что работаем, как европейский независимый оператор. Показательным элементом успешности нашей работы можно считать то, что у нас не было и нет конфликтов или обвинений со стороны «Газпрома».
Открытие новых маршрутов для поставок газа из ЕС, внедрение европейских правил работы и новых продуктов позволило Украине привлечь рекордные объемы газа на хранение.
Мы продолжаем внедрять новейшие продукты.
В этом году мы внедрили услугу short-haul (короткий транзит), который позволил привлечь в украинские подземные хранилища газа рекордный объем газа — 27 млрд куб. м, из которых 10 млрд принадлежат компаниям-нерезидентам.
Эти объемы газа в ПХГ оказывают давление на рынок, и цена на газ внутри Украины уже стала ниже цены на хабе TTF. И это хорошо — цена на газ для конечного потребителя снижается.
А еще 5 лет назад нам один продавец продавал газ по 450 долларов или требовал размещения военных баз за скидку на газ.
Сейчас сотни трейдеров самостоятельно импортируют газ из множества существующих направлений, и цена диктуется рынком, а не монопольной зависимостью.
Лана ЗЕРКАЛЬ, советник председателя правления «Нафтогаза»:
— Сейчас мы как «Нафтогаз» продолжаем наше дело в арбитраже по защите наших активов в Черном море. Очень важно будет потом обеспечить получение денег от России, потому что Россия и является стороной этого спора. А для этого мы должны доказать всем, что мы также защищаем инвестиции, мы также являемся надежным партнером, и верховенство права для нас — не просто лозунг.
Вопрос же о переносе точки покупки газа на восточную границу Украины между «Нафтогазом» и «Газпромом» сейчас находится на этапе мирного решения. Если мирным путем его решить не удастся, будет судебный спор.
Мы не отказываемся ни от каких возможностей защиты своих прав. Однако для того, чтобы сформировать спор, надо пройти определенные шаги. И спор возникает тогда, когда вопрос невозможно решить мирным путем. Для нас перенос точек доступа на восточную границу сейчас находится на этапе мирного решения, именно с привлечением европейской стороны как модератора. Если эта работа будет невыполнимой и все стороны придут к выводу, что нет возможностей мирным путем решить этот вопрос, то действительно, мы будем защищать свои права в судебном порядке.
Для нас важно перенести точки доступа на восточную границу. Такой газовый роуминг должен стать рабочим инструментом для нас и наших соседей. Для этого нам нужно найти точки соприкосновения, чтобы наши соседи вместе с нами лоббировали изменения как часть европейского газового рынка.