В Верховной Раде Украины зарегистрирован, представленный правительством, проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обращения земель сельскохозяйственного назначения» — без всяких изменений, хоть официально декларировалось, что законопроект учтет дельные предложения. Для этого презентовались его положения публично 19 сентября 2019 года на конференции под эгидой Президента Украины, а сам проект был обнародован на сайте Минэкономразвития (главного разработчика от правительства) на несколько дней, вроде бы, для обсуждения, предложений и внесения изменений.
К сожалению, предоставленные мною 12 сентября 2019 года в офис Президента Украины (электронной почтой) обоснованные инновации в виде «шагов» относительно институционного обеспечения Свершения земельной реформы в Украине как новой парадигмы — с позиции национальных интересов — всех граждан Украины, в том числе и крестьян, — которые должны были бы предшествовать любым гражданским рыночным процессам, что дополняют и усиливают только правильные (по моему убеждению) наработки команды Президента Украины в этой области, а также переданные копии инновационных шагов, на упомянутой конференции, лично премьер-министру Алексею Гончаруку и главе профильного комитета Верховной Рады — Николаю Сольскому, — также остались вне поля зрения.
Кстати, наши комплексные научно обоснованные предложения уже публично раскрыты для значительного количества небезразличных граждан для вооружения их правдивыми знаниями «о земле Украины» как об основном национальном богатстве и главном капитале нации, — особенно читателей газеты «День», начиная с моего актуального интервью с Аллой Дубровык-Роховой за 5 июля 2018 года «Украинцы — миллионеры!»
При таких обстоятельствах, видится, что ускоренное принятие «вслепую» этого проекта и быстротекущее (на протяжении года) развертывание механизмов осуществления на практике задекларированных намерений, может усложнить ситуацию и еще глубже проникнуть в имеющиеся «земельные раны», также и потому, что такой процесс оставляет вне поля зрения требования действующих конституционных норм... Поэтому, прежде чем внедрять, предлагаемое сегодняшним правительством обращение «земель» (фактически должна фигурировать только норма «обращение земельных участков» как объектов гражданских прав), что возвышается как, вроде бы, завершающий этап осуществляемой колхозно-совхозной «реформы», нужно сначала рассказать обществу всю правду о первоочередной необходимости введения так называемой «Земельной реформы» в соответствии с конституционным полем Украины и обеспечить немедленное исправление ошибок «предшественников».
Не следует забывать, что сверхважной предпосылкой является полноценная и синхронная передача на места всех полномочий, присущих местному самоуправлению (в пределах и за пределами населенных пунктов), — с одновременным усилением общенациональных функций относительно практической реализации Конституционного права собственности Украинского народа «на землю и ее природные ресурсы», обеспечивая права и обязанности каждому гражданину Украины, независимо от того где он проживает и к какой громаде принадлежит. Ведь (поскольку), основные функции относительно этих двух взаимных составляющих государственности и природопользования в Украине должны относиться исключительно к общегосударственным и не могут кому-либо делегироваться или «децентрализоваться» (Рис.).
Но (не принимая во внимание требований конституционных норм) публичное утверждение министра Минэкономразвития Тимофея Милованова о том, что земля будет передана громадам и будто громада на своей территории (в пределах и вне пределов населенных пунктов) будут решать, кому продать землю — это полуправда.
Наша уверенность основывается на том, что основная часть земельных участков (паев) на землях сельскохозяйственного назначения находится в собственности граждан (большая часть паев полулегально уже отчуждена), и только они самостоятельно (граждане) могут принимать решение об их продаже кому-либо (и только тех участков, которые еще не обременены другими правами), а не местная громада. Другие земельные участки государственной собственности (научно-исследовательские хозяйства, подсобные хозяйства и тому подобное), расположенных на территориях лишь отдельных местных советов (за пределами населенных пунктов) и значительная часть таких земель сначала будет разделена на паи между работниками и пенсионерами этих предприятий. Такие граждане как владельцы также самостоятельно будут принимать решение об их отчуждении, а не громада.
Очевидным является и то, что сегодняшние арендаторы, включительно с новыми «серыми владельцами», земельных участков (паев), а также и другие «денежные граждане Украины» и «юридические лица Украины, созданные по законодательству Украины» первоочередно будут становиться законными (легализуемыми) владельцами только земельных участков (меж) как объектов гражданских прав, а — не «земли» как природных объектов права собственности Украинского народа, которые не могут быть предметом покупки-продажи и не подлежат отчуждению кем-либо, в интересах кого-либо и любым способом. Однако эту конституционную правду нужно услышать всем, особенно законодателям и тем, кто требует референдума.
При этом, по нормам законопроекта, совокупная площадь земельных участков (меж) сельскохозяйственного назначения в собственности такого каждого гражданина, и такого каждого юридического лица, с учетом связанных лиц или юридических лиц, которые имеют общего конечного бенефициарного владельца (контролера), — будет составлять до 15% земель сельскохозяйственного назначения в пределах одной области или Автономной Республики Крым и 0,5% (свыше 200 тыс. гектаров) в пределах Украины.
Например, возьмем Хмельницкую область как среднюю по главным социально-экономическим показателям в сельской местности в государстве. Так, состоянием на начало 2018 года товарных земельных участков сельскохозяйственного назначения в области насчитывается около 1,5 млн гектаров, что расположены преимущественно за пределами 1419 поселков (5 — не городскоого типа) и сел (1414). Из них 1,2 млн гектаров — в частной собственности и 0, 3 млн гектаров — в государственной собственности. В аренде находится почти 75% участков частной собственности.
При условиях принятия зарегистрированного законопроекта, совокупная максимальная площадь (15% в области) возможно приобретенных (легализуемых) земельных участков одним богатым гражданином или юридическим лицом в собственность, будет составлять до 180 тыс. гектаров, что охватит всю территорию за пределами 212 сельских населенных пунктов. Таких покупателей максимально может появиться — 7—8, которые теоретически станут владельцами почти всех земельных участков сельскохозяйственного назначения области.
На таком фоне утверждение о, вроде бы, реальной возможности приобретать земельные участки (паи) простыми гражданами, с целью становления малых (до 50 гектаров), средних (до 200 гектаров) и больших (до 500 гектаров) семейных фермерских хозяйств, — кажутся сомнительными и нуждаются в достаточно затратном и стабильно однозначном сопровождении мудро продуманных и узаконенных государством механизмов осуществления земельной реформы — в интересах, именно таких хозяйств. Следует заметить, что сельская громада также существует только тогда, если на их территории функционируют такие местные хозяйства, разнообразные производственные (перерабатывающие) и другие предприятия.
Однако, заявленный правительством фрагмент, относительно закладки в государственном бюджете на 2020 год 4 млрд. гривен на компенсацию коммерческим банкам части процентной ставки за предоставленные кредиты потенциальным фермерам на приобретение под залог земельных участков, — будет гарантировать, в первую очередь, стабильность коммерческой «деятельности» банков. В то же время замалчивается механизм становления и развития самого хозяйства, которое должно возвращать кредиты. Ведь, чтобы стать фермером, нужно также (одновременно) иметь доступ к дешевым (до трех процентов годовых) долгосрочным (не меньше чем на 10 лет) деньгам (кредитам), — не только для приобретения земельных участков суммарного оптимального размера (по направлениям ведения хозяйства), но и на приобретение комплекта почвообрабатывающей техники, автомобилей, скота, оборудования и оснастки (включая систему орошения), сооружения хозяйственных и складских помещений (возможно жилого дома и коммуникаций) и др. А самое главное — своевременно обработать землю, изготовить продукцию, ее продать, заработать деньги (чистая прибыль), которые гарантированно и вовремя нужно отдать за одолженные в банке деньги (вместе с заявленными процентами). Иначе наступит другая — «горькая правда».
Очень необходима также правдивая информация о возможных реальных ценах (стоимости), в предлагаемых рыночных условиях, — на земельные участки как на объекты гражданских прав, которые являются их собственностью (частная, коммунальная и государственная) и которые могут покупаться, продаваться, сдаваться в аренду, под залог и тому подобное, а также на природные объекты права собственности (владение, пользование и распоряжение) Украинского народа (все категории земель, в том числе земли сельскохозяйственного назначения), что находятся в пределах таких участков и которыми «Каждый гражданин имеет право только пользоваться (не владеть и не распоряжаться) природными объектами права собственности народа в соответствии с законом» (ст. 13 Конституции Украины). К сожалению, такого закона пока еще нет.
При этом сверхважно осознать, что стоимостные доли земельных участков не могут быть больше (научно доказано) стоимостных долей имеющихся природных объектов. Права собственности на участок не могут автоматически поглощать (распространяться) на чужую собственность (поверхностный (грунтовый) слой, водные объекты, леса и многолетние насаждения и другие природные объекты), поскольку будут нарушать права других лиц (Украинского народа). Также нужно знать и четко придерживаться конституционных требований: «Собственность обязывает...» — всех, в первую очередь субъектов права собственности на земельные участки (их арендаторов); «Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу» (ст. 13 Конституции Украины).
Именно на такой основе конституционно гарантируется гражданам, юридическим лицам и государству приобретение и реализация прав собственности на соответственно сформированные земельные участки, которые выступают соответствующими объектами не только гражданских прав, а также обязанностей и требований природопользования и гарантий социальной направленности экономики. Субъекты права собственности на земельные участки являются равными между собой и перед законом, они не могут конкурировать с правом собственности украинского народа на природные объекты (ст. 13 Конституции Украины).
Но разнообразные так называемые эксперты и аграрные теоретики по продаже национальных богатств очень коварно раздают «земельные пряники» относительно «безумного» роста цен (стоимости) на земельные участки (паи) — в случае внедрения конкурентного рынка (обращения) земель сельскохозяйственного назначения в Украине. Об этом подробнее идет речь в статье «Цена земли, или Как некоторые экспертные фантазии могут «убить» фермерство в Украине» («День», за 25 сентября 2019 г.).
Даже, учитывая эти причины, непонятно, — на какой основе авторы законопроекта публично прогнозируют (пункт 13 Объяснительной записки подписанной министром Минэкономразвития Тимофеем Миловановым), что реализация проекта Закона, будто бы, будет «иметь позитивные социально-экономические последствия», в частности: «повышение уровня мотивации труда путем сочетания в лице гражданина Украины владельца земли и производителя сельскохозяйственной продукции; обеспечение прозрачности операций с землей; повышение экономического благополучия населения, создание на селе крепкого экономически активного среднего класса».
Однако наши аналитические исследования указывают на то, что больше всего выглядят обеспокоенными относительно вариантов последующего развития процесса по наведению правопорядка во всех сферах жизнедеятельности в Украине, особенно относительно формирования правопослушного землепользования (природопользования) в прозрачных рыночных условиях Новой Украины, являются те аграрно-бизнесовые структуры и их конечные бенефициарные владельцы, которые на протяжении действия (возможно благодаря) моратория создавали предпосылки (по разным легальным, полулегальным схемам), чтобы считать себя абсолютными владельцами «накопленных банков» земель сельскохозяйственного назначения в Украине, а теперь — легализовать их.
Убежден, что вылечить многочисленные «земельные раны», приобретенные по разнообразным интересам таким способом, может лишь «горькая правда» конституционного прагматизма, — независимо от того, когда, как и на каком этапе был нарушен конституционный принцип верховенства права и совершено «злодейство». Ведь, «украденное» не имеет срока давности. Его нужно просто вернуть законному владельцу — всему Украинскому народу.