Пути реформирования агросектора и развития программ государственной поддержки фермерского движения обсудили в минувшую субботу вице-премьер-министр Украины Иван Кириленко, министр аграрной политики Виктор Слаута, президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Иван Томич и лидеры областных организаций Ассоциации, очередной съезд которой проходил в Киеве. Возможности для поддержки фермеров есть. В 2004 году в «аграрный» бюджет заложено свыше 2 млрд. грн, в том числе 1,2 млрд. гривен на программы развития.
Члены правительства и представители Ассоциации договорились совместно разработать ряд нормативных документов для решения текущих экономических, социальных и материально-технических вопросов, которые существуют в агропромышленном комплексе. Правда, как сообщил первый заместитель министра аграрной политики Николай Безуглый, вместо прямой поддержки фермерских хозяйств намечается ввести механизм компенсации процентной ставки банковских кредитов. Уже подготовлен проект соответствующего постановления Кабинета Министров, которым предусмотрено направить на эти цели из государственного бюджета 13 млн. гривен. Фермерским хозяйствами государство будет компенсировать двойную учетную ставку НБУ. Как считает Н.Безуглый, механизм компенсации процентных ставок позволит фермерам привлечь 85— 100 млн. гривен кредитных ресурсов.
Реакцию правительства на требования фермеров можно назвать спешной, но отнюдь не своевременной. На своем съезде представители более 43 тысяч фермерских хозяйств Украины говорили о том, что в стране намеренно культивируется политика двойных стандартов в сельском хозяйстве, и ее жертвами становятся именно фермеры. И это при том, что почти вся товарная продукция (молоко, мясо, овощи и т.д.) производится в частном секторе. Государственная же поддержка малых хозяйств исчисляется всего 2% от общего объема финансирования агропромышленного комплекса страны. Естественно, фермеры считают, что заслуживают большего. Тем более, что, по их словам, малые хозяйства не получили выгоды, когда зерна в стране было много, потому что цены были искусственно занижены, а при неурожае именно они больше всех пострадали. Государство кинулось спасать сельское хозяйство, напрочь забыв при этом о наличии в селах фермерских хозяйств. И большая часть из них сегодня уверена в том, что, покупая зерно за границей, государство активно инвестирует чужих фермеров, в то время как свои вновь оказались на обочине. Крупные товаропроизводители сегодня с помощью государства активно готовятся к весенне-полевым работам. А многие фермеры еще не решили, где взять денег хотя бы на минимально необходимые работы — защиту растений, подкормику озимых, приобретение горючего, не говоря уже о технике и запчастях. Заложив все более- менее ликвидное имущество еще в прошлом году и получив в связи с неурожаем большие убытки, многие фермерские хозяйства подходят к этому сезону с четким «нет» от банкиров.
Дело в том, что кредитные договоры прошлого года им пролонгировали, но закладывать для новых кредитов фермерам больше нечего. Тем же семейным предприятиям, которые выделились из крупных хозяйств и решили вести свое дело на 2 — 10 гектарах земли, о кредитах нечего и думать. Если бы работали ипотечные механизмы, то эта проблема, возможно, решалась бы несколько проще. Но, во-первых, до конца этого года действует мораторий, и есть предложение его продлить еще на два года. А во- вторых, банки пока еще сами не знают, что делать с землей, если она отойдет к ним по ипотечному обязательству в качестве погашения кредита. Даже минеральные удобрения фермерам обходятся на 20% дороже, чем другим хозяйствам, являющимся правонаследниками колхозов и совхозов.