Окончание. Начало статьи читайте в №№ 11, 12
8. ОТКАЗ ОТ СОЗДАНИЯ ЭКСПОРТНО-КРЕДИТНОГО АГЕНТСТВА В 2017 ГОДУ
Среди других невыгодных Украине позиций в проект Меморандума МВФ вписали обязательство украинской стороны воздержаться от создания государственного Экспортно-кредитного агентства в 2017 году. Зато в течение всего 2017 года они планируют лишь разработку подзаконных актов для создания такого учреждения только в 2018 году, причем только для предоставления страховых услуг.
Такое потенциальное «обещание» Украины МВФ прямо противоречит действующему Закону Украины 1792-VІІІ «Об обеспечении масштабной экспортной экспансии украинских производителей путем страхования, гарантирования и удешевления кредитования экспорта», который разрабатывался совместно с лучшими экспертами и прошел перед принятием в парламенте многочисленные общественные и экспертные слушания.
Причем упомянутое обязательство Украины перед МВФ противоречит Закону как в части сроков создания ЭКА, так и в части видов деятельности учреждения. Если этот пункт, вопреки законодательству Украины, все же оставят в Меморандуме, я подам в суд на правительственных чиновников и приложу максимум усилий для отставки задействованных в этом беззаконии высокопоставленных должностных лиц включительно с профильными министрами. По этим фактам я направил премьер-министру Украины Владимиру Гройсману депутатское обращение с требованием прекратить упомянутое нарушение законности.
Потенциальное «обязательство» Украины перед МВФ касательно несоздания ЭКА противоречит не только Закону, но и национальным экономическим интересам нашей страны. Ведь Экспортно-кредитное агентство — лекарство от сырьевой экономики, от зарубежных долгов, от безработицы. Его миссия — способствовать украинскому несырьевому экспорту, увеличивая как его объемы, так и качество нашей «экспортной корзины».
9. ОТКАЗ ОТ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКАХ
Это не меньший абсурд, чем сопротивление созданию украинского Экспортно-кредитного агентства. Индустриальные парки с мощными налоговыми и другими инвестиционными стимулами — один из лучших инструментов экономического развития. Они имеют более чем 100-летнюю историю и широко используются — по данным UNIDO в мире уже свыше 15 000 индустриальных парков.
Чрезвычайно показательным является опыт нашего успешного соседа Польши, где, кстати, действуют не только многочисленные индустриальные и технопарки и свободные экономические зоны, но и экспортно-кредитно-страховая корпорация (KUKE), агентство развития промышленности, Польское агентство развития предпринимательства (PARP), государственный банк развития Польши (BGK).
Сегодня в это трудно поверить, но еще 25 лет назад — в 1990 году — по уровню экономического развития (ВВП на душу населения) Украина находилась на одном уровне с Турцией и опережала Польшу, а сейчас мы отстаем от них почти в три раза.
Вклад польских СЭЗ, где расположены их индустриальные парки, в историю экономического успеха страны чрезвычайно весомый. Свыше 100 млрд злотых (около 25 млрд евро) инвестиций и 300 тысяч современных рабочих мест — это только прямые результаты деятельности этих территорий в Польше, отдельных огромных опосредствованных позитивных эффектов для экономики.
Когда при вступлении в ЕС от Польши требовали отказаться от СЭЗ, поляки выбороли свое право сохранить их и впоследствии даже расширили их территорию втрое (с 6,5 тыс. гектаров до 16,2 тыс. гектара) и недавно, отпраздновав их 20-ю годовщину, в очередной раз продолжили функционирование польских СЭЗ до 2026 года, придя к согласию с ЕС. Этот пример еще раз доказывает, что тот, кто хочет, находит возможности, а тот, кто не хочет — оправдания.
10. КОРРЕКЦИЯ СТОИМОСТИ ГАЗА СОБСТВЕННОЙ ДОБЫЧИ («УКРГАЗВИДОБУВАННЯ») НА ОСНОВЕ ЦЕН НА ИМПОРТНЫЙ ГАЗ
Сторонники такого подхода утверждают, что только это позволит обеспечить настоящее «рыночное ценообразование», избежать коррупции и обрести энергонезависимость. На самом деле это полный абсурд иметь государственную компанию (УГД), способную полностью обеспечить внутренний спрос населения на природный газ, и формировать цену собственной добычи, исходя не из реальных расходов, а из так называемого «импортного паритета» — цены газа на немецком хабе NCG.
Если сторонники «свободного рынка» так борются за то, чтобы цена на природный газ в Украине была установлена на «мировом уровне», разве не будет логично пойти дальше и нормативно установить в Украине заработную плату и стоимость кредитов тоже на «мировом уровне». Понятно, что это абсурд, но не более, чем продажа населению газа, добытого государственной национальной компанией, по «мировым ценам».
Только масштабная энергомодернизация, а не свой газ по цене импортного и европейские тарифы при африканских заработных платах, решит проблему энергозависимости страны и каждого гражданина! Способны ли на проведение такой энергомодернизации те, кто сейчас даже коммуналку без субсидии заплатить не может? Я уже не говорю о том, что львиная доля потерь и неэффективности — не на уровне квартир, а в ТЭЦ, теплосетях и теплопунктах, на которые граждане не влияют.
11. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
А почему тогда не легализация наркотиков или проституции, разве «фискальный потенциал» этих потенциальных рынков меньше игорного бизнеса? Или может их оставили для следующего меморандума?
Как и подавляющее большинство украинцев, я против легализации превращения Украины в притон, пусть даже очень фешенебельный. Украина имеет ряд цивилизованных источников доходов, которые следует развивать через государственную политику на высшем уровне — разнообразное производство, креативные индустрии, инновационные исследования, высокотехнологические кластеры.
Нашей визитной карточкой в мире не должны быть дешевая рабочая сила и либеральное законодательство, которое содержит минимум ограничений. Интеллект нации, лидерство в производстве, самобытная культура — вот что должно нас выделять. И это точно история не о легализации игорного бизнеса.
12. МАССОВАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И САМЫХ КРУПНЫХ
Некоторые объекты приватизации даже перечислены в проекте Меморандума с МВФ, в т.ч. харьковский «Турбоатом».
Власть считает приватизацию одной из главных экономических реформ. Стремятся продать государственные предприятия во время экономической депрессии и военной агрессии, когда активы стоят дешевле всего. Когда даже успешная частная фабрика не продается уже несколько лет, потому что «цены нет». А государственное имущество значит продастся нормально?
Вклад госпредприятий в экономику в Украине — 10%, в наиболее успешных странах — 15%, в развивающихся странах — 30%. То есть у Украины нет лишней государственной собственности. Есть непрофессиональное руководство, коррумпированные чиновники, отсутствие анализа и контроля. Так может нужно это исправлять, а не сразу продавать имущество, не приведя его в порядок?
Не создав привлекательный бизнес-климат и не вернув доверие инвесторов, нечего и рассчитывать на приход реальных стратегических инвесторов, а не приближенных к власти «покупателей» и адекватных условий приватизации.
Особенно возмущают планы приватизировать харьковский «Турбоатом». Это уникальное высокотехнологическое прибыльное государственное предприятие, которое не имеет кредитов, увеличивает производство, обеспечивает работой почти 4 тыс. человек и платит в бюджет свыше 700 млн грн в год в виде налогов и дивидендов!
«Турбоатом» еще раз доказывает, что государство может быть эффективным владельцем. Дело не в форме собственности, а в качестве управления. Примеров тому в мире множество. Среди предприятий, в которых государству принадлежит контрольный пакет или даже 100% капитала:
— Китайская национальная нефтегазовая корпорация — 3-е место в перечне самых крупных компаний мира Fortune Global 500;
— Deutsche Bahn AG — одна из крупнейших в мире транспортных компаний;
— Japan Post Bank — японский Почтовый банк, который является крупнейшим в мире (!) по размеру депозитов;
— Korea Electric Power Corporation — самая крупная электроэнергетическая компания в Южной Корее;
— Proximus Group — самая большая телекоммуникационная компания в Бельгии;
— Польская LOTOS GROUP SA — лидер на польском рынке смазочных материалов;
— Чешская GEZ — компания по производству, распределению, торговле и сбыту электрической и тепловой энергии, которая осуществляет операции в Центральной и Юго-Восточной Европе и Турции;
— Telenor — крупнейшая норвежская телекоммуникационная компания, один из ведущих международных инвесторов в секторе мобильной связи...
Более того, согласно исследованиям PWC, часть государственных предприятий в мировом ТОП-500 компаний Fortune Global 500 выросла с 9% в 2005 году до 23% в 2014 году. Государственная собственность ничем не хуже частной, если ею распоряжаться с умом и в интересах своего народа.
***
Считаю, что положения проекта обновленного Меморандума с МВФ в силу их высокой общественной значимости заслуживают широкого экспертного и общественного обсуждения. А угрозы, освещенные в этой статье, должны быть внимательно проанализированы и учтены правительством при последующих переговорах с МВФ и другими зарубежными кредиторами.