Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь «под варягами»

Шведский путь Луцкого подшипникового завода
17 февраля, 1999 - 00:00

Поэтому шведская подшипниковая компания SKF знала, что
покупала. Фонд госимущества откорректировал план приватизации. Готовили
завод на сертификатный аукцион — «переиграли» на некоммерческий конкурс.
Выиграла его SKF и получила государственный пакет — 28%. Но это не устраивало
современных варяг. Еще до окончания конкурса они через посредническую фирму
начали скупать акции предприятия. За три недели было приобретено 48% акций,
рабочие и бывшие рабочие завода получили за них 8,5 млн. грн., с удовольствием
расставшись со своим правом собственности на долю госимущества. Руководители
предприятия имели 11% акций и также добровольно избавились от них.

Прошел год в системе концерна SKF. Или лучше «под варягами»?
Они, кстати, свои инвестиционные обязательства на этот период выполнили.
Первый заместитель генерального директора — директор финансов и проектов
ЛПЗ Матс Робертсон охарактеризовал состояние дел так:

— В прошлом году у нас было запланировано инвестировать
$6,5 млн. Большую часть этих денег мы намеревались использовать на оборудование
и улучшение процессов производства. Но вышло иначе. Почти все средства
пошли на уплату налогов и зарплат. Так дальше продолжаться не может. Мы
ожидали лучших результатов.

И действительно, в прошлом году на одну гривню зарплаты
уплачено 1,25 грн. налогов. Кроме того, предприятие-гигант стонет под собственной
тяжестью. Его площадь 70 гектаров. В советские времена до конца не достроили,
однако создали инфраструктуру, рассчитанную на полную проектную мощность.
Содержать ее — это огромные затраты. Кроме того, предприятие ориентировано
на потребителей из России, Беларуси и Украины. Последняя подшипников почти
не берет, две первых — способны рассчитываться только по бартеру. После
августовского кризиса эти расчеты нередко осуществляются через арбитражный
суд. Следовательно, надлежащего сбыта нет. Не улажены взаимоотношения с
местной властью: ЛПЗ обогревает своими мощностями целый микрорайон Луцка,
а средства город не возвращает. Долг достиг 2 млн. грн.

Еще об одной проблеме, возможно, самой главной, рассказал
заместитель генерального директора по социальным вопросам Юрий Сивенко.
Наши рабочие не привыкли изделия класть — они их бросают. А двух микроскопических
повреждений на комплекте роликов достаточно, чтобы было забраковано все
изделие — при эксплуатации оно дает излишек шума. Кроме того, шведов очень
злит, что наши рабочие за смену работают в лучшем случае 4 часа, остальное
время перекуривают или ходят туда-сюда. И вот следствие — на таком же немецком
подшипниковом заводе «Люхов», где работает 1 тысяча человек, за сутки производится
120 тысяч штук подшипников. На ЛПЗ занято 2900, но продукция — 360 тысяч
подшипников... за месяц.

Поэтому SKF заявляет, что так дальше жить нельзя. В этом
году инвестиции компании пойдут только на усовершенствование производства
и реструктуризацию предприятия, а не на проедание. Производство сосредоточится
на отдельных площадях, другие будут законсервированы или же выведены из
эксплуатации. Создается новая модель предприятия. Последнее связано не
с желанием сэкономить на украинцах, а с узким рынком сбыта продукции.

В то же время перед теми, кто остается на ЛПЗ, ставится
задача работать по мировым стандартам. Этого требуют и варяги, и сама действительность,
к которой нам, до сих пор советским, так тяжело привыкать.

Олег ПОТУРАЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ