Четыре года назад твит вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина «Над Киевом безоблачное небо» сыграл свою злую роль, запустив целую череду негативных процессов для украинской промышленности — оборонной, в частности.
Напомним, «День» одним из первых среди украинских СМИ сообщал читателям об опасной роли, которую играет для нас в Кремле вице-премьер Рогозин. В материале о московских соглашениях Януковича и Путина в декабря 2013 года («Переяслав»-2?, «День» от 17 декабря 2013 года) мы отметили, насколько важно серьезно отнестись к наглому микроблогу Рогозина в «Твиттере». Напомним, когда украинцы мирно протестовали, Рогозин в «Твиттере» описывал свое посещение крупных промышленных объектов востока и юга Украины. Но особенно на уши должен был поставить его твит «Над Киевом безоблачное небо», который фактически был анонсом экономического путча в Украине (фраза «Над всей Испанией безоблачное небо «считается паролем-сигналом к началу гражданской войны в Испании 1936 году). А сам «круиз Рогозина» по ключевым объектам промышленности — оборонной в том числе — («Дешифровка сигнала Рогозина», «День» от 5 декабря 2013 года) в последствии оказался «разведмисией» в канун войны, по результатом которой с Донбасса вывозились на территорию России заводы с высокоточным уникальным оборудованием. Так, в частности, Украины потеряла Луганский патронный завод. И вообще этот твит Рогозина — свидетельство того, что операция по аннексии Крыма и превращения Донбасса в зону военного конфликта была спланированной спецоперацией Кремля, которой передовали череда действий по ослаблению экономики Украины. И вот на днях в РФ подтвердили: настало время второй фазы — Кремль попытается «переманить» украинских специалистов, тем самым ослабив нашу экономику, и усилив свою.
«НАД КИЕВОМ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО»-2?
Дмитрий Рогозин во время осмотра самолета Ил-112В на заводе «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» заявил, что Россия готова обеспечить украинских инженеров «необходимыми условиями для работы». «Мы наших коллег ожидаем, готовы обеспечить их самым необходимым, всей необходимой работой, перспективой, заработными платами для того, чтобы не умерла та идеология авиастроения, которая когда-то была воспитана Олегом Константиновичем Антоновым, как единая неотрывная часть общей школы авиастроения Советского Союза», — заявил Рогозин.
Интересно, что, как пишут российские СМИ, «мероприятие прошло в контексте отзыва двигателей второй и третьей ступеней ракеты-носителя «Протон-М» из-за нарушения технологий сборки, допущенной на ВМЗ». «Пройдя по заводу, я понял, что источник разгильдяйства и равнодушия — в социальных проблемах. Работники ВМЗ должны получать больше, чем в среднем по городу, это аксиома», — заявил вице-премьер, тем самым признав факт низких зарплат работников воронежского завода», — отмечают журналисты.
Российские чиновники далеко не в первый раз зазывают к себе работать украинских специалистов в разных отраслях. Весной 2014-го тот же Рогозин заявлял, что оборонно-промышленный комплекс России готов принять на работу украинских специалистов. Россия заявляла о первых принятых заявках от украинских корабелов. Правда, никакой волны эмиграции ведущих украинских специалистов не наблюдалось. А подавляющее большинство судостроителей, которые устроились на Амурском судостроительном заводе, были из Крыма. Причем в отношении крымских судостроительных заводов — пока там все более обещают оборонзаказы, на практике же достижения куда скромнее. Хотя доковым обслуживанием Черноморского флота они занимаются.
А состояние российского авиапрома, судя по всему, действительно не безоблачно, и в первую очередь нуждается в хороших кадрах. К примеру, в 2013 году в интервью российским «Ведомостям» тогдашний гендиректор авиастроительного комплекса им. Ильюшина Виктор Ливанов на вопрос, сможет ли ОАК сделать новый дальнемагистральный самолет, признался, что не знает, ведь «все лучшие умы утекли в Airbus и Boeing». И неудивительно, говорят эксперты, что восполнить кадровый голод в России пытаются за счет украинских кадров. Во-первых, это — высокого уровня специалисты. А во-вторых, такое трудоустройство можно еще и удачно использовать с политической точки зрения — пропагандистские СМИ тут же напишут о «плачевной ситуации в Украине» и помощи «братьям» русского народа.
До начала боевых действий на нашей территории, выпускники Харьковского авиационного института искали работу, в том числе, и в России, и часть ехала туда работать. «Но вскоре они понимали, что карьерного роста на российских предприятиях украинцам ждать не приходится. Да и из-за того, что российское авиастроение заточено под оборонку, выходцам из Украины не хотят давать доступ ко многой информации. Так что многие стали возвращаться обратно еще до обострения отношений между Россией и Украиной», — прокомментировал «Дню» гендиректор «Украэропроекта» Кирилл НОВИКОВ.
АГРЕГАТНО-СБОРОЧНЫЙ ЦЕХ ГП «АНТОНОВ» №18. КАЖДАЯ «ЗАКЛЕПКА» НА КРЫЛЬЯХ — РУЧНОЙ РАБОТЫ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«Для украинских специалистов важно иметь возможность стажироваться за рубежом. Например, поработать в компании «Боинг». Такую возможность видели, например, в компании «Прогресстех». Когда в Украине открылся филиал «Прогресстеха», это дало возможность работать украинцам здесь», — говорит он.
Кирилл Новиков уверен, что украинская сторона должна делать все для того, чтобы хорошие специалисты хотели оставаться работать здесь. И добавляет, что значительному числу наших выпускников приходится искать работу самостоятельно, без поддержки государства.
В том, что украинские власти не делают все необходимое в этом плане, уверен и руководитель консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр ЛАНЕЦКИЙ.
«В Украине остались высококвалифицированные кадры, и для России привлекательно также то, что они понимают и могут говорить на русском языке. Сейчас, когда идет война, недопустимо, чтобы на госзаводах за сто километров от линии фронта не платили зарплаты — на бронетанковом заводе, авиационных. Иначе люди будут ехать работать в Россию, ведь им нужно кормить семьи», — считает он.
Кроме того, Россия старается переманить к себе украинских специалистов еще и для того, чтобы ослабить украинскую промышленность. «Рогозин, к примеру, давно старается мешать развиваться украинскому авиапрому. Он вставлял палки в колеса, когда решались вопросы относительно закупки Россией Анов», — напоминает Ланецкий.
ЗА УКРАИНСКИМИ АВИАИНЖЕНЕРАМИ — ОЧЕРЕДЬ
Опрошенные «Днем» эксперты убеждены: последнее заявления Рогозина о приглашении украинских специалистов не следует воспринимать как что-то очень страшное. «Попытка нагнетать ситуацию» — не более. К тому же, у россиян, считают они, ничего не выйдет, за головами украинских инженеров — очередь. И Россия далеко не самый перспективный претендент.
«В украинских кадрах, не только авиаконструкторах, помимо России, заинтересованы, скажем, Северная Корея, Иран. Вспомним, к примеру, как когда-то северокорейские дипломаты на «Южмаше» пробовали купить чертежи», — говорит Ланецкий.
Украинских высококвалифицированных специалистов хотят видеть в Чешской Республике. Недавно президент Экономической палаты Владимир ДЛОУГИ сказал в СМИ, что необходимо «открыть канал для притока специалистов из Украины». И чешские предприниматели готовы платить иностранцам высокие зарплаты. «Это обусловлено культурной и языковой близостью. Вдобавок уровень образования у выходцев из Украины достаточно высок», — отметил он.
«Временную передышку можно использовать для перестройки нашей собственной системы образования и профподготовки, а также для развития научно-исследовательского сегмента, чтобы создать источник собственных кадров», — сказал Владимир Длоуги. По его словам, в условиях спроса на сотню тысяч работников реализуется программа, позволяющая принять только несколько тысяч украинцев. Так что чешскому правительству стоит принять меры, чтобы решить вопрос на законодательном уровне.
КАСЬЯНОВ: «ПРИГЛАШАТЬ АВИАКОНСТРУКТОРА В РОССИЮ — ВСЕ РАВНО, ЧТО ПРЕДЛОЖИТЬ ЕМУ УЛЕТЕТЬ НА МАРС»
К сожалению, «Дню» так и не удалось пообщаться с директором созданной в прошлом году Украинской авиастроительной корпорации, в которой входят ГП «Антонов», ПАО «Украинский научно-исследовательский институт авиационной технологии» (УКРНИИАТ), ПАО Завод «Маяк», ГП «Новатор» (Хмельницкий), ГП «Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» и ГП «Харьковское агрегатное конструкторское бюро» Михаилом Гвоздевым. Его телефон был отключен. Отметим, что господин Гвоздев никак не отреагировал на заявления Рогозина.
Поскольку Украинская авиастроительная корпорации входит в состав ГП «Укроборонпром», и представители «Укроборонопрома» также проигнорировали «приглашения Рогозина» для украинских специалистов, «День» обратился за комментариями к госпредприятию с официальным запросом. Ответа мы пока не получили. Все-таки наша государственная машина, несмотря на созданное Министерство информации, все еще очень медленна в своих действиях на информационном фланге... Но и тут ее выручают... волонтеры.
Юрий КАСЬЯНОВ, который возглавляет волонтерскую группу, работающую над созданием беспилотных летательных аппаратов для нужд украинской армии, в разговоре с «Днем» сказал, что заявлении Рогозина он видит, как минимум, один позитивный момент для Украины. «Своим заявлением Рогозин только подтвердил: у нас в стране есть талантливые авиаконструкторы. Поэтому для Украины точно не все потеряно. Есть потенциал, — говорит волонтер. — К сожалению, государство мало обращает внимания на этот потенциал. Но он есть. И даже нашими волонтерскими силами созданы уникальные летальные аппараты, аналогов которым, действительно, нет во всем мире».
В остальном, говорит Касьянов, Рогозин говорит «полную ерунду». «С таким же успехом, как приглашать высококвалифицированного специалиста на работу в Россию, можно приглашать его улететь на Марс. У нас власть далеко не идеальная. А власть в России и, в частности, ее модель экономического развития страны, социального устройства, ее идеология, — недееспособная и тупиковая. Я уже молчу, что это страна-агрессор, от которой отворачивается весь мир», — отмечает наш собеседник.
Касьянов советует Рогозину «успокоиться» и забыть об Украине и ее специалистах. «То, что им своих (высококвалифицированных кадров. — «День») не хватает, — уже всему миру очевидно. Пуская, вот, собой и займутся», — резюмирует волонтер.