Решение любой проблемы в Украине упирается в отсутствие финансовых ресурсов. Но это не отвечает действительности. Наша страна финансово самодостаточная. Поэтому нет необходимости находиться в жесткой зависимости от внешних кредиторов.
МВФ как специализированное мировое валютно-кредитное учреждение ООН создано по решению Бреттон-Вудской международной конференции по валютно-кредитным вопросам, состоявшейся в июле 1944 года. Сейчас ее членами являются почти все международно признанные государства мира, в том числе с 1992 года Украина. МВФ является институционной основой современной мировой валютной системы. Все страны — члены МВФ являются и членами Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка).
Функциями МВФ является: способствование международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере; содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли: обеспечение стабильности валют; предоставление кредитов своим членам и тому подобное.
МВФ предоставляет государствам коротко— и среднесрочные кредиты, способствующие реализации макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Размер кредита стране зависит от ее квоты в Фонде. Основными являются так называемые кредиты стенд-бай, которые предоставляются сроком до 1,5—3 лет на поддержание валютного курса национальной валюты. А расширенное кредитование осуществляется для поддержки среднесрочных программ, которые реализуются страной-заемщиком с целью преодоления трудностей в сбалансировании платежного баланса, возникших в результате макроэкономических или структурных проблем.
Для получения кредита заемщик подает в МВФ Письмо о намерении или Меморандум об экономической и финансовой политике. Кредит предоставляется на 3—4 года под разработанную конкретную программу с ее детализацией на каждый год. Кредиты предоставляются отдельными траншами в процентах от согласованной суммы. МВФ жестко контролирует выполнение государством-заемщиком взятых на себя обязательств, причем с каждым траншем контроль становится жестче. Если обязательства не выполняются, величина следующего транша ограничивается или в нем может быть отказано.
Кредиты МВФ Украине выгодны тем, что по ним проценты платятся по ставкам более низкими, чем других кредиторов. Но важно то, что для других международных кредиторов и инвесторов они служат своего рода лакмусовой бумажкой, которая указывает на то, что с данной страной можно сотрудничать. Кредиты МВФ также гарантируют стране необходимую поддержку в случае заострения проблемы платежного баланса.
ДАЛЕКО НЕ ВСЕ ДОВОЛЬНЫ СОТРУДНИЧЕСТВОМ С МВФ
Условия кредитования стран фондом носят макроэкономический характер. Они, как правило, стандартны: свобода движения капиталов; приватизация предприятий, в том числе естественных монополистов; минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — образование, здравоохранение, удешевление жилья и коммунальных услуг, оплату услуг общественного транспорта; отказ от защиты окружающей природной среды; повышение размера заработной платы; ограничение прав трудящихся и усиление налогового давления на них и т.п.
Причем МВФ не считается с конкретными условиями, сложившимися в данной стране. Так, Украине навязано условие увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги при слишком низких доходах абсолютного большинства населения. К довольно негативным последствиям может привести Украину требование ввести рынок земли сельскохозяйственного назначения (по нашему убеждению, земля должна находиться в государственной собственности, право распоряжаться ею и контроль за ее использованием следует передать местным громадам, вместо собственности на землю необходимо ввести институт пожизненной аренды земли теми, кто ее обрабатывает, право аренды может передаваться в наследство, в залог при получении ипотечного кредита, продаваться через Земельный банк.
Поэтому такие действия МВФ нередко и резко критикуются многими учеными и политиками. Ведь его рекомендации часто неэффективны, потому что не только не помогают странам выйти из кризисной ситуации, а иногда приводят их к еще более глубокому кризису. Но за свои неправильные рекомендации МВФ ответственности не несет. Процентные ставки по кредитам фонда выше по сравнению с теми, которые применяются сейчас в экономически развитых странах. МВФ диктует, куда должны направляться его кредиты, не считаясь с потребностями страны-заемщика. Часто МВФ вмешивается во внутреннюю политику государств.
Против такого поведения МВФ выступили страны «Группы 77», в которую объединились еще в 1964 году развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки (потом к ним присоединились еще некоторые государства). Они обвиняют МВФ в том, что многие из этих стран благодаря его рекомендациям и условиям не добились самостоятельности, стабильности и развития национальной экономики. Они лишь привязаны к международным денежным потокам, а то и доведены до разорения.
Некоторые из стран (например, Аргентина) имеют достаточно сложные отношения с МВФ и не позволяют ему контролировать свою экономику. Приостанавливали свое членство в Фонде Польша и Индонезия. Некоторые страны принципиально не пользуются его кредитами.
НЕПОПУЛЯРНЫЕ РЕШЕНИЯ
По данным разных экспертов, в Украине вне банков находится 50—120 млрд долларов США (и другой в пересчете на доллар иностранной валюте). Значительная часть этой валюты обслуживает «теневую» экономику, остальные хранятся на руках у населения из-за недоверия к банкам и государству, трудностей инвестирования в реальный бизнес или, очевидно, с намерением бежать за рубеж «с деньгами в кармане». О последнем свидетельствуют е-декларации наших политиков, в том числе кандидатов в президенты Украины.
В то же время государство вынуждено просить средства у МВФ и других международных организаций, часто выполняя их кабальные условия.
Однако в трудное время даже теперь успешные страны прибегали к непопулярным радикальным мерам, без оглядки на то, что о них скажут в мире.
Так, США в 1934 г. фактически провели национализацию монетарного золота. Двумя принятыми законодательными актами банки и фирмы были обязаны продать имеющееся у них золото федеральным резервным банкам и казначейству по официальному курсу. Был введен запрет на владение монетарным золотом и операции с ним для частных лиц, компаний и банков. Эти меры позволили предотвратить спекуляцию драгоценным металлом в условиях нестабильности денежной системы США после кризиса 1929—1933 годов.
Республика Корея путем общественного соглашения добилась продажи государству золота своими гражданами. Неординарные меры, проведенные в этой стране, позволили ей в течение 10 лет из числа развивающихся стран войти в десятку самых развитых стран мира.
Япония в 1951 г. с целью выведения на мировой рынок своих ныне всемирно известных концернов сознательно пошла на гиперинфляцию, а, добившись поставленной цели, уже в 1955 г. преодолела гиперинфляцию.
И еще пример другого плана. В послевоенной ФРГ, когда федеральным канцлером был Конрад Аденауэр, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы для кредитования собственной экономики, была введена система льгот и премий для граждан, доверявшим свои сбережения банкам.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ УКРАИНЕ?
До сих пор наша страна вместе с несколькими другими странами по объемам ВВП даже не вышла на уровень 1990 года, в то время как мировой ВВП вырос более чем в два раза, а развивающихся стран и стран с переходной экономикой — более чем в три раза. Не дают надежды на то, что Украина быстро выберется из «кризисной ямы», если сохранятся те низкие темпы развития, которые мы имеем. Критического размера достиг государственный долг Украины. Заявленный властными структурами еще в самом начале века курс на инновационную модель развития реализуется крайне неудовлетворительно. А он, по нашему мнению, должен стать в стратегическом плане национальной идеей украинцев.
Потенциал для реализации инновационной модели развития у нас пока есть. На нее прежде всего и должны быть направлены радикальные реформы, которые обещает провести уже не одна украинская власть. Но пока этот радикализм, кроме перекладывания груза реформ на «рядовых украинцев», как любил их обзывать известный государственный деятель, малозаметен. Все упирается в отсутствие у власти необходимых финансовых ресурсов. Более того, катастрофически упал курс гривни, от чего выиграли олигархи-экспортеры, и уже в который раз за годы государственной независимости страны были ограблены все те же «рядовые украинцы».
Статьей 99 Конституции Украины предусмотрено, что денежной единицей Украины является гривня. Кроме того, статьей 32 Закона Украины «О Национальном банке Украины» установлено, что выпуск и обращение на территории Украины других денежных единиц как средства платежа запрещены. Несмотря на это, иностранная валюта практически осуществляет теневое обращение в стране или в крупных суммах хранится в «тревожных чемоданчиках» аж очень «патриотичных» пока еще граждан Украины. Эти крупные деньги не «работают» в интересах социально-экономического развития страны. В то же время наше государство вынуждено выпрашивать иностранные ссуды и привлекать иностранные инвестиции (то есть делиться своим национальным богатством с иностранцами). Функционирование в стране иностранной валюты подрывает устойчивость валюты национальной.
Известно, что еще до октябрьского большевистского переворота 1917 года богатые люди Украины (Петр Могила, гетманы Иван Скоропадский и Иван Мазепа, Терещенки, Ханенки, Галаганы и многие другие желали оставить в народе о себе добрую память.
Однако большинству современных украинских плутократов благотворительность не свойственна. Они, как правило, вкладывают средства не в производство, а в многочисленные квартиры и дома, десятки, а то и сотни гектаров земли (и это при том, что рынок земли сельскохозяйственного назначения в Украине пока запрещен, а потому земля, очевидно, приобретена преступным путем), дорогие автомобили, часы, произведения искусства, антиквариат. На всякий случай значительные средства держат в наличной форме, в том числе в иностранной валюте.
Решить проблему дефицита валютных средств, по нашему убеждению, Украина может за счет собственных источников, для чего необходимо:
• рассмотреть на заседании СНБО и Верховной Радой принять закон, который запретит населению держать на руках иностранную валюту; она должна храниться на счетах в банках (желательно — государственных, чтобы была гарантия возвращения; кто хочет рисковать, может хранить и в коммерческих банках). За нарушение этого требования, а также за расчеты внутри страны наличной иностранной валютой следует вводить строгую ответственность (конфискация валюты, запрет заниматься бизнесом, уголовная ответственность и тому подобное);
• государство должно гарантировать свободную выдачу этих средств (в пределах разумных норм) их вкладчикам в случаях поездок за рубеж, предоставления помощи родственникам, находящимся в других странах, и тому подобное.
• при пересечении государственной границы физическое лицо должно предъявить справку банка на бланке строгой отчетности на сумму вывозимой валюты, о том, что она снята с собственного депозитного счета или куплена в банке. Без такого подтверждения иностранная валюта подлежит конфискации;
• если иностранная валюта используется в стране как средство обращения и платежа, то она, соответственно, вытесняет из обращения гривню, эмиссия последней уменьшается, а значит, — доллар уменьшает сеньораж (доход) государства, который в современных условиях после краха золотого стандарта практически равняется сумме эмиссии гривни и должен пополнять государственный бюджет;
• принятие подобного решения должно сопровождаться активной разъяснительной кампанией о выгодности хранения валюты в банках для самих вкладчиков (проценты, избежание риска ограбления и тому подобное) и государства;
• следует добиться возвращения в Украину средств, выведенных из страны в зарубежные банки и оффшоры, и ввести строгое наказание за такое выведение.
Это, с одной стороны, даст государству значительные ресурсы иностранной валюты для пополнения своих золотовалютных резервов и кредитных ресурсов коммерческих банков за счет кредитов НБУ, для укрепления валютного курса гривни и обеспечения проведения тех радикальных реформ, которые намечено осуществить в стране. А заодно уменьшить зависимость Украины от иностранных кредиторов, прежде всего от МВФ.
С другой стороны, вкладчики иностранной валюты смогут ее надежно хранить и, к тому же, получать доход в форме процентов на вклады.
Наш народ проявляет высокий патриотизм в поддержке наших воинов, противостоящих коварной российской агрессии, поэтому, надеюсь, что с пониманием отнесется к принятию предложенного закона.
Может, кто-то посчитает эти предложения непопулярными, но, на наш взгляд, это правильнее, чем улучшать финансовое положение государства за счет ухудшения материального положения граждан, когда товарные цены стремительно приближаются к уровню европейских, а то и превышают их, в то время как доходы значительной части населения самые низкие в Европе.
Автор не настолько наивен, чтобы верить в то, что удастся аккумулировать в банках всю иностранную валюту, находящуюся вне банков, но даже частичное соблюдение предложенного закона (а это вынуждены будут делать хотя бы те, кто ездит за рубеж) позволит значительно ускорить развитие экономики и улучшить благосостояние каждого гражданина Украины.
А пример по вкладыванию валютных средств на депозитные счета в банках должны показать наши политики, если они действительно являются патриотами Украины!