Вот уже и миновал год с момента принятия правительством Национальной стратегии управления отходами до 2030 года, которая предусматривает значительное сокращение в Украине объемов захоронения отходов, введение полноценного раздельного сбора и тому подобное. К сожалению, отметить эту годовщину принятием рамочного закона об отходах и ряда законов секторных не удалось. Даже больше — пока еще Министерство экологии и природных ресурсов еще представило свои законопроекты.
В ведомстве заверяют, что сдвиги будут уже скоро. Во время круглого стола «Сфера управления бытовыми отходами — европейский путь развития», который состоялся на днях, заместитель директора Департамента экологической безопасности Минэкологии Александр СЕМЕНЕЦ сообщил, в частности, что законопроект «Об отходах» уже написан и находится на согласовании в центральных органах исполнительной власти. «Проходит адаптация нашего законодательства к требованиям законодательства ЕС. Предусмотренный пакет безотлагательных законов в сфере управления отходами: рамочный закон, законы об упаковке, о батареях и электронном оборудовании, о захоронении отходов и тому подобное», — сказал он. Кроме того, ждет утверждения правительства проект распоряжения «Об утверждении Национального плана управления отходами до 2030 года». Ему должны соответствовать региональные планы — это дорожная карта воплощения Нацстратегии на региональном уровне, что готовят в областных государственных администрациях.
Как это все коснется обычных жителей Украины и как скоро?
ИСПЫТАНИЕ ПОЛИГОНАМИ
На первый взгляд, сейчас кардинальных изменений нет, и, скажем, раздельный сбор отходов не был в полной мере внедрен на местах, население тоже еще не приспособилось к этому, причем власть иногда оправдывает свою пассивность тем, что это на этом этапе не будет иметь эффекта, а люди — тем, что им надлежащие условия для сортировки не создали.
Но это все только на первый взгляд, ведь процесс уже запущен, и, невзирая на определенное промедление чиновников или парламентариев, его уже не остановить. Проблемы с накопленными на полигонах громадными объемами отходов уже периодически очень сильно портят нервы местной власти или выходят на общенациональный уровень. Игнорировать их просто не получится.
Например, то, что в сентябре жители села Подгорцы, что в Киевской области, перекрыли дорогу машинам к расположенному рядом полигону №5, повлекло проблемы с вывозом столичных отходов — полигон принимает 40% от того, что накапливается в Киеве, а это 460 тысяч тонн (!) в год. Жители поселка требовали, чтобы свалку закрыли 1 октября 2018 года, как это и предусмотрено решением Киеврады. Власть все же уговорила их подождать, потому что альтернативы полигону пока нет, а просто взять и прекратить работу полигона тоже невозможно, потому что нужно закончить реконструкцию и рекультивацию. Года через два, говорят столичные чиновники, будет построен завод, который и решит проблему с отходами, которые едут сейчас в Подгорцы.
В профессиональной среде говорят: в поселках, около которых расположены подобные полигоны, значительно острее чувствуют потребность Украины в раздельном сборе отходов, чем в городах. И было бы хорошо, чтобы каждый городской голова или глава области проехался на свалку. Мол, тогда они быстрее бы искали участки под новые полигоны, которые будут отвечать современным стандартам, а также — под перерабатывающие предприятия и тому подобное.
Объективно говоря, найти новые территории таки непросто — никому не хочется, чтобы по соседству образовывались горы отходов. Хотя кто-то уже на пути к решению подобного вопроса. «Нам повезло, что полигон находится в пределах города, и рядом есть 8 гектаров свободной земли, которые мы надеемся привлечь, сделать закрытый полигон согласно европейским стандартам. Отходы из города мы стали вывозить разными автомобилями. Думаю, во многих городах приезжает одна машина и те же бутылки сбрасывает в один контейнер и везет на тот же полигон. Мы завели инвестора, который готов ставить контейнеры и вывозить их. У нас есть морфология. Мы готовим проектно-сметную документацию», — говорит заместитель мэра г. Хмельницкий Владимир ГОНЧАРУК.
«Регионы не вытянут все на своих плечах самостоятельно. Имея определенные участки и ввиду сложности принятия решений о выделении земли, государство должно было бы провести оценку экологического влияния, заключить договоры с соответствующими громадами о том, что они будут привозить отходы, которые не подлежат переработке, именно в эти определенные государством места. И брать на себя ответственность о проведении аукциона и привлечении частного партнера. Потому что ни один инвестор не придет, когда нет определенного выделенного участка. Не придет, если не понимает, в каком населенном пункте будут размещены мощности по сортировке, что является морфологией отходов на конкретном полигоне», — говорит заместитель председателя парламентского комитета по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства Алена БАБАК.
Впрочем, это лишь одна сторона нашей проблемы с отходами. Вполне очевидно, что как ни закрывай старые полигоны и какими бы современными не были новые, отводить в дальнейшем под отходы новые и новые территории страны невозможно. Именно поэтому Национальная стратегия управления отходами и предусматривает снижение показателей захоронения отходов с нынешних 95% до 30%, в том числе — за счет перехода к раздельной сортировке отходов населением. Более того, та же стратегия предусматривает сокращение зарегистрированных мест удаления отходов — с 6,5 тысячи должно остаться только 300 единиц.
РВО В ПОМОЩЬ
В Минэкологии говорят, что мы должны равняться на лучший европейский опыт, а это, в частности, и переход к экономике замкнутого цикла, когда как можно больше ресурсов используются повторно. Тем более что в Украине есть мощности по переработке основных видов сырья, которое может использоваться повторно. И они даже не загружены в полной мере. Идет речь о макулатуре, отходах пластика, стеклобоя и тому подобное.
По словам Александра Семенца, в законопроектах, которые будут представлены на рассмотрение в Верховную Раду, большое внимание посвящено системе расширенной ответственности производителя, «которая может распространяться на разные виды отходов, — и на батареи, и на аккумуляторы, и на шины...» РВО — это система, при которой производитель/импортер товара в упаковке несет ответственность за весь жизненный цикл упаковки или тары — от создания до вторичной переработки. И берет на себя расходы за сбор и вывоз отсортированных отходов, которые могут использоваться в качестве вторичного сырья. Согласно мировой практике, производители совместно создают для этого организации расширенной ответственности, устанавливают контейнеры для раздельного сбора, организовывают их вывоз, досортировку отходов упаковки на сортировальных линиях. Для того чтобы поощрить население, создаются условия, при которых в случае сортировки за вывоз объема отсортированных отходов (вторсырья) населению платить по тарифу не нужно, только — за вывоз неотсортированных отходов, которые попадают в общий бак.
В Украине есть ряд компаний, которые заинтересованы во внедрении такой системы. Это обеспечивает их потребности во вторичном сырье, а также отвечает стратегиям «материнских» структур, если идет речь о компаниях мирового уровня с высоким уровнем ответственности. Поэтому они ожидают обнародования новых законопроектов, чтобы понять, насколько хорошо прописаны условия, согласно которым придется работать в будущем.
«Раздельный сбор отходов и его последующая переработка могут эффективно работать в Украине. Вот уже год, как пять компаний-производителей упаковки совместно запустили в Вышгороде пилотный проект. Они за свой счет установили в городе, где проживает 25 тысяч лиц, 200 контейнеров двух цветов: желтые — для отходов пластика, бумаги, металла, зеленые — для стеклянной тары. И наладили всю логистику. За это время уже собранно свыше 300 тонн вторичного сырья — это 20—25% от всех отходов упаковки и стеклотары, которые образуются в городе. На следующий год поставлена задача — собрать уже 30—35% такого вида отходов. Нужно время и постоянная планомерная работа с жителями города, и особенно с детьми, чтобы люди перешли к сортировке и узнали, как правильно это делать», — говорит менеджер по защите окружающей среды и связей с общественностью компании Tetra Pak Анна ТАРАНЦОВА.
Как отмечает депутат Алена Бабак, внедрение РВВ позволит не только обеспечить сырьем перерабатывающие предприятия, но и оптимизировать дорогой вывоз отходов. Сегодня коммунальные предприятия получают средства за весь объем контейнера согласно тарифу, даже если этот контейнер был полупустым. В то же время, если есть полноценная система РВО, то налажена работа всей цепочки, и частный бизнес заботится о том, чтобы мусоровозы делали ходку с полной загрузкой, в том числе — за счет прессования отходов и тому подобное.
В Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, что тоже приобщено к разработке нового законодательства, отмечают, что усовершенствованные законы позволят избежать манипуляций с введением раздельного сбора, когда отсортированные отходы вывозятся не на переработку, а на полигон. «Должна быть создана полная инфраструктура с установленными контейнерами, спецтранспортом, сортировальной линией и должен быть определенный источник финансирования. Если все это есть — местная власть принимает решение, что здесь будет работать РВО. Тогда население платит за вывоз мокрой фракции отходов, а производитель — за вывоз сухой фракции», — объяснил во время недавнего круглого стола начальник управления благоустройства территорий и коммунального обслуживания Минрегионстроя Максим БАРИНОВ.
ВЫСОКИЙ ГРАДУС
В то же время, ресурсоценные отходы — это далеко не весь объем отходов, которые мы образуем ежедневно. Поэтому все равно нужно находить решение о других видах отходов. Дискуссионным остается вопрос сжигания отходов. В принципе, такой вариант обращения с отходами Нацстратегия также допускает. Однако, есть некоторые нюансы. Да, в Евросоюзе часть отходов сжигают, но делается это при очень высокой температуре — не ниже 650 градусов Цельсия. Например, стандартная температура горения на заводе в шведском городе Уппсала — 1200 градусов, и система автоматически останавливает сжигание, если температура падает до 850 градусов. Строительство завода с такими технологиями пока кажется слишком большой роскошью — оно будет окупаться долго, и у инвесторов будет при этом потребность в больших объемах отходов. Это несколько сотен миллионов евро, которые окупаются не одно десятилетие. Интересно, что раньше в Украине было пять мусоросжигательных заводов, но даже самый новый, который запустили в 2013 году, вскоре прекратил именно сжигать отходы. В настоящее время работает только завод «Энергия» в Киеве.
Сегодня можно точно спрогнозировать: изменения в обращении с отходами, так или иначе, коснутся каждого из нас. Стратегия обращения с отходами предусматривает, что в ближайшие годы тариф на услуги по вывозу, сортировке, захоронению отходов и тому подобное вырастет в 4—6 раз в сравнении с действующими ставками. Мы не можем постоянно платить только за вывоз отходов, как это происходит в настоящее время. А вот то, насколько мягко мы перейдем на более высокие тарифы, зависит от того, как именно будет изменено соответствующее законодательство
«Если определенные области захотят строить мусоросжигательные заводы, то должны понимать, что у нас нет инвесторов, технологий и контроля выбросов. Согласно директиве ЕС о промышленных выбросах, Украина обязана осуществлять контроль диоксинов, фуранов и тяжелых металлов от сжигательных установок. А у нас не существует ни одного контролирующего объекта, который бы осуществлял контроль этих веществ и имел необходимое оборудование», — отмечала уже эколог МБО «Экология-Право-Человек» Алла ВОЙЦИХОВСКАЯ.
В любом случае, сжигаться должно только то, что не может быть использовано заново, это так называемые «хвосты». Стратегия, которую избрала Украина, предусматривает соблюдение иерархии обращения с отходами: на первом месте мероприятия по предотвращению образования отходов, следующий приоритет — повторное использование, переработка, дальше идет утилизация, последнюю позицию занимает отправка отходов на свалку — захоронение.
«Но пока в парламенте нет законопроектов об отходах, о сжигании отходов, в котором было бы прописано, что именно мы можем сжигать, какие требования к выбросам в атмосферу и тому подобное. Соответствующим законом не закреплена иерархия отходов, понятие о расширенной ответственности производителя есть только в рамках Нацстратегии», — подчеркнула во время конференции Алена Бабак и прибавила, что при таких условиях трудно говорить о принятии Плана действий и разрабатывать региональные планы управления отходами.
Теперь заинтересованные стороны ждут готовые проекты и готовятся к следующим дискуссиям — не один раз отмечалось, что голосование этих законопроектов будет непростым.
Но уже сегодня можно точно спрогнозировать: изменения в обращении с отходами, так или иначе, коснутся каждого из нас. Стратегия обращения с отходами предусматривает, что в ближайшие годы тариф на услуги по вывозу, сортировке, захоронению отходов и тому подобное вырастет в 4—6 раз в сравнении с действующими ставками. Мы не можем постоянно платить только за вывоз отходов, как это происходит в настоящее время. А вот то, насколько мягко мы перейдем на более высокие тарифы, зависит от того, как именно будет изменено соответствующее законодательство.