Проект реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Одессе, похоже, достиг своей критической точки. Как выразился мэр Одессы Руслана Боделан, в городе сложилась революционная ситуация. По его словам, население уже не может терпеть безобразий, творящихся в отрасли.
По подсчетам городских коммунальных служб, каждый третий жилой дом Одессы сегодня нуждается в капитальном или текущем ремонте. Больше половины городских зданий были построены до 1917 года. Более трети домов изношены на 60%. Новый жилой фонд города составляет менее 5%. В аварийном состоянии уже многие годы находятся все городские коммуникации. Вода подается по графику. Причем горячая только в осенне-зимний период. Добавьте ко всему вышесказанному одесские дороги, превращенные в сплошную трассу для экстремального вождения, и вы получите достоверный портрет современной Одессы.
НАЧАЛО
Старт реформы был дан в январе 2003 года. В основу проекта разработчиками был заложен механизм демонополизации, внедрения рыночных отношений. Однако, жизнь и местные чиновники внесли свои коррективы.
Первым объектом реформирования стали ЖЕКи. Их место заняли коммунальные предприятия, именуемые Дирекция единого заказчика (ДЕЗ). В отличие от своих предшественников, новообразованные структуры должны были стать прибыльными. Им были предоставлены права юридического лица и, по задумке реформаторов, они должны были выступать своего рода посредниками между жителями и предприятиями-подрядчиками, выполняющими работы по содержанию, эксплуатации и ремонту подведомственного жилого фонда. В обязанности ДЕЗам так же вменялось заключение договоров с жильцами на предоставление услуг и сбор платежей за коммунальные услуги. За счет этих средств содержались и сами ДЕЗы. Предполагалось, что со временем, когда большинство жильцов многоквартирных домов объединятся в кондоминимумы, ДЕЗы отомрут за ненадобностью.
Однако, что-то с самого начала пошло не так. Новые структуры на поверку оказались хуже прежних. Несмотря на то, что население Одессы в 2003 году, как никогда ранее, платило за коммунальные услуги (99%), мусора на улицах и в парадных становилось с каждым днем все больше, а дворников все меньше. На февральской сессии городского совета губернатор Сергей Гриневецкий отметил: «Несмотря на существенное сокращение численности аппарата управления ДЕЗов и уменьшение затрат, долги по зарплате сотрудникам этих предприятий на 1 января составили 530 тысяч гривен. Это 61% от общей задолженности по отрасли! По сути, новообразованные структуры финансируют сами себя. При этом низовые подразделения остаются без денег и не могут откликаться на нужды граждан». По словам губернатора, теперь каждое десятое обращение в управление по защите прав потребителей касается качества содержания домов. По городу стали распространяться слухи о многочисленных хищениях руководителей новых ДЭЗов. Жители Одессы настороженно ожидают, когда с ними начнут заключать договора на обслуживание, которые теоретически могут стать основанием для подачи в суд в случае невыполнения сторонами своих обязательств. В договоре должны быть перечислены 23 вида услуг (уборка территории, парадных, обслуживание лифтов, подкачка воды и т.д.), из них 18 обязательных. Вывоз мусора, борьбу с крысами и мышами городской бюджет берет на себя. Договор должен быть заключен с каждым жителем, кооперативом или кондоминиумом до конца этого года. Но пока в Одессе его текста никто не видел.
ДЕНЬГИ
Серьезные недостатки в работе одесских ДЕЗов отметил Григорий Семчук, глава Госкомитета по вопросам ЖКХ, председатель комиссии, специально созданной по указу Президента Украины для проверки хода реформ в Одессе. По его мнению, вместо того, чтобы выполнять роль координатора- посредника, ДЭЗы сами взялись за обслуживание домов. Тем самым руководители ДЕЗов в корне подорвали идею конкуренции на рынке услуг в сфере ЖКХ. За год реформ на этом рынке появилось только шесть частных предприятий. Предприниматели почему-то не спешат выстраиваться в очередь для заключения договоров с ДЕЗами. По словам Виталия Ляшенко, директора одного из одесских ДЕЗов, все дело в низких тарифах на коммунальные услуги. Денег, мол, ни на что не хватает. Предприятия не хотят работать себе в убыток. Хотя директор одного из таких частных предприятий рассказывал, что рентабельность его фирмы даже при нынешних тарифах и постоянной задолженности перед ней ДЕЗа составляет 10 %. Значит дело не только в прибыли. Тем не менее, городские власти надеются, что после проведения второго этапа реформы — повышения тарифов на коммунальные услуги — число частных предприятий на рынке ЖКХ резко возрастет.
Вопрос о повышении тарифов на коммунальные услуги, как и ожидалось, оказался самым болезненным. Выступая на 9-х всеукраинских муниципальных слушаниях Президент Украины заявил: «Коммунальная реформа состоит не в простом увеличении ассигнований, не в повышении коммунальных платежей, а во внедрении рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере. Только это даст возможность привлекать инвестиции и кредиты для решения проблем модернизации жилья и инженерных сетей». Однако, неспособная нести ответственность за содержание жилого фонда, одесская городская власть все же решила переложить это бремя на плечи населения. С января 2003 года для жителей города почти в два раза возросли тарифы на воду, для предприятий — в 2,5 раза. Потом инвестору, ООО «Инфокс» городской совет передал в аренду на 49 лет коммунальное предприятие «Одессводоканал». Сегодня обсуждается вопрос о передаче частному инвестору одесского теплового хозяйства. Но вот что отметил, выступая недавно на прошедшем всеукраинском совещании по вопросам ЖКХ, губернатор области С. Гриневецкий:
— Сегодня предприятия-монополисты вышли на уровень цен, при котором их дальнейший рост ведет уже не к повышению доходов, а к наращиванию дебиторской задолженности. Цены раздуты непомерно. При существующей системе ценообразования монополисты совсем не заинтересованы в сокращении затрат и потерь. Наоборот, они препятствуют установке всевозможных приборов учета и контроля… Повышение тарифов в таких условиях — это попытка решить свои проблемы за счет потребителей.
С марта 2003 года в Одессе должны были почти вдвое вырасти тарифы на коммунальные услуги. Но, под влиянием общественности, повышение было отложено до 1 апреля нынешнего года. Теперь же окончательным сроком объявлено 1 мая с.г. Новые тарифы — дифференцированные, разработаны для каждого дома в отдельности. Cпециалисты киевской Государственной академии жилищно-коммунального хозяйства выделили 5 категорий домов. Самыми «дорогими» оказались старые дома из ракушечника и новые высотки — 0,707 грн. за квадратный метр. Новые тарифы включают в себя две составляющие — эксплутационную и ремонтную. Последняя должна аккумулироваться на персональном счете каждого дома, а средства использоваться конкретно на ремонт и никуда больше. В новых домах ремонтная составляющая не высока, зато больших затрат требует их эксплуатация. В старых наоборот. Отсюда одинаковые тарифы. Чтобы исправить эту несправедливость, городские власти пообещали жителям взять на себя от 18 до 50% оплаты за коммунальные услуги жителей старых домов.
Но одесситы не питают особого доверия к реформе, которая начинается с повышения тарифов на услуги.
— Нам нужно понять самим и втолковать гражданам, что вода, тепло — это товар, — говорит Г. Семчук. — И оплачивать товар нужно по полной стоимости. Вы же не требуете в магазине хлеб бесплатно. Так и здесь. Наша задача сделать так, чтобы тарифы были экономически обосноваными и включали в себя реальные затраты предприятий, а не их халатность. А повышать их или понижать — пусть решает местная власть. За нами отработка правил игры. И вообще, не повышая тарифы, мы делаем лучше только самым богатым. Им затрат меньше. А наименее состоятельных граждан государство сможет защитить…
СУБСИДИИ
В Одессе иногда происходят странные вещи. За последние три года число граждан, получающих субсидии, сократилось почти вдвое и составляет всего 6,5%. Во Львове этот показатель равен 20%, а в Харькове — 16%. Но это не значит, что в Одессе жители намного богаче, как это старательно доказывает городской голова. Просто процесс получения субсидий и их ежеквартальных подтверждений в городе чрезвычайно осложнился после проведенной в прошлом году административной реформы. Кроме того, субсидии оформляются на ограниченный метраж. А что делать, к примеру, вдове профессора, которая всю жизнь прожила в трехкомнатной квартире? Выселяться в однокомнатную? Освобождать место для более состоятельных граждан? А ведь эти процессы неизбежно начнут происходить с повышением тарифов. Посетивший недавно Одессу премьер-министр Украины Виктор Янукович решил заранее извиниться за ход будущих реформ перед гражданами. «Я хочу от лица власти принести всем огромные извинения за неудобства, которые сегодня есть в нашем жилищно-коммунальном хозяйстве, — сказал он. — Но другого пути у нас нет. Идти путем проб и ошибок очень рискованно, когда за этим стоят люди. Но реформа неизбежна. Мы обязаны ее сделать, и мы ее сделаем».