Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жалуйтесь, и вам поможет

Госпотребстандарт козыряет количеством выданных сертификатов
18 августа, 2006 - 18:32

Волна кадровых решений, принимаемых новым правительством, вводит в трепет чиновников всех рангов, заставляя готовить «убедительные» отчеты. Но глава Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) Олег Высоцкий, также вышедший на днях на публику, этого не боится: «Если меня снимут, так ничего страшного, я вернусь на предыдущее место работы» (предприятие по производству сейфов). Однако за некоторой бравадой легко улавливался подтекст: мол, снимать Высоцкого все-таки не следует, у него много планов по совершенствованию деятельности комитета.

В течение 7—8 месяцев Госпотребстандарт планирует внедрить систему ISO серии 9000. «Если система ISO 9000 будет внедрена в органах государственной власти, тогда иностранному инвестору будет понятно, как прийти в Украину», — убеждал главный метролог страны, объясняя, что в таком случае контроль за работой чиновников будет формализован, — Мы все должны будем работать по какому-то протоколу, что поможет нам в обучении людей и для работы со СМИ».

По словам Высоцкого, внедрение ISO 9000 позволит, в частности, уменьшить влияние личностного фактора на принятие решений в органах власти: «Каждый будет работать по нормативу (предусмотренному системой ISO 9000), а влияние личности резко уменьшится». Стандарт ISO 9000, в частности, устанавливает требования и дает рекомендации относительно того, каким образом должны осуществляться управленческие процессы в органах власти и на предприятиях, обеспечивая повышение эффективности их деятельности.

А еще в Госпотребстандарте создан новый специальный орган — сектор по региональному развитию — для контроля за деятельностью 28 региональных центров стандартизации, метрологии и сертификации, деятельность которых до сих пор, по-видимому, контролировалась центральным аппаратом не в полной мере. «Там на местах они считают себя такими местными князьками... и для того, чтобы они там не забывали, что они живут в стране Украине... не забывали, какие задачи ставит комитет и создается этот сектор», — сказал Высоцкий. Он привел несколько примеров нарушения региональными центрами законодательства Украины в сфере стандартизации и сертификации, однако отметил, что на сегодня численность работников новосозданного сектора составляет три человека (в будущем количество наблюдателей за удельными региональными может вырасти). А кто тогда будет наблюдать за этими наблюдателями? Похоже, простая истина, отрицающая пропорциональную зависимость между количеством и качеством, руководителями данного ведомства еще не воспринята.

Естественно, есть за Госпотребстандартом и конкретные намерения. Недавно им подписан договор с НАК «Нафтогаз Украины» о сотрудничестве в контроле объемов и качества импортируемого природного газа. Высоцкий уточнил: «Мы будем разрабатывать вместе с ними новые документы и внедряться в систему контроля качества и количества газа...» Более того, по словам председателя, такая работа уже ведется. В частности, речь идет об участии комитета в организации работы метрологического центра в Боярке (Киевская область), а также о разработке совместно с «Нафтогазом» соответствующих нормативных документов. Импортируемым энергоресурсам действительно нужна проверка, а приборам, находящимся на страже национальных интересов — квалифицированная поверка. Тем более в контексте повышения цен на эту продукцию. Лозунг «рыночной цене — конкурентоспособное качество» можно даже внедрить в стандарты международных отношений.

На таком высоком уровне у комитета, безусловно, есть понимание своих и чужих задач. А вот с продуктами питания существуют некоторые проблемы. Гарантировать качество продукции Высоцкий сейчас не может, потому что не имеет возможности проследить, как попадает продукт на прилавки. Казалось бы, если фирме выдается лицензия, значит, она состоятельная. Но она может быть таковой лишь в самом начале, а потом, получив лицензию, расслабиться и начать экономить на потребителе. Поэтому, комитет в настоящее время разрабатывает специальную программу «Скринька довіри», которая предусматривает запуск электронного почтового ящика, куда каждый потребитель сможет отправить свою жалобу. Эта программа начнет работать уже в ближайшее время, и Высоцкий убежден, что «Скринька» позволит комитету проанализировать, на каком из этапов у потребителей возникают проблемы с продукцией. «Сейчас мы работаем на самом краю, что является неэффективным. С помощью этой программы мы сможем принципиально поменять систему контроля», — убеждал он журналистов. «Я думаю, что это будет очень серьезный аргумент против недоброкачественных производителей», — подчеркнул глава Госпотребстандарта. Правда, по его мнению, продукты питания — не самый конфликтный товар в Украине. 40% нареканий со стороны потребителей вызывают товары промышленной группы. И все же как и чем конкретно будет помогать потребителю «Скринька» — понять сложно. Никто не рассказал, каким образом будет осуществляться обратная связь с ней «сердитого» потребителя. Хотя, если посмотреть на проблему чисто психологически, то пожаловавшемуся всегда становится легче...

Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ