Ни одной державе мира, как известно, еще не удалось полностью преодолеть коррупцию. Однако в одних странах, в частности в Украине, она пронизывает все области жизни, а в других уже почти загнана в тупик. Дело в том, что эффективно противостоять этому позорному явлению (и это также широко известно) можно только тогда, когда оно не выглядит полезным и даже желаемым в повседневной жизни для значительной части общества. Осуждая полномасштабную коррупцию, мы часто относимся к мелкой и бытовой если и не благосклонно, то довольно снисходительно. В любом случае в обществе должно доминировать стопроцентное неприятие любой коррупции. Ведь она, как и разруха, по высказыванию известного персонажа, в первую очередь сидит в наших головах. Как ее оттуда изъять?
Отвечая на этот вопрос, в Конфедерации свободных профсоюзов Украины, которая сегодня стала массовым и самым действенным объединением трудящихся разных отраслей экономики, решили приобщиться к антикоррупционной деятельности. «Но такая позиция, — отмечал на встрече с журналистами в конце прошлой недели председатель Конфедерации и Национального профсоюза горняков Украины Михаил Волынец, — пугает коррупционеров от власти и поставленных ими «смотрящих». Он отмечает, что в последнее время взят курс на усиление давления на лидеров профсоюзного движения, звучат откровенные угрозы им и их семьям, начертан план дискредитации и функционеров высшего звена, и рядовых активистов. По мнению Волынца, такие действия фактически означают открытие второго внутреннего фронта против украинского народа.
Первый, коррупционный, уже активно действует не один год. Профсоюзный лидер напоминает о Киотском протоколе, согласно которому Украина получила инвестиции на 4,6 миллиарда гривен от японского правительства и промышленных компаний как вознаграждение за уменьшение выбросов парниковых газов. «Эти средства уже перечислены, — говорит Волынец, — но еще при прошлой власти их начали потихоньку разворовывать по разным проектам: то окна меняли, то утепляли здания школ и детских садов. Но и сегодня на счетах остается немалая сумма. И уже наша, демократическая, власть также приобщается к масштабному разворовыванию этих средств».
«В декабре прошлого года, — приводит он конкретный пример, — был проведен конкурс почти на миллиард гривен. 480 миллионов в нем выиграла компания, которая имеет в уставном фонде всего 16,5 тысяч гривен, а ее владелец, хотя и является гражданином Украины, но проживает в Донецке. А вот фирма вроде бы зарегистрирована в Киеве. Но когда полиция, по нашей просьбе, это проверила, то обнаружили по указанному адресу человека, который не имеет к этой компании никакого отношения. Одно это свидетельствует о фиктивных признаках данного бизнеса. Поэтому было начато досудебное расследование. По этому поводу мы обратились к НАБУ, к Генеральному прокурору, уголовной полиции, к главам государства. Определенная реакция уже есть. Например, я допрошен в НАБУ. Получил приглашение на допрос и в полицию. Так что есть надежда, что там заинтересованы рассмотреть этот вопрос».
«Однако это не стало предостережением для Минэкологии, которое проводило упомянутый конкурс с нарушением всех законных требований и условий. Коррупционные действия там продолжаются. Как глава соответствующей комиссии заместитель министра Светлана Коломиец принимала непосредственное участие в выделении «абсолютно коррумпированной» компании 50 тысяч гектаров земли в Ровенской области, где находятся большие запасы янтаря. Другой огромный участок выделен компании, уставный фонд которой составляет всего 100 гривен... «Об участии в этих действиях Коломиец, которая непосредственно причастна к тендерам по расходованию киотских денег, мы также сообщили в заявлении к правоохранительным органам и руководителям государства», — рассказал Волынец и назвал еще одно имя — Елена Балбекова, экс-советник на общественных началах бывшего министра. Ей в свое время было перечислено два миллиона долларов за какие-то информационные или консалтинговые услуги. Но уже тогда, когда по инициативе Конфедерации началось расследование, Балбекова при поддержке Коломиец, получила в министерстве должность руководителя департамента экологии и крепко взяла под свой контроль тему коррупционных потоков.
«Мы получили много обращений с просьбами и даже требованиями отозвать эти заявления и не только от людей, причастных к бывшей, но и к новой власти, которые в этих делах имеют свои коммерческие интересы, — продолжал профсоюзный лидер. — И это чрезвычайно неприятно». Наши властные и контролирующие органы с утра до вечера ведут разговоры о борьбе с коррупцией, созданы антикоррупционные бюро и комитет, а особых сдвигов пока нет, ни в сознании обычных людей, ни в поступках представителей нашей элиты. Именно этим Волынец объясняет то, что при конфедерации свободных профсоюзов создана на общественных началах группа для борьбы с коррупционными явлениями. Ее будет возглавлять генерал-майор, экс-заместитель главы СБУ Виктор Ягун.
Глава Конфедерации свободных профсоюзов также отмечает, что в Украине, как и при Януковиче, сохраняется институт «смотрящих». По его словам, недавно работниками СБУ выявлено, что некоторые народные депутаты, а также надзиратели, поставленные министром «Энерговугилля» Владимиром Демчишиним, рассматривали вопрос о том, как им реагировать на мои антикоррупционные заявления... вплоть до физической ликвидации, а также о том, что делать с моей семьей.
Волынцу показали, что с ним может однажды случиться, на примере лидера профсоюза шахты Ново-Волынская-1 Анатолия Мухамеджанова. Его, по указанию такого надзирателя, прямо в кабинете директора шахты и в его присутствии избила группа людей. Активист получил сотрясение мозга и перелом костей лица, а полиция, как и местные врачи, «ничего не увидела». Только врачи из областного центра подтвердили факт избиения. Зато «смотрящий» (горняки теперь уверены, что это советник главы Минэнерговугилля Андрей Венгрин) отреагировал молниеносно. По-видимому, опасаясь огласки, он предложил Мухамеджанову встречу в министерстве и средства якобы на уставную деятельность профсоюза. Не является ли это попыткой дать взятку активисту за молчание?
«День» спросил Волынца, не считает ли он коррупционными проявлениями также и невыплаты зарплат шахтерам. «Долги горнякам на государственных шахтах достигают почти миллиарда гривен, — ответил он. — На некоторых шахтах Донецкой области они тянутся еще с 2014 года. За декабрь 2015 года зарплата не выплачена на 90% шахт. В Лисичанске жены 37 горняков создали инициативную группу и заявили, что не будут пускать в шахты своих мужей, будут блокировать подход горняков к шахтным стволам. По их словам, голодный человек не может работать под землей в чрезвычайно сложных условиях». «Если вы, министры, нормальные руководители, — призывает Волынец, — то сделайте так, чтобы и на украинской, и на оккупированной территории поняли, что здесь беспокоятся о людях, не закрывают свои шахты и не покупают намного более дорогой уголь в России и в Южноафриканской республике. Или вы в таких покупках как-то заинтересованы?»