Украинское правительство беспокоится о своем народе специфически. Для экономического роста Украины и выполнения национальных экономических проектов необходимы кредиты, которые обещает Международный валютный фонд (МВФ) при условии выполнения ряда требований. Одним из требований является повышение цены на газ для населения. Однако за большим количеством (более 800) инвестиционных проектов правительства Украины на сумму сверх одного триллиона гривен, которыми предусмотрены разработка нефтегазовых месторождений, производство самолетов, тракторов, строительство перерабатывающих предприятий и т.п., не чувствуется направления в сторону улучшения жизни собственного народа. Наш премьер-министр в последнее время стал считать, что из-за жестких условий (повышение тарифа на газ и топливо для населения на 40 %, замораживание минимальной заработной платы, общей номинальной заработной платы на текущем уровне) брать кредиты в МВФ для выполнения инвестиционных проектов не целесообразно. Вице-премьер Юрий Бойко заявил, что требование повышения тарифов на коммунальные услуги на 40 % является условием кабального контракта «попередников». Поэтому повышения тарифов не будет.
А теперь давайте разберемся, какова же структура совокупных расходов населения Украины. По данным электронной информации Государственной службы статистики, наивысший уровень в структуре расходов домохозяйств в среднем занимают продукты питания с алкогольными напитками и табаком — 53,7% (продукты питания — 50,2%), или 400 млрд грн (на одного жителя в месяц — 750 грн), а жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива — 9,9%, или 73 млрд грн (на одного жителя за месяц — 137,7 грн). Причем на газ и другие виды топлива приходится всего 1,5 % всех расходов домохозяйств, или в расчете на 1 жителя всего 22 грн в месяц. Расходы на продовольственные продукты в 35 раз выше, чем расходы на газ и другие виды топлива. Отсюда, по моему мнению, необходимо дать ответ — почему украинцы так много тратят на продукты питания и почему для значительной их части они недоступны? И тут уже «попередники» ни при чем. Просто необходимо подумать о своем народе и разобраться: почему никто не обращает внимания на такую «мелочь», как отсутствие какого-либо цивилизованного порядка в ценообразовании на продукты питания и кого (а их единицы по сравнению с миллионами украинцев) это устраивает.
Как регулируются расходы на продукты питания в Украине? Обратимся снова к статистическим данным. В 2012 г. по сравнению с 2002 г. совокупные расходы в расчете на 1 жителя выросли в 5,7 раза, а цены на продовольственные продукты — в 5 раз. За последние 6 лет затраты на продовольствие в структуре всех совокупных расходов остаются практически без изменений. И потому в 2012 г. по отношению к 2007 г. совокупные расходы и на продовольственные продукты выросли на одну величину — 2,1 раза. То есть с ростом доходов (расходов) населения Украины в такой (а то и в большей) степени росли цены на продовольственные товары, а потому в структуре расходов они продолжают занимать почти 55 % (в развитых странах — 10—20 %). В какой стране мира есть такие закономерности, скорее их отсутствие? Такая тенденция, когда с ростом доходов затраты на питание в совокупных расходах остаются без изменений, указывает на уменьшение реальных доходов населения. По-видимому, хорошо, что МВФ требует замораживания реальных доходов, а не мифических. И тут с МВФ нужно согласиться. Ничего они в этом плохого не скрывают, а для населения будет значительно лучше, когда реальные доходы не будут снижаться. А так скоро станем опять миллионерами, как это было в 1993—1995 гг.
Такие структурные соотношения между ростом совокупных доходов и расходами на продовольствие являются украинским феноменом. Поскольку в странах, где существуют хотя бы крохи признаков цивилизованных рыночных отношений, с ростом доходов затраты населения на питание сокращаются. Так было, например, еще в позапрошлом веке в Англии, где Энгель и установил свой известный сегодня в мире закон — с ростом совокупных доходов затраты на питание в структуре расходов сокращаются.
Если бы Профессиональные и Межпрофессиональные (согласовательные) организации, Антимонопольный Комитет и т.п. работали согласно закону (который не принимается до сих пор) , то цены на продукцию росли бы в значительно меньшей степени, чем совокупные доходы населения. Значит, население потребляло бы больше продовольственной продукции и тратило при этом значительно меньшую часть своих доходов
Почему же в Украине не работают общественные законы, если, например, ежегодно по кисломолочным продуктам, сырам, маслу сливочному, говядине, свинине, морепродуктам, плодово-ягодным продуктам и т.п. в широком разрезе (между группами населения с разными доходами) коэффициент эластичности составляет 0,6—1 % (на 1 % роста доходов потребление растет на 0,6—1 %), а фактически в динамике имеем противоположную картину — отсутствие каких-либо структурных сдвигов? Если бы существовали рыночные отношения, то только при двукратном росте доходов потребление перечисленных выше продуктов выросло бы на 120—150 % или же достигло бы рационального уровня, и относительные расходы на питание сократились бы на 20—40 %. Анализ цен, по которым отдельные наши первичные сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют свою продукцию, показывает, что они различаются до 10 раз. Например, в 2012 г. разные посреднические структуры — экспортеры, мельницы, супермаркеты и т.п. закупали пшеницу озимую по ценам 240—3000 грн за 1 т, тогда как в цивилизованных странах разница может быть за счет только качества (5—15 %). Аналогичная ситуация с ценами на говядину, свинину, плоды, овощи и т.п. Почему, например, в 2012 г. после реализации первичными товаропроизводителями 4 млн т озимой пшеницы по цене 240—1400 грн за 1 т армии посредников, элеваторам, мельницам и т.п. цены на хлеб для населения не снизились хотя бы на 2—5 %, а наоборот — выросли?
Несмотря на астрономический рост доходов за относительно короткое время (5—10 лет) остались для основной части населения недоступными многие продовольственные продукты. Так, 85 % населения потребляет меньше нормы мясо-молочных продуктов, 40 % — сахара и рыбных продуктов и т.п. Если бы все население Украины потребляло продовольственных продуктов на уровне 15 % самых богатых его групп, то дополнительно потребление выросло бы на 170 млрд грн. Однако рост потребления продуктов питания возможен только при условии налаживания цивилизованных рыночных отношений, при которых все участники рыночного взаимодействия будут иметь равную рентабельность производства. Бизнес не должен основываться на отбирании продукции у первичных производителей по цене в 2—10 раз ниже рыночной, как это происходит сейчас в Украине. Высокорентабельная деятельность всех участников последующего бизнеса обеспечена именно максимальным занижением закупочных цен у первичных товаропроизводителей и продажей потребителям по максимальным ценам. Тогда более целесообразной для посредников и торговли оказалась тактика направлять на рынок небольшие объемы продукции — в пределах доступности для 40—60 % населения страны.
В странах ЕС, США, Канаде, Австралии и т.п. с ростом совокупных доходов населения в 1,5—3 раза сократились не только расходы на продовольствие в совокупных их расходах, но и население отказалось от многих продуктов питания, таких как масло сливочное, свинина и т.п. Например, в этих странах в избытке появились такие виды продукции, как «сепарированное» мясо (лапы птицы, крылья, кончики крыльев и тому подобное), хоть цены на них в 3—5 раз ниже цен на другие виды мясных продуктов. Так же сало, масло сливочное и т.п. Эти для них уже низкокачественные продукты экспортируются по низким ценам в разные менее развитые страны, включая Украину. Так, Украина в 2005—2012 гг. ежегодно импортировала для мясоперерабатывающей промышленности 300—450 тыс. т мяса, из них 50—70 % — не разрезанного на части, а 30—50 % «сепарированного» мяса (ножки птицы, крыла, кончики крыльев, шеи, разные субпродукты, куски крупного рогатого скота, свиней и тому подобное) по ценам ниже, чем на внутреннем рынке. Но снова конечные мясные продукты (например, колбасы), которые изготовлены из «сепарированного» мяса, почему-то продаются по высоким ценам.
В других странах не допускают, чтобы кто-то из участников рыночного взаимодействия имел чрезвычайно высокую рентабельность, а первичный производитель — высокую убыточность. В пределах продуктового подкомплекса цены согласовывают Профессиональные и Межпрофессиональные организации или же устанавливаются части первичных товаропроизводителей, переработчиков, торговли в конечной цене (которая также предварительно устанавливается после соответствующих расчетов). Тогда будет невысокий уровень рентабельности, зато одинаковый у всех участников интегрированного производства. В этой ситуации максимум прибыли (а не уровень рентабельности) достигается за счет увеличения объема реализации продовольствия по несколько более низким ценам. Тогда продовольственные продукты будут доступны всем без исключения слоям населения страны. Так функционируют продовольственные рынки мира.
Если бы Профессиональные и Межпрофессиональные (согласовательные) организации, Антимонопольный Комитет и т.п. работали согласно закону (который не принимается до сих пор) , то цены на продукцию росли бы в значительно меньшей степени, чем совокупные доходы населения. Значит, население потребляло бы больше продовольственной продукции и тратило при этом значительно меньшую часть своих доходов. Даже если бы только цены конечного потребления в 2012 г. были ниже на 1 %, то потребление продовольственных продуктов в среднем возросло бы по меньшей мере как на 20 млрд грн. Еще больший рост потребления продуктов питания будет в группе населения с низкими доходами. При условии цивилизованного контроля за ценами 1 % роста доходов населения с низкими доходами увеличивает потребление продуктов питания на 0,8—1,5 %.
Можно констатировать, что если бы действительно беспокоились о своем народе, то правительство Украины навело элементарный порядок на продовольственном рынке (сделать прозрачными отношения и организовать мониторинг расходов в цепи «производство — реализация конечному потребителю»), тогда бы для населения экономия на продуктах питания могла составить от 50 до 150 млрд грн, или в среднем на 75—250 грн в месяц в расчете на одного жителя. А так «заботится» правительство о своем народе и отказывается от кредитов МВФ, которые предлагаются при условии роста цен на газ для населения на 40 %, или на 9 грн в месяц в расчете на одного жителя. Как по мне, то 9 грн нельзя сравнить с 100—200 грн экономии на продуктах питания. Тем более что 17,5 млн населения тратит 60—70 % совокупных доходов на продукты питания, и для них эта экономия будет значительно важнее, чем 40 % перерасходов на газ.