«Мы рассматриваем схему экспорта зерна из Аграрного фонда через те механизмы, которые разрешены законом — или напрямую, или через государственное предприятие», — недавно заявил министр аграрной политики Украины Юрий Мельник. По его словам, фонд начнет экспорт как только появится такая необходимость. Эксперты уверены: появление госагента по зерновому экспорту позволит поднять или держать на стабильном уровне закупочную цену. Однако параллельно может вызвать недовольство стран-участниц ВТО.
Напомним, что в 2008 году Украина экспортировала почти 25 миллионов тонн зерна. В 2009 году ожидается около 17 миллионов тонн. Прошлогодний урожай был рекордно большим, но его качество желало быть лучшим. «В этом году качество улучшилось. Сегодня около 35% всего собранного зерна относится к группе А. К группе В — 11%. И 54% — это фураж, — рассказывает «Дню» руководитель аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник и добавляет, — в прошлом году продовольственное зерно составляло только 26%». Напомним, что по новому зерновому стандарту мягкую пшеницу (в Украине ее собирается больше всего) поделили на шесть классов и две группы: группа «А» (1-3 классы — продовольственная пшеница), группа «Б» (4-5 классы) и 6-й класс (корм для скота).
Качество зерна и далее будет улучшаться, говорит «Дню» президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Иван Томич. «53 миллиона тонн — это не рекорд, а начало серьезного производства зерна. Следует готовиться к 60-80 миллионам тонн», — говорит он. В перспективе Украина будет экспортировать на мировые рынки до 40 миллионов тонн зерна и государству нельзя упустить этот шанс. Кроме того, государственный экспорт зерна открывает путь к действительно взаимовыгодной зерновой кооперации между Россией, Украиной и Казахстаном. «В Казахстане монополистом на зерновом рынке выступает государство. В Украине присутствие государства в экспорте пока что — ноль. Т.е. подводы запряжены в разные пары коней. А общую политику (между этими тремя странами на мировом зерновом рынке. — Авт.) надо формировать с базой соответствующих данных. Если бы у нас были структуры, которые выступали от имени государства, тогда можно было говорить о действительно общей взаимовыгодной зерновой политике. В противном случае такая общая политика в трех странах будет звучать на разных языках», — рассказывает Томич.
По его мнению, существует два варианта организации зернового экспорта при участии государства. Первый — создание зерновых кооперативов фермерами, которые будут экспортировать зерно, опираясь на господдержку. Кооперативы позволят аграриям получать максимальную финансовую прибыль за свой хлеб, а не его часть. Второе направление — интервенции Аграрного фонда на внешние рынки. Данный механизм, по словам Томича, с помощью подзаконных актов уже фактически сформирован.
Рисков от появления экспортного госагента Томич не видит: «Какие риски, если фонд закупает, хранит и продает зерно зернотрейдеру, а трейдер продает зерно за рубеж? Если объединить все эти функции в Аграрном фонде, то он будет иметь больше выгод. А государство еще больше выиграет: не будет возникать вопрос возмещения НДС, ведь экспорт будет проводить государственная компания. Поэтому будут происходить взаимозачеты».
Зато директор компании «Про Агро» Николай Верницкий объяснил «Дню», что на практике это не так просто организовать. «Чтобы это сделать, надо входить в конфликт с ВТО и частными зерновыми компаниями», — говорит эксперт. Сегодня большинство зернового рынка принадлежит зернотрейдерам, которые четко разделили его между собой. Выйдя на экспортный рынок государственное предприятие создаст монополию на внутреннем рынке. По правилам же ВТО в стране должна быть свободная конкуренция. Вместе с тем эксперт не отрицает, что мировая практика знает позитивные примеры госэкспорта зерна, в частности, в Австралии и Канаде. Но в Канаде зерновая госмонополия сформировалась еще до вхождения страны в ВТО. Из-за этого при вступлении ей позволили сохранить действующую систему. Украина уже в ВТО. Поэтому Верницкий не советует слепо переносить чей-то успешный опыт в совсем другую страну.
Хотя стране и не совсем выгодно заниматься прямым экспортом, но никто не запрещает проводить межгосударственные поставки зерновой продукции, рассказывает далее директор компании «Про Агро». Подобные механизмы успешно применяют в Сирии и Турции. Тамошние государственные органы, которые подобны украинскому Аграрному фонду, объявляют международные тендеры на закупку своего зерна. «Формально — это экспорт. Но де-юре — только поставка зерна в порт под конкретные контракты», — рассказывает о перспективном для страны варианте Верницкий.
Впрочем, если государство все таки рискнет заняться прямым экспортом, то ему следует привести в порядок менеджмент Аграрного фонда. «Они (работники фонда. — Авт.) могут заниматься экспортом. Никто же не говорит, что не могут. Но первый дефолт, который они допустят по своим поставкам (из-за отсутствия опыта, который имеют зернотрейдеры. — Авт.), будет означать, что в дальнейшем с ними никто работать не будет», — объясняет «Дню» Верницкий. Поэтому уже сейчас менеджмент фонда должен наверстать знание как правильно организовывать экспортные поставки и логистику, как выполнять соглашения с международными партнерами. Кроме того, надо помнить: прямая экспортная схема будет работать не во все годы. Положительный эффект будет, если мировые цены на зерно будут расти в течение всего сезона. Это позволит государству перекрыть расходы, связанные с хранением зерна. Но ведь будут годы, когда тенденция будет двигаться в обратном направлении, и компания будет убыточна и будет висеть камнем на госбюджете. Узнать позицию Аграрного фонда не удалось, потому что его генеральный директор Владимир Иванишин не отвечал на телефонные звонки.
О рискованности дела хорошо понимают и в отраслевом министерстве. «Представьте: Аграрный фонд выходит на рынок и подписывает экспортный контракт. Этот рынок очень конкурентный. На нем не всегда хорошие отношения. Аграрный фонд выполнит один контракт на мизерное количество зерна — на две-три тысячи тонн. Ему выставят претензии по качеству зерна в любой стране, куда он экспортирует, арестуют счета и что тогда делать?» — говорит министр Мельник о возможных рисках экспортного труда. Поэтому над экспортным механизмом еще думают. «Аграрному фонду по закону предоставлено право создавать госпредприятие. Возможно, следует создать государственное предприятие, которое с меньшими рисками будет экспортировать зерно. Но все это надо взвесить, чтобы не попасть под двойное налогообложение, потому что между государственными предприятиями и фондом должна состояться операция купли-продажи — а это НДС. Платить НДС дважды или один раз...», — рассуждает Мельник.
Опрошенные же «Днем» эксперты солидарны в одном: дополнительных прибылей государство не получит от экспорта зерновых. Негосударственное это дело — заниматься бизнесом. «Единственное, где государство может выиграть, в вопросе возвращения НДС... Кроме того, политика зернотрейдера — как можно больше сорвать и заработать. А государство будет проводить внешнюю интервенцию, которая не позволит снижать цену на внутреннем рынке зерна, где работают фермеры», — называет плюсы от экспорта государственного зерна Томич и уточняет, — если Аграрный фонд будет поднимать цену благодаря экспорту, то зернотрейдеры также не будут спать — они будут конкурировать и поднимать закупочную цену».
КОММЕНТАРИИ
Юлия ТИМОШЕНКО, премьер-министр Украины:
— Вот мы сейчас ратуем за то, чтобы у нас Аграрный фонд стал мощным монопольным экспортером, много на эту тему звучит мыслей. Я поддерживаю то, что ему надо предоставить право экспорта, но давайте доведем до конца дело хотя бы качественного хранения на наших государственных элеваторах. Это стыдно, мы сейчас нашли партнеров-экспортеров, чтобы брать из Аграрного фонда зерно, а его или нет в наличии, или оно такого качества, что с ним пойти некуда — только портить имидж страны на внешних рынках. (УНИАН)
Виктор СЛАУТА, экс-вице-премьер-министр Украины:
— Аграрный фонд создан для того, чтобы проводить товарные интервенции на внутренний рынок. Он не может экспортировать. Он закупает только пшеницу лучшего качества (продовольственную) и ячмень. Это не его функция покупать зерно, а потом торговать им на внешних рынках. Экспорт зерновых государством — очередная утопия. У Аграрного фонда нет денег, даже, чтобы сначала закупить это зерно, а далее продавать.
Владимир ЛАПА, руководитель группы экспертов ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:
— Государственный экспорт зерновых вызывает некоторые вопросы. Даже, если поставлять зерно на экспорт, сначала надо изучить логистичные составляющие транспортировки, оплачивать перевозку, увеличивать таможенное оформление и так далее. Возникает и вопрос НДС: если Аграрному фонду будут возмещать, а другим — нет, то это не конкуренция. Экспортный рынок очень сложный, чтобы на нем с набега взять и начать работать. Для получения полноценных прибылей Аграрному фонду достаточно было бы создать прозрачную тендерную процедуру реализации зерна на внутреннем рынке.
Александр ЯРОСЛАВСКИЙ, руководитель проектов Украинской аграрной конфедерации:
— Сейчас ходят слухи о создании государственного агента по торговле зерном на внешних рынках. В Украине уже было подобное предприятие — ГАК «Хліб України». Но почему-то так случается: где государственные деньги, там все убыточное. Я не на что не намекаю, просто так уже получается. В принципе же, и без государственного агента экспортеры демонстрируют неплохие показатели работы. Но чем больше будет конкуренции на зерновом рынке — тем лучше для аграриев. В то же время, государство не должно заниматься бизнесом. Его парафия — перераспределять доходы, поддерживать социальные программы и регулировать тарифную и ценовую ситуацию на рынке.
Плюс от появления такого госагента — с рынка снимут значительную часть зерна, которая позволит сохранить внутреннюю закупочную цену на довольно высоком уровне. Вместе с тем, не стоит забывать, что государственное предприятие всегда будет оставаться в выигрыше. И любому предприятию, которое будет торговать зерном, будет трудно конкурировать с государственным. Ведь государственное будет иметь поддержку на всех уровнях. Т.е. в случае появления государственного агента по экспорту зерновых конкуренции как такой не будет. Оно будет занимать монопольное положение на рынке. Позитив от его появления заключается еще в том, что государство по некоторым параметрам будет задавать тон на рынке — в величине тарифов на хранение, обработку и сушение зерна.
По моему личному мнению, функциями экспортера стоило бы наделить Аграрный фонд. Параллельно организовать очень жесткий контроль ревизионного управления за его деятельностью. Как только фонд начнет проводить внешние торговые операции, сразу появится очень широкое поле для злоупотреблений.