В материалах Нацкомисии по регуляции энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), подготовленных к сегодняшнему ее заседанию, указывается, что при пересмотре тарифов на отпуск тепла и электроэнергии для теплоэлектроцентралей и теплоэлектростанций (ТЭЦ и ТЭС) планируется заложить рост цены угля на 26,2—26,5%. Уголь антрацитной группы будет стоить 2,222 тысячи гривен за тонну, газовой группы — 2,071 тысячи гривен за тонну. В декабре 2016 года для ТЭЦ и ТЭС была установленная цена антрацита 1,757 тысячи гривен за тонну, для газового угля — 1,641 тысячи гривен. В тарифах планируется учесть среднерыночную цену угля на европейском рынке с доставкой и разгрузкой в Украине в размере $87,51 за тонну.
Следовательно, в НКРЭКУ подготовили проект постановления, по которому для угольных ТЭЦ и ТЭС тариф на отпуск электроэнергии (стоимость угля в нем составляет 80—90%) вырастет на 9,2—22,7%, тогда как для газовых практически не изменится. С 1 апреля оптовая рыночная цена (ОРЦ) на электроэнергию (она влияет на цену электроэнергии для промышленности) вырастет на 1% вместо обещанного ранее снижения на 5,8%. На заседании комиссии в четверг планируется утвердить ОРЦ на второй-четвертый кварталы в размере 1354,98 гривни за МВт.час (без НДС).
Председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк объяснил на своей страничке в «Фейсбук», что это диктуется необходимостью обеспечения стабильной работы энергосистемы страны. Ведь при нынешних условиях для постоянной электрогенерации необходимо покупать энергетический уголь за рубежом. «Бесспорным на сегодняшний день является дефицит угля (как и природного газа) и необходимость закупать его (уголь) за рубежом по цене до $100/тонну», — уверен чиновник. А в проекте решения комиссии приводятся и конкретные цифры. Так, прогнозный баланс электроэнергии на 2017 год предусматривает, что ТЭС и ТЭЦ страны используют более 26,5 миллиона тонн угля. Причем его импорт в этом году будет составлять 5,6 миллиона тонн, в т.ч. во втором-четвертом кварталах — 5,3 миллиона.
В этих условиях общественное внимание неоднократно возвращается к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ), развитие которых согласно опыту Евросоюза зависит не столько от государства, сколько от инициативы малого и среднего бизнеса и даже обычных домашних хозяйств. Однако Украина не успевает выполнять требования Третьего энергопакета в области «зеленой» энергетики. А в Европе уже рассматривают Четвертый энергопакет, где возобновляемые источники являются приоритетом. «Подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина обязалась соответствовать высоким европейским стандартам по использованию возобновляемых источников энергии», — отмечает и.о. председателя парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский. По его словам, «Национальный план действий по возобновляемой энергетике до 2020 года предусматривает достичь 11% доли энергии, полученной из ВИЭ в конечном потреблении к этому периоду. Для этого нужно ввести в эксплуатацию 5,2 ГВт мощностей возобновляемой энергетики, а также 11,6 ГВт (компенсирующих мощностей) теплоэнергетики».
То есть среди преград на пути ВИЭ в Украине ее нынешний энергетический баланс, в котором не хватает запаса мощностей для того, чтобы перекрывать так называемые мертвые зоны в работе солнечной и ветровой энергетики. Следовательно, Украине нужно, так сказать, гармонизировать энергетический баланс. Реальная ли эта задача? Заместитель председателя этого комитета Ольга Белькова напоминает о международном опыте использования разнообразных схем поддержки ВИЭ. По ее словам, «в последнее время все чаще применяются так называемые конкурентные схемы поддержки, например, аукционы, которые стимулируют девелоперов оптимизировать свои проекты и позволяют экономить средства государственной или бюджетной поддержки».
По словам Вовка, стоимость ВИЭ в общей структуре энергетики Украины в 2016 году составляла 6,7% против 1,2% в общей структуре производства электроэнергии. В прошлом году ВИЭ получили 8,1 миллиарда гривен, и благодаря решениям, которые принимались еще в 2015 году, с такой же мощностью можно было получить и десять миллиардов гривен. Для того чтобы выполнить Национальный план, необходимо, считает Вовк, почти три миллиарда евро дополнительных инвестиций. Эти средства позволят выработать лишь 5,5 миллиарда кВт.час, и это будет ежегодно стоить 700 миллионов евро. Если же поставить задачу увеличить ВИЭ не на 11, а на 20%, то пропорционально растут капитальные инвестиции. Если выполнить Национальный план, то цена украинской генерации в сценарии плюс 11% или 20% растет, таким образом, соответственно на 12 и 27%.
Исходя из этих данных, Вовк делает вывод, что возобновляемые источники оказывают дополнительное давление на потребителя. Однако эта нагрузка может быть меньше, если будет внедрен рынок электрической энергии и все виды генерации будут конкурировать. «Учитывая развитие регуляторного поля и в Европе, и у нас, — отмечает председатель НКРЭКУ, — стоит задуматься... и на горизонте нескольких лет внедрить новые методы регуляции, которые бы позволили сбалансировать и интересы государства по достижению целевых показателей, и стоимость энергогенерации, которая должна быть для страны и ее граждан оптимальной. «Нас больше интересует стоимость электроэнергии, а не канонизация одного из видов генерации», — добавляет Вовк.
Последняя фраза может служить ключом к пониманию письма, направленного (по данным «Экономической правды») Президенту Петру Порошенко и премьер-министру Владимиру Гройсману вице-президентом Европейской комиссии Марошем Шефчовичем. В начале в нем идет речь о промедлении с имплементацией закона об энергетическом регуляторе, который был одной из мер, позволивших ЕС предоставить следующие 600 миллионов евро макрофинансовой помощи Украине. Далее Еврокомиссия справедливо вспоминает о формуле «Роттердам+» и в то же время недвусмысленно ставит под сомнение профессионализм членов НКРЭКУ. «Противоречия по недавним решениям энергетического регулятора относительно методологий установления цен на уголь и расчета платы за присоединение к электросети свидетельствуют о том, какое большое значение имеет не только независимость, но и профессионализм и доверие к энергетическому регулятору для привлечения таких остро необходимых инвестиций в экономику Украины», — отмечается в письме.
Шефчович также сетует, что НКРЭ не пользуется экспертной помощью, которую предлагает ЕС. «Анализ упомянутых недавних решений регулятора экспертами ЕС показал, что, к сожалению, используемые методологии не полностью отвечают лучшей европейской практике», — пишет вице-президент Еврокомиссии и просит Порошенко выполнить закон о Национальной комиссии и назначить двух членов конкурсной комиссии (для избрания членов НКРЭКУ).
«Я уверен, что Кабинет Министров Украины и Верховная Рада Украины следуют Вашему примеру, подав свои кандидатуры», — прибавляет Шевчович. Следовательно, не слишком «зеленого» и слишком непослушного Вовка нужно менять? Но его участие в профессиональной дискуссии, в которой принимали участие и члены профильного комитета Рады, и опытные представители разных видов энергогенерации, доказывает, что юный по возрасту Вовк проявил себя как абсолютно аполитичный чиновник и вовсе не зеленый как специалист. Следует ли гражданам Украины ждать, когда такого же уровня достигнет кто-то другой? И какие новые тарифы получим за это время, пока новый и послушный будет входить в курс дел в энергетике?Председатель Нацкомисии по регуляции энергетики и коммунальных услуг: «Нас больше интересует стоимость электроэнергии, чем канонизация одного из видов генерации»