Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Золотая лихорадка» отменяется?

Почему в Украине не спешат добывать благородный металл
29 апреля, 1996 - 17:53

Строить планы по добыче золота из украинских черноземов начали еще в 1996 году, когда приняли государственную программу «Золото Украины». По этому документу, до 2005 года страна должна была ежегодно получать до 600 кг золота собственной добычи. Однако открытая тремя годами позже Мужиивская фабрика-рудник продемонстрировала, что «копать» золото быстро не удастся. Даже в наилучшие годы своей работы она не смогла нарастить объемы добычи в полные 200 килограммов. Позже был принят закон Украины «Об утверждении Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2010 года» (от 22 февраля 2006 года № 3458-IV). Но, несмотря на все эти документы, государство так и не смогло получить постоянной стабильной добычи золота из собственных недр, хотя потенциал для этого существует.

В вышеупомянутом законе главными золотоносными провинциями страны названы Карпаты, Донбасс и Украинский щит. Так, в Карпатах разведанные запасы золота составляют почти 55 тонн (на месторождениях Мужиивское и Сауляк), а потенциальные — около 400 тонн. Но и это не все: на Закарпатье немалые запасы серебра (5,5 тысячи тонн), свинца (2,7 миллиона тонн), цинка (5,3 миллиона тонн). Сколько же золотого добра спрятано в недрах Донбасса, точно не знает никто, потому что геологической разведки государство там не проводило. По данным же, которые подаются в законе, там содержится не менее 400 тонн золота. На Украинском щите общие золотые ресурсы оценили в 2 400 тонн. Из них более 620 тонн золота сосредоточены в шести месторождениях: Майское, Клинцовское, Юрьевское, Сергеевское, Балка Золотая и Балка Широкая.

В Украине действительно существует неплохой потенциал для развития золотого дела, рассказывает геолог-пенсионер Сергей Нечаев. Он говорит, что открытой информации о реальных запасах золота не найти, потому что это стратегический ресурс. Однако по подсчетам различных экспертов, рассказывает он, вытекает, что наши золотые ресурсы — не менее трех тысяч тонн. Принимая же во внимание мировые тенденции, когда цена на золото поднималась, государство должно активно разрабатывать этот ресурс. А у нас реально отработано только Мужиивское месторождение в Закарпатской области, которое к тому же — непонятно на сегодня — живое или мертвое, констатирует Нечаев. Чтобы открыть новые месторождения, следует проводить геологическую разведку, а у государства на это средств нет.

По словам доктора геолого-минералогических наук, заведующего отделом международного сотрудничества и научно-организационной работы Украинского государственного геологоразведочного института Бориса Малюка, золотые руды, в зависимости от содержимого благородного металла, разделились на богатые, средние и бедные. В соответствии с этой классификацией, большинство украинских руд принадлежит к богатым. Но в отличие от других стран, процесс получения золота из руды намного более сложный и затратный. Так, в Западной Африке золото добывают открытым способом, то есть снимают слой грунта, получают руду и с помощью метода цианирования (используют цианистый калий) отделяют золото от породы. Это позволяет минимизировать производственные расходы и получить до 90% желтого металла из руды. Однако цианиды наносят вред окружающей среде. В Украине же золото получают подземным способом, копая шахты. Из них драгоценную руду поднимают на поверхность, измельчают и с помощью метода гравитации (фактически, вымывают в специальном приборе) получают золото. Такой метод не влияет на экологию окружающей среды, но его эффективность измеряется 60% золота от всего объема, который можно было бы получить из руды. Неиспользованные золотые остатки остаются в переработанной руде («хвосты»), которую можно еще перерабатывать с помощью цианидов. Полученное же золото обогащают до 999,5 пробы и продают в госказну. Там оно накапливается и образовывает золотовалютный стандарт страны.

По словам опрошенных «Днем» экспертов, государство игнорирует золотой сектор, потому что прибыли от него для нее малозначимы. А вот средства, которые нужно вложить для поднятия отрасли на этапе разведки, измеряются миллионами долларов, а на этапе добычи — десятками миллионов. Минимальная рентабельность золотодобычи составляет 15%, а срок окупаемости золотых инвестиций — начиная от шести лет.

Таким образом, золото намного интереснее даже иностранным инвесторам. Еще до кризиса некоторые иностранные компании пытались зайти на этот рынок, но безрезультатно... Вряд ли появятся иностранные деньги на золотокопание и в условиях кризиса, когда каждая копейка на счету. К тому же, главной приманки для инвесторов — официальной команды о приватизации золотых месторождений — от власти не прозвучало.

Пока украинцы «и сам не гам, и другому не дам», мировое сообщество непрестанно наращивает объемы добычи. По данным Бюро сельского хозяйства и ресурсов Австралии, добыча золота на рудниках в Китае (за счет ввода в эксплуатацию новых рудников) и Индонезии (с помощью восстановления чистоты руды) на конец 2009 года может вырасти до 2 476 тонн. А вот средняя цена золота, по прогнозам Бюро, может уменьшиться на 7%, до 810 дол. за унцию. Но, не принимая во внимание это, финансовые аналитики считают драгоценные металлы «безопасной гаванью» на случай усиления нестабильности на мировых финансовых рынках.

Почти вторят им наши эксперты. По словам президента Союза ювелиров Украины Дмитрия Видолоба, украинцы хранят деньги и в золотых слитках, и в ювелирных изделиях с драгоценными камнями. По данным Видолоба, итоги 2008 года по изготовлению ювелирных изделий просто превзошли все ожидания: 84 тонны изделий из серебра и золота (в 2007 году было 68 тонн 252 тысячи). «В прошлом году в начале кризиса объемы ювелирного производства вышли на уровень 20% от объемов производства ведущих стран изготовителей ювелирных изделий, таких как Италия, Китай, Турция. Сейчас отрасль замерла: в зависимости от региона показатель падения потребления ювелирных изделий за первый квартал 2009 года составляет от 70 до 90%», — жалуется ювелир. Чтобы удержать потребителя, золотых дел мастера уже уценили золотые украшения на 20—25%, но будут ли и дальше это делать, не уверены. Все зависит от того, как ляжет валютная карта...

Проблема заключается в том, что украинского сырья (золота) опять же фактически нет. Главными поставщиками материала выступает население, которое сдает собственный драгоценный утиль (старые серьги, цепочки, перстни и тому подобное) и отдает на переплавку приобретенные у банков золотые слитки. Банки же покупают золото за границей. Поэтому, как только происходят валютные колебания в сторону роста, то и цена на ювелирные изделия из нового золота поднимается.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ