Тема отмены моратория и внедрения рынка земли в последнее время вызвала ряд протестов фермеров и подняла немало шума. Дискуссии продолжаются на ток-шоу, в соцсетях, правительство запустило социальную рекламу об украинском фермере Андрее, который не может пользоваться кредитами в отличие от польского коллеги Анжея. Между тем отдельные положения недавно принятого за основу законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обращения земель сельскохозяйственного назначения» не находят желаемой поддержки ни со стороны многих агропроизводителей, ни среди части народных депутатов, признает член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики, нардеп от Винничины по избирательному округу № 17 Николай КУЧЕР. Ведь от того, каким будет данный закон, в итоге зависят не только перспективы развития агросектора, сельских территорий, благосостояние громад, но и безопасность Украины как государства и стоимость еды на столах.
— Прежде чем внедрять ту или иную реформу, нужно понимать ее конечную цель. В настоящее время сельское хозяйство — наиболее динамическая отрасль национальной экономики, которая активно развивается. Украина еще собирает урожай 2019 года, но уже очевидно, что валовой сбор зерна опять превзойдет прошлогоднее достижение в 70 млн тонн. А масличных 20 млн тонн — еще 10 лет тому назад о таких результатах мы не могли даже мечтать. В прошлом году аграрный сектор сгенерировал приблизительно 12—13% украинского ВВП. Доля продукции сельского хозяйства в общем экспорте Украины за этот период составляла 39,8%, или рекордные для Украины 18,8 миллиарда долларов. А это означает поступление в Украину валютной выручки, стабильность национальной гривни. Более того, в АПК сегодня работает приблизительно 3 млн человек. То есть если цель реформы — в развитии отрасли, то возникает вопрос: зачем нужна земельная реформа при таких результатах?
Если же цель реформы — привлечение инвестиций, то здесь возникает вопрос развития финансовой и банковской систем Украины. Для этого фермер должен получить доступ к кредитам, а значит — нужно разрабатывать механизмы удешевления кредитов для развития сельскохозяйственного производства. Несколько лет назад правительство Владимира Гройсмана разработало и внедрило проевропейские подходы к государственной поддержке АПК, был принят ряд законов для развития фермерства. Однако возникло немало шума относительно эффективности дотаций, справедливости их распределения. Проанализировав, можно увидеть, что господдержку получали те, кто прозрачно работал, платил налоги, инвестировал в развитие экономики. Как следствие, сельское хозяйство, как я уже отмечал, продемонстрировало исключительно позитивную динамику в своем развитии. Потому внедрение рынка земли не стояло так остро. Ведь были другие реформы, разработанные на основе успешного международного опыта, с учетом необходимости технологического развития, производства готовой к потреблению продукции в Украине и для украинцев.
«НЕ НУЖНО РАССМАТРИВАТЬ ЭТОТ ВОПРОС С ПОЗИЦИИ НАДО — НЕ НЕДО, ПРАВИЛЬНО — ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО»
— То есть земельная реформа сейчас не актуальна?
— Попробую объяснить более доступно. Не нужно рассматривать этот вопрос с позиции надо — не надо, правильно — или неправильно. Есть люди, которые получили землю в наследство, а сами, например, поехали жить в другую страну. Квартиру продали, машину продали, а пай — не могут, потому что это право у них отобрали на законодательном уровне. Так что им делать? Бросать землю без хозяина или лучше продать тому, кто на ней будет работать? Свободный рынок земли значит, что государство разрабатывает и закрепляет на уровне закона правовой механизм покупки-продажи земель сельскохозяйственного назначения, а владелец земли (пайщик) получает законное право продавать или не продавать свой земельный участок. Подчеркиваю: право продавать или не продавать свой пай! На сегодня сделать это законно владелец не может, даже если у него есть такое желание.
Вместе с тем с внедрением рынка земли любой гражданин или украинское предприятие, которое желает заниматься сельским хозяйством, получает законное право покупать землю для ведения такого хозяйства. И пока люди этого не поймут, до тех пор земельная реформа восприниматься не будет. Для этого нужно время и кропотливая работа с людьми. В первую очередь, со стороны представителей власти, которые являются инициаторами внедрения свободного обращения земель сельскохозяйственного назначения, а потом и снятие моратория. Нужно поддерживать создание соответствующих профильных неприбыльных организаций, нанимать образованных специалистов, которые предоставляют грамотные консультации, проводят разъяснительную работу как индивидуальную, так и в процессе публичных общественных дискуссий.
«ЕСЛИ ФЕРМЕР ИЛИ БОЛЬШОЙ АГРОХОЛДИНГ ПРОЗРАЧНО ПЛАТИТ НАЛОГИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИНВЕСТИРУЕТ В СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ, ТО ГРОМАДА БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ»
— В настоящее время украинское село живет фактически за счет земли. Если фермер социально сознателен, он развивает не только свое хозяйство, но и громаду, на землях которой хозяйничает. Не изменит ли этот порядок действий отмену моратория? Заинтересованы ли будут крупные компании, которые могут поглотить малые хозяйства, в развитии сельских территорий?
— Земельная реформа и отмена моратория на продажу сельскохозяйственной земли здесь играет далеко не главную роль. Все зависит от сознания украинских предпринимателей. Если фермер или большой агрохолдинг прозрачно платит налоги, дополнительно инвестирует в социальную сферу, то громада будет развиваться. Как и страна в целом.
Давайте посмотрим на Ладыжин, городок областного значения в Винницкой области. Население приблизительно 25 тыс. человек. Объем доходов городского бюджета в расчете на одного жителя больше, чем в областном центре — Виннице. Потому что в городе работают как предприятия АПК, так и промышленные предприятия, осуществляют прозрачную деятельность, создают рабочие места. Тем самым наполняется бюджет, который распределяет городское руководство с учетом потребностей жителей. Есть замечательная коммуникация между всеми сторонами процесса, чрезвычайно правильно претворяется в жизнь треугольник «громада — власть — бизнес».
На моем округе есть также успешные, эффективные ОТГ, такие как Краснопольская, Джулинская, Шляховская, Тростянецкая, которые создавались на принципах открытости, публичности и обязательно их финансовой возможности, потому что это чрезвычайно важное условие. Задача каждого руководителя органа местного самоуправления — выстроить правильную коммуникацию как со своими жителями, так и с бизнесом. Ведь инвесторы также бывают разные — те, которые работают в соответствии с законом и платят налоги в полном объеме. Но, к сожалению, есть такие, которые не уважают громаду, где работают, и не беспокоятся о ее благосостоянии.
Для сельских территорий действительно важно, чтобы фермер или агрохолдинг были законопослушны, тогда и бюджет села и социальная инфраструктура будет улучшаться. И не важно, в собственности у фермера или агрохолдинга будет земля, или эти хозяйства будут и в дальнейшем использовать землю, арендуя и платя рыночную арендную плату за государственные земли (а это больше чем 3000 грн/га) или налоги на пай в собственности физического лица (это больше 300 грн/га).
«ЗЕМЛЯ — ЭТО ТО МАТЕРИАЛЬНОЕ, ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО БОЯТСЯ ПОТЕРЯТЬ НАШИ ЛЮДИ»
— В первом чтении вы не голосовали за «земельный» законопроект. Почему?
— Я не поддержал законопроект о рынке земли, потому что он игнорирует интересы украинцев и нуждается в существенной доработке. Нельзя принимать такие фундаментальные для государства законы, игнорируя мнение людей. Особенно, когда больше 70% граждан против внедрения рынка земли. А в причинах, почему люди против рынка земли, почему существуют страхи у владельцев паев, власть или отдельные ее представители, которые пожелали внедрять земельную реформу сегодня, так и не разобрались. В проекте закона не прописаны четкие, понятные правила и механизмы открытия рынка земли. Это рамочный документ, который потом будут корректировать какими-то постановлениями или другими нормативными документами.
Я как народный депутат постоянно общаюсь и с сельскохозяйственными производителями, фермерами, т и с крестьянами, владельцами земли. Провожу как познавательную для себя работу, так и разъяснительную для заинтересованных в этом вопросе людей. Ходил и на митинги около Верховной Рады, чтобы общаться с людьми. И там люди стояли по разные стороны баррикад — те, кто хочет продать землю, но по справедливой цене, и те, кто не желает продавать.
Так вот, у тех, кто против продажи земли, ключевая проблема в страхах. Дело в том, что за время независимости политики очень часто обманывали украинцев. И земля — это то материальное, что больше всего боятся потерять наши люди. И за долгие годы политики-популисты убедили людей, что мы потеряем Украину, как только позволим продажу земли. Это откровенная неправда! Нужно объяснить людям, а, чтобы их успокоить, нужно в законе прописать предохранители, которые есть в других цивилизованных странах: ограничение собственности в одни руки, допуск иностранцев, защиту как права собственности, так и права пользования землей.
Аренда земли является наиболее эффективным и наиболее распространенным инструментом в процессе сельскохозяйственного производства во всех развитых странах мира. Никаких ограничений относительно аренды или сужения прав арендаторов после внедрения земельной реформы быть не может. Мы должны придерживаться цивилизованных общепринятых в мире правил игры.
«В КОНТЕКСТЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ЛОВУШКЕ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВСЯ ОТРАСЛЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
— Понимает ли это монобольшинство в Верховной Раде, исполнительная власть, в конечном итоге Президент Украины? Не используют ли вопрос земли в очередных политических играх, а в ловушке окажется украинский крестьянин?
— Если власть прислушается к людям, объяснит цели земельной реформы, закрепит в законодательстве определенные предохранители, в том числе относительно допуска иностранцев, то свободному обращению рынка земли быть. Но для этого нужен взвешенный подход, оценка экономической эффективности от рынка земли, а самое главное — защита прав и свобод людей, владельцев земли, а также потенциальных инвесторов. От всех этих факторов будет зависеть и цена украинской земли. К примеру, я не считаю недосягаемой стоимость одного гектара в 10 тысяч долларов, как сегодня в соседней Польше.
Относительно политических игр, то они присущи украинской государственности в принципе. В контексте земельной реформы в ловушке может оказаться вся отрасль сельского хозяйства, если эта реформа будет принята спешно и с таким сопротивлением людей, который существует сегодня. Государство своим примером должно продемонстрировать, что земельная реформа осуществляется в интересах украинских граждан и с учетом их пожеланий.
По моему мнению, нужно сначала значительную часть государственных земель справедливо разделить на паи среди людей. Например, в моем округе есть такое село Александровка Тростянецкого района, его жители не получили ни одной сотки земли из-за того, что на их территории функционирует государственное предприятие «Опытное хозяйство «Александровское» Национального научного центра «Институт земледелия Национальной академии аграрных наук Украины». В настоящее время так называемые совхозы находятся в таком состоянии, что их нужно разделить на паи и раздать. Став владельцем земли, человек уже сам решит продать эту землю по той цене, что ее устраивает, или обрабатывать свою землю собственноручно. Только таким образом, на основе прозрачных правил игры, закрепленных законом, мы сможем сформировать доверие людей к власти и к законам, которые эта власть инициирует и принимает.
СПРАВКА «Дня»
По информации Госстата, 68,7% территории Украины — почти 41,5 млн га — это сельскохозяйственные угодья. В частности, 32,5 млн га занимает пашня. Из 10,4 млн га земель сельхозназначения государственной собственности, 1,7 млн переданы объединенным территориальным громадам, 1,6 млн находятся в аренде, 1,4 млн — земли запаса, 1,3 млн — остаются в постоянном пользовании, 700 тыс. га — оккупированная территория. С 2013 по 2019 год 630 тыс. га передано в частную собственность. И что странно, едва не 30% — 3,1 млн га — значатся как «погрешность статистики».