Опасаясь волны общественного недовольства из-за стремительного повышения тарифов на ЖКУ, в 2015 году правительство значительно упростило процедуру предоставления «жилищных» субсидий. Однако плодом такого решения стало не только то, что к началу 2016 года помощью государства воспользовалось каждое третье домохозяйство, но и ухудшение финансового состояния тепкоммунэнерго, что ведет к остановке их хозяйственной деятельности. К такому выводу пришла гражданская сеть ОПОРА, проанализировав ситуацию с взаиморасчетами.
В частности, в ходе исследования были обнаружены некоторые противоречия, которые приводят к накоплению переплаты по субсидиям на лицевых счетах потребителей с одной стороны, и задержке в расчетах государства с поставщиком жилищно-коммунальных услуг — с другой. Первое создает предпосылки для неоплаты потребленных коммунальных услуг населением. Второе приводит к полному списанию средств со счетов поставщиков услуг за энергоносители, что, в свою очередь, угрожает остановкой хозяйственной деятельности предприятий теплокоммунальной энергетики.
ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПЕРЕПЛАТА ПО СУБСИДИЯМ
Кабинет Министров Украины 28 февраля 2015 года принял постановление №106 «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий», согласно которому с 1 мая 2015 года был значительно упрощен механизм субсидирования населения. Это обусловило большую популярность субсидий на оплату ЖКУ среди населения и, как следствие, общее уменьшение поступлений «живых» средств к поставщикам услуг, ведь если потребителю назначена субсидия, часть суммы по коммунальным платежам должно оплатить государство.
При этом стоит отметить, что размер субсидии не зависит от фактически потребленных объемов коммунальных услуг, а рассчитывается в соответствии с объемами социальной нормы потребления, определенными постановлением Кабинета Министров Украины от 6 августа 2014 года №409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания».
Таким образом, на выплаты «жилищных» субсидий из государственного бюджета направляются огромные средства. К примеру, в 2017 году размер компенсации на оплату ЖКУ может достичь 80 млрд грн (или 10% от государственного бюджета).
Единственным выходом из этой ситуации, возьмем к примеру потребление газа, будет привязка фактического потребления «голубого» топлива людьми, чьи дома оборудованы счетчиками, к показателям счетчика на газораспределительных станциях. Это даст возможность высчитать количество «голубого» топлива, которое использовали потребители без средств учета. Для избежания злоупотреблений, когда потери списываются на население, нормативный показатель в этой системе должен определять максимальное потребление газа. Тогда начисление субсидий будет приведено более-менее в соответствие с реальным газопотреблением.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
По данным Государственной службы статистики, в январе 2016 года в Украине были назначены субсидии 533 тыс. домохозяйств, что превышает показатели аналогичного периода 2015 года на 354 тыс. (в 3 раза).
Среди регионов наибольший удельный вес домохозяйств, которые получали субсидии, наблюдался в Сумской области (54%), а наименьший — в Одесской и г. Киеве (10% и 15% соответственно).
Общая сумма субсидий, предназначенных домохозяйствам для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в январе 2016 года, составляла 703,6 млн грн. Это на 640,2 млн грн больше аналогичного показателя 2015 года. Из нее на предоставление субсидий в городских поселениях пошло 353,7 млн грн, в сельской местности — 349,9 млн грн.
Средний размер назначенной в январе субсидии на оплату «коммуналки» составлял 1319 грн, что превышает сумму за соответствующий период минувшего года в 3,7 раза.
Наибольший размер субсидии фиксировался в Тернопольской и Закарпатской областях (1929,4 грн и 1804,8 грн соответственно), наименьший — в г. Киеве, Николаевской и Запорожской областях (663,9 и 852,2 грн).
Кроме того, 29,1 тыс. домохозяйств в январе были назначены субсидии наличными средствами на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива. Общая сумма таких субсидий за соответствующий период составляла 40,3 млн грн, а средний размер — 1384,1 грн.
Самую большую субсидию на оплату сжиженного газа украинцы получали в Херсонской, Кировоградской, Одесской и Киевской областях (1705,1 и 1645,9 грн), самую меньшую — в Волынской и Ровенской (1094 грн и 1127 грн соответственно).
Сейчас в целом субсидии на оплату ЖКУ получают свыше 1 млн семей. Правительство рассчитывает, что впоследствии эта цифра вырастет до 4 млн.
При этом, стоит отметить, субсидии насчитываются в соответствии с доходом граждан. При девальвации национальной валюты доходы граждан уменьшились, поэтому большое количество населения перестает платить даже обязательные платежи. Это отрицательно отражается на финансовом состоянии теплоснабжающих предприятий.
Для выхода из этой кризисной ситуации необходимо немедленно проводить реформы: реструктурировать внутренние долги предприятий перед НАК «Нафтогаз» с учетом долгов государства, а также переходить на начисление льгот и субсидий по принципу фактического потребления с установлением средств учета как на распределительных станциях, так и в домах потребителей.