Региональный авиаперевозчик — компания «Днепроавиа» работает довольно успешно. Одна из причин этого — эксклюзивная особенность — компания объединяет и авиаотряд, и аэропорт. Аналогов такой структуре в Украине нет. Но еще в 90-х годах минувшего века появилась проблема реконструкции аэропорта и покупки новой техники. Государство, как не раз случалось, от этого фактически устранилось. «Днепроавиа» рискнул взять кредиты. Погашать и обслуживать их было довольно сложно. Но постепенно ситуация стала улучшаться. Благодаря укреплению своих позиций в качестве регионального перевозчика и последующему выходу на международный уровень, финансовое положение компании стабилизировалось.
Однако дальнейшее развитие сложно рисовать в радужных тонах. Авиакомпания остро нуждается в проведении комплексного финансового оздоровления, от проведения которого государство «тактично» самоустранилось. К счастью, есть люди, которым небезразлично — будет ли в Днепропетровске свой аэропорт или жителям города и области придется пользоваться услугами аэропортов Запорожья и Кривого Рога. Это компания «Приват Интертрейдинг», которая, рискнув, приняла решение провести санацию «Днепроавиа».
Потенциальный санатор понимает, что без создания современного авиационного комплекса в городе на Днепре, который будет соответствовать лучшим международным стандартам качества обслуживания пассажиров и обеспечивать высочайшую надежность полетов, перспективы «Днепроавиа» невеселые. В процессе финансового оздоровления не обойтись без привлечения дополнительных кредитов. Что поделать, авиационная отрасль отнюдь не так прибыльна, как это может показаться со стороны: покупка новой техники «выливается» в миллионные суммы, топливо постоянно дорожает, растут накладные расходы, невозможно сдержать увеличение тарифов на аэропортовое обслуживание в аэропортах назначения. «Приват-Интертрейдинг» готов выступить поручителем по привлекаемым кредитам. Ведь имущества «Днепроавиа» (это очень важно для получения кредита) недостаточно для залога, к тому же оно не свободно от обязательств. Очень важной частью плана санации является подписание мировых соглашений об отсрочке уплаты долгов, что даст время для проведения запланированных мероприятий по технической модернизации, аккумулированию средств в объемах, необходимых для возврата имеющейся задолженности.
Как ни печально, роль государства в ситуации вокруг «Днепроавиа» сложно оценить как конструктивную. В соответствии с действующим законодательством, утверждать план санации должен Фонд госимущества. Казалось бы, в чем проблемы, если такой план согласован с комитетом кредиторов. Уж если они согласны на проведение этой процедуры, значит методология финансового оздоровления подготовлена качественно. Но ФГИ, как Баба-яга из одноименного мультфильма, против.
Кстати, просматривается явная неподготовленность работников ФГИ и в юридических вопросах. Фонд госимущества требует выделения аэропорта из состава предприятия в качестве отдельного юридического лица, что может привести к разрушению целостной структуры «Днепроавиа» и ставит под угрозу существование авиакомпании вообще. А как быть с таким «малозначимым» с точки зрения ФГИ, но крайне важным с точки зрения права вопросом: процедурно невозможно разделить требования кредиторов, включенных в состав соответствующего реестра, на два юридических лица. Ведь именно два юрлица могут образоваться из «Днепроавиа», если будут воплощены в жизнь пожелания государственных чиновников.
Как же можно объяснить подобные теоретические изыскания ФГИ? Ведь, в соответствии с действующим законодательством, даже после отчуждения имущества, находящегося в залоге, юридическое лицо, принявшее данное имущество на свой баланс, несет солидарную ответственность перед залогодержателем. И права на заложенное имущество все равно сохраняются у кредитора. Невозможно понять, на чем же основываются подобные требования Фонда госимущества, если они фактически невыполнимы? Это, пожалуй, похоже на элементарную затяжку времени. Что особенно обидно — Госавиаслужба Украины фактически солидаризировалась с ФГИ по части требований выделить аэропорт из состава компании. Правда, руководство авиационной отрасли ставит условие, что такое выделение должно проводиться после выполнения плана санации предприятия. Из этого можно сделать лишь один вывод: государственные органы не имеют представления о способах решения проблем «Днепроавиа». Еще великий Адам Смит утверждал: государство — худший собственник. Ведь на самом деле вряд ли у кого-либо имеются хоть какие-нибудь аргументы против продления процедуры санации. А если подходить к решению проблем «Днепроавиа» комплексно, то авиакомпании просто необходима приватизация!