Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь в долг – коротка-2

или Почему Украине нельзя слишком полагаться на МВФ
26 января, 2017 - 10:51
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА
Виктор ГАЛАСЮК

Продолжение. Начало статьи читайте в №11 от 25.01.2017 г.

3. ОСЛАБЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ

В проекте Меморандума с МВФ говорится о «изъятии ограничений, содержащихся в Трудовом кодексе», «ограничении круга «защищенных категорий» работников», «пересмотре Трудового кодекса для исключения из него строгих норм» и др.

Неолиберальная идеология, на которой основывается Меморандум с МВФ, рассматривает государственную регуляцию как неоправданное вмешательство в действие «свободной руки рынка». Но мы же не собираемся двигаться в сторону социал-дарвинизма?

Предлагаю вспомнить революционный для того времени законодательный акт Британского парламента 1819 года, который ограничивал детский труд на хлопковых фабриках, — полностью запрещал труд «малолетних» детей (до 9 лет) и лимитировал продолжительность рабочего дня для «старших» детей (10—16 лет) 12 часами. Тогда оппоненты этой инициативы заявляли о посягательстве на священность «свободы соглашений» и о разрушении самих принципов свободного рынка. «Труд должен быть свободным!» — пылко заявляли они в парламенте во время рассмотрения законопроекта.

Такие социально ориентированные страны, как Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия входят в первую десятку по рейтингу счастья населения (World Happiness Report 2016), Украина же занимает 123-е место из 157-ми.

Эти страны также занимают одни из самых высоких позиций в мире по Индексу человеческого развития (ООН). Реальный ВВП на душу населения этих скандинавских стран в 5—7 раз выше, чем в Украине, ожидаемая продолжительность жизни, которая является важным показателем качества жизни, на 8—13 лет больше, чем в Украине, расходы на здравоохранение на душу населения — в 5—9 раз больше, чем у нас. И их история — никоим образом  не об отказе от защиты прав граждан или социал-дарвинизме, который нам навязывают неолибералы.

4. ЖЕСТКОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕФИЦИТА ГОСБЮДЖЕТА НА МИНИМАЛЬНОМ УРОВНЕ

В следующие два года дефицит госбюджета планируют ограничить на уровне 2,5% и 2,25% соответственно.

Вы скажете, разве это плохо, когда расходы и доходы бюджета сбалансированы? Сегодня, во время экономической депрессии и военной агрессии такая фанатичная экономность — это критическая угроза. Потому что это связывает руки нашему правительству и Нацбанку, делая невозможным проведение масштабной стимулирующей экономической и экспансионистской монетарной политики.

Во время Второй Мировой войны, когда американской экономике было как никогда сложно и когда уже были сделаны выводы из Великой депрессии, посмотрите, как действовало правительство США! Занимались ли они «макрофинансовой стабилизацией», уменьшением государственных расходов или минимизацией бюджетного дефицита? Нет, они спасали экономику! Жестко, решительно и целеустремленно повышали роль государства в экономике.

Когда домохозяйства потеряли способность наполнять экономику деньгами, а частные инвесторы перестали вкладывать на перспективу — на «игровое поле» вышло государство. Временно заместив частный капитал, государство не дало экономике обвалиться, не дало стране потерять промышленность, не дало обществу утратить доверие. В начале 1940-х годов часть государственных расходов (потребительских и инвестиционных) в экономике США выросла втрое (!) — до 40—45% против традиционных 14—15% предыдущего десятилетия. Благодаря этим беспрецедентным мерам экономика продолжала расти даже во время войны. Но как только частный сектор стал поднимать голову, государство изменило экономическую политику и стало постепенно уменьшать свою роль в экономике, отдавая сохраненное «игровое поле» частным инвесторам и потребителям. ВВП продолжил расти, а государство сфокусировало последующие усилия на глобальной торговой экспансии.

Эта государственная интервенция в экономику стала возможной благодаря масштабной эмиссии государственных долговых ценных бумаг Казначейства США. Правительство США сделало это целенаправленно, несмотря на «побочные последствия» в виде рекордного дефицита государственного бюджета, который тогда превысил 25%.

Украине сегодня нужно воспользоваться опытом США и выпустить новые государственные среднесрочные долговые ценные бумаги — облигации развития. И сделать так, чтобы корпоративный сектор и банки приобрели их, осуществив свой вклад в спасение страны. Тогда не нужно будет выжимать последние соки из малых предпринимателей, облагать работающих пенсионеров налогами или еще глубже влезать в «долговую яму» зарубежных кредиторов. Это реальная альтернатива «стабилизационным» зарубежным кредитам.

5. ОГРАНИЧЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ КАК ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ

Проект Меморандума с МВФ предусматривает инфляцию на уровне 8%, 6%, 5% на ближайшие три года.

Выглядит привлекательно, разве такая низкая инфляция это плохо?

Во-первых, это практически недосягаемые показатели даже для самой жесткой монетарной политики. Во-вторых, попытка достичь таких уровней инфляции, с тех стартовых позиций, на которых мы сегодня находимся, будет означать искусственное «замораживание» экономики.

На что похожа эта «политика»? Представьте, что у больного высокая температура, он много потеет. И чтобы он не потел, ему не дают пить воду и вообще собираются поместить в холодильник!

Лучше иметь инфляцию 10—15% и развивать промышленность, сокращать безработицу, увеличивать экспорт, поднимать ВВП и доходы граждан, чем, пытаясь достичь 5%-й инфляции ставить страну на колени и уничтожать ее промышленный и предпринимательский потенциал.

Посмотрите на среднегодовые показатели (по данным Мирового банка) Турции в 2002—2006 гг. (начало новой экономической политики Эрдогана): инфляция — 20%, рост ВВП — 7,2%. Или возьмите эти же показатели в Польще 1994—1997 гг. (новая экономическая политика Колодко): инфляция — 24%, рост ВВП — 6,2%. Стартовые условия у них тогда были похожи на наши нынешние.

Монетарная политика Нацбанка «высушивает» украинскую экономику, превращает ее в финансовую пустыню. «Финансовая глубина» экономики (соотношение кредитов к ВВП) уменьшилась в полтора раза — с 74% до 49%. Кредиты в Украине одни из самых дорогих в мире. В рейтинге Мирового банка по стоимости кредитов мы восьмые с конца, между Угандой и Гондурасом! Меморандум с МВФ, в сущности, предлагает не только законсервировать, а еще и углубить эти тенденции.

Для кардинального исправления ситуации мандат НБУ должен быть усовершенствован, как предложено нами в законопроекте №5303. Чтобы Нацбанк по лучшему мировому опыту направлял монетарную политику на:

а) реализацию потенциала долгосрочного экономического роста;

б) обеспечение ценовой и курсовой стабильности гривни;

в) обеспечение умеренного уровня долгосрочных процентных ставок;

г) содействие максимальной занятости населения.

Так, в конце концов, законодательно заставим НБУ работать на экономику, а экономику — на каждого гражданина Украины!

6. ЭКОНОМИЯ НА МЕДИЦИНЕ И ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Проект Меморандума с МВФ содержит обязательство Украины: «...мы ускорим фискальные структурные реформы в т.ч. путем проведения медицинской и образовательной реформы для уменьшения размера государственного сектора».

Другими словами, мы обещаем жестко экономить на медицине и образовании! Вместо того чтобы перестраивать и развивать их на эффективных принципах, будем на них экономить. Вообще-то, те, кто вписал это в Меморандум, — настоящие манкурты!

Нужно раз и навсегда перестать реформировать такие стратегические сферы, как образование, наука или медицина бюджетным законодательством и кредитными соглашениями наподобие Меморандума с МВФ. Сегодня расходы на здравоохранение в Украине и так на одном из самых низких уровней в мире.

Если откладывание изучения таблицы умножения в школе на несколько лет... исключение из обязательной программы математики, физики, химии... уменьшение учебной нагрузки и ослабление системы оценивания — это «образовательные реформы», то цель их только одна — постепенная деградация нации и закрепление за Украиной статуса сырьевой колонии.

Нельзя в погоне за «экономией» разрушать фундамент, потому что потом не будет на чем дом строить! Образование должно быть сложным, интересным и полезным, а не дешевым, упрощенным и выхолощенным. Или, может, компрадоры от власти хотят готовить в украинской школе исполнителей для сырьевой экономики, не способных системно и критически мыслить?

7. СУЩЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕСМОТР/ЛИКВИДАЦИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

На самом деле «упрощенка» — одно из самых успешных законодательных новшеств Украины за все времена независимости, она дала глоток свежего воздуха сотням тысяч малых предпринимателей и дала им возможность появиться на экономической карте страны и обеспечить работой себя и многих вокруг себя.

Нам навязывают миф, что упрощенцы платит несправедливо низкие налоги и налоговое поле нужно «выравнивать». Но если проанализировать уплату налогов плательщиками НДС на общей системе налогообложения и упрощенцев, которые платят НДС (3 группа: 3% от дохода и 20% НДС), то, оказывается, у упрощенцев отношение оплаченного НДС к валовому доходу в среднем по экономике более чем В ДВА РАЗА выше, чем у плательщиков на общей системе.

Другими словами, упрощенная система вдвое (!) эффективнее общей по наполнению бюджета, так как нет смысла «раздувать» обороты предприятия (формируя фиктивный налоговый кредит), когда за каждый оборот платишь 3%.

Поэтому отменять сегодня «упрощенку» — бессмыслица и преступление против экономики. Когда-то мы, безусловно, заменим нынешнюю «упрощенку» на более комплексную и эффективную систему: внедрим специальную «кастомизованную» систему налогообложения для креативных индустрий (в т.ч. ІТ); другую, еще более «легкую» и со стартовыми налоговыми каникулами — для микропредпринимателей и самозанятых; создадим мощные инвестиционные стимулы, такие как освобождение от налогообложения реинвестируемой прибыли и ввоза производственного оборудования; введем налоговые стимулы для инвесторов в новые производства, науку и хай-тек через механизм индустриальных парков; установим налоговые вычеты на энергосохранность, образование и другие социально желательные расходы для граждан. Но это будет уже другая история. А пока этого нет, разрушать «упрощенку» не дадим!

Виктор ГАЛАСЮК, народный депутат Украины (РПЛ), глава комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства, президент Украинской ассоциации Римского клуба, к. э. н.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ