Недавно мне пришлось принимать участие во встрече главы Государственной налоговой администрации Александра Киреева с представителями украинского и зарубежного бизнеса, организованной Американской торговой палатой в Украине. Обсуждались методология и практика администрирования и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для компаний аграрного, телекоммуникационного и рекламного секторов рынка.
Замечу, что совершенствование законодательства в части взыскивания налога на добавленную стоимость согласно концепции, представленной Минфином на рассмотрение правительства, должно осуществляться в соответствии с определенными и на первый взгляд совсем неплохими принципами. Определение налоговых обязательств будет проводиться по принципу «страны назначения», который предусматривает налогообложение товаров, предназначенных для внутреннего потребления, включая импортированные в Украину, за исключением товаров, которые поставляются на экспорт. Подлежат налогообложению услуги, которые оказывают на территории Украины любым юридическим или физическим лицам. Определение налоговых обязательств из операций продажи товаров или услуг осуществляется по принципу «первого события» и с применением «метода налогового кредита». Право на получение такого кредита возникает только на основании представления налоговой накладной на приобретенные товары (услуги), подтвержденного подачей в налоговые органы реестра налоговых накладных в электронном виде. При продаже на внутреннем рынке не допускается применение нулевой ставки налога. Возмещение НДС из бюджета в течение бюджетного года допускается только для налогоплательщиков, которые осуществляют систематические поставки товаров на экспорт, проводят деятельность в сферах, связанных с сезонными закупками товаров, расходы на которые не покрываются поступлениями от их продажи в отчетных периодах; имеют место значительные инвестиционные расходы. При проведении других хозяйственных операций, которые привели в отчетном периоде к отрицательному значению, НДС возмещается из бюджета, если на протяжении последующих шести месячных отчетных периодов эти суммы не погашены налоговыми обязательствами. Ставка налога должна быть единая и оптимальная по размеру. Предусматривается поэтапное снижение ставки НДС до размера 18% (ныне она составляет 20%).
После обсуждения мне удалось поставить г-ну Кирееву несколько вопросов. В первом речь шла о проекте концепции реформирования налоговой системы Украины, который недавно представило правительство. Киреев напомнил основные черты концепции, назвал ее прагматической и указал, что она позволит создать эффективную налоговую систему, в отличие от другой концепции, разработанной рабочей группой Владимира Ланового.
Аргументируя второй вопрос, я отметил, что чрезмерные налоговые требования вынуждают предпринимателей, которые хотели бы работать честно, идти в тень. В плане НДС один из факторов тенизации — существующий и предложенный в новом проекте концепции «принцип первого события», связанный с «методом налогового кредита». Многие предприниматели при таких условиях не смогут выплачивать НДС и будут вынуждены уйти в тень. Почему правительство не хочет принимать принцип возникновения налогового обязательства по НДС после окончания экономической операции?
Отвечая на этот вопрос, Киреев отметил, что половина предпринимателей согласна со мной, тогда как другие предлагают оставить так, как считает правильным налоговая, и согласно подходу, который применяется в странах Европы.
Отвечая на первый мой вопрос, Киреев отметил, что снижать ставку НДС до 10-12% (предложение группы Ланового) абсолютно нереально. Тогда я был вынужден поставить еще один вопрос. Почему нельзя пойти на снижение ставки НДС до 10 — 12%, хотя это сделает экономически нецелесообразными большинство схем уклонения от налогообложения («обналичка», «серая» контрабанда, уголовный возврат НДС и тому подобное) и в то же время даст не хуже, чем нынешнее наполнение бюджета за счет увеличения базы налогообложения? Налоговик объяснил коротко: такое отношение вызвано тем, что при ставке НДС 10 — 12% бюджет не наполнить.
К каким выводам можно прийти, анализируя эти вопросы и ответы? По моему мнению, напрасно надеяться, что председатель налоговой службы будет приветствовать предложения, благодаря которым можно снизить налоговую нагрузку. Добиваться таких изменений — дело бизнесменов (а также политиков, которые их поддерживают), если они хотят жить честно. (Одна простая женщина, которая торгует на базаре и осуждает поведение наших депутатов в парламенте, сказала мне: «У нас в селе соседи также иногда ссорятся. И, бывает, в сердцах хочется в споре сказать что-то очень резкое. Но разве же можно, ведь рядом наши дети?»). Нужно бы о них подумать и всем нам. Именно такую цель поставила себе общественная организация, которую я возглавляю. Мы хотим сделать страну и общество лучшими как можно быстрее. Уже почти год мы вместе с представителями других общественных объединений работаем над проектом концепции реформирования Украины и ее налоговой системы (http:// www.uspishnaukraina.com.ua/images/proj_ref.pdf). И гордимся тем, что многие положения нашего проекта уже включены в другие проекты концепций реформирования налоговой системы Украины. В ментальной сфере мы помогаем воспитывать граждан таким образом, чтобы преодолеть такие недостатки общества, как зависть, жадность, нечестность (кто сомневается в наличии всего этого, посмотрите вокруг. У нас предают и в бизнесе, и в политике...). При этом одним из наиболее эффективных инструментов воспитания граждан мы считаем налоговую систему. Наши (и другие) исследования показали, что чрезмерные налоговые требования в Украине являются одним из основных факторов тенизации экономики и коррумпированности власти, а существующая налоговая система в целом является очень эффективной «школой» лжи. Результаты обучения в этой и других подобных «школах» все видят (включите телевизор). Однако понятно, что задача реформирования этой негативной «школы» — не для ГНАУ. Этим должны бы заниматься политики, которые хотят сделать нашу страну цветущей, а также другие неравнодушные граждане.
После описанного заседания пришлось обменяться впечатлениями с несколькими бизнесменами и специалистами налоговой. Странно, но почти никто из них не понимает, почему «налоговыми» делами вынуждена заниматься общественная организация. Я лично также не раз над этим задумывался. И приходил к выводу: политики и власть не готовы бороться за установление налоговой системы, которая позволит честно зарабатывать. Например, проект концепции реформирования налоговой системы, созданный группой Ланового, исходит из презумпции невиновности налогоплательщиков и стремится предоставить возможность честно работать тем, кто этого желает (в то же время, конечно, не забывая о необходимых рычагах принуждения — новые налоги на недвижимость и активы, и тому подобное). Почему же правительство одобрило другой проект? Это для нас загадка...
Ключ к ней, по-видимому, в том, что представителям малого и среднего бизнеса нецелесообразно и опасно связываться с политиками. Если бы в стране была нормальная налоговая система, справедливое законодательное поле и честные суды, то дела предпринимателей должны были бы идти хорошо при любой власти. Об этом в значительной степени свидетельствует тот факт, что ныне, практически из-за отсутствия правительства и власти вообще, экономика развивается, и не так уже и плохо. Но каждый понимает, что долго так жить нельзя. Стране, ее экономике нужны реформы, в частности, и в налоговой сфере. Но провести их можно только тогда, когда мы создадим вокруг этой проблемы соответствующее общественное мнение и убедим граждан быть по-настоящему самодостаточными, смелее брать на себя ответственность за себя и своих близких. Но вопрос еще и в том, хотят ли граждане Украины жить и зарабатывать честно? Я уверен, что подавляющее большинство из них настроено именно на это, хотя диспозиция нашей жизни нередко вынуждает их сбиваться с нормального пути и прибегать к взяткам, кумовству и другим поступкам против совести. И при этом мало кто задумывается над тем, что на самом деле жить честно намного выгоднее... Возьмем хотя бы конкурентоспособность любого предприятия и даже всей нашей страны. Почему бы нам всем не поработать в этих направлениях?