Мобилизация усилий правительства и региональных властей в сложный период так называемой газовой войны между Украиной и Россией в некоторой степени защитила украинцев от зимнего холода. Но многие производства почувствовали нехватку голубого топлива. В этой ситуации региональные власти, ответственные за стабильное функционирование коммунальной системы в селах, городах и районах, в период газового кризиса остро почувствовали себя заложниками процессов, повлиять на которые они не в силах. И в очередной раз дали себе слово заняться поиском альтернативных энергоресурсов.
Ситуация в Запорожской области в те дни, как отмечалось на селекторном совещании замглавы Секретариата Президента с губернаторами, была достаточно сложной. Чтобы областной центр не остался без тепла и горячей воды, местные металлургические заводы были вынуждены в срочном порядке переходить на использование мазута. Пришлось расконсервировать аварийные хранилища, возобновить полузабытые технологии, закрыть глаза на дополнительный износ оборудования и вредные выбросы в атмосферу. Что поделаешь, аврал!
ПЕРЕНИМАЯ ОПЫТ ОТЦОВ
Для начала — небольшой экскурс в историю. Мы так привыкли к удобствам использования голубого топлива, что уже с трудом представляем себе, как вообще можно без него обходиться. Но на самом деле газ в наших домах появился только после 1958 г. Тогда же использовать в производстве природный газ начала промышленность. Как же мы обогревались? А очень просто!
Старожилы вспоминают, что до появления в теле Украины газоносных артерий в виде ГТС, города-спутники крупных промышленных комплексов (Запорожье, Мариуполь, Днепродзержинск и др.) отапливались исключительно углем и коксовым газом — побочным продуктом производственного процесса коксохимзаводов. Кстати, еще в довоенные годы был построен специальный коксогазовый завод, обеспечивающий теплом жителей Москвы. Металлурги в те времена тоже обходились без природного газа, используя другой — доменный.
Наработки тех лет в некоторых крупных городах Украины продолжают применять и сегодня. Например, в двух районах Запорожья подача горячей воды в летний период уже не первый год зависит не от городских котельных, а от комбината «Запорожсталь». Поскольку для подогрева воды предприятие использует не природный, а все тот же доменный газ собственного производства, городские власти сразу поняли все выгоды этой системы. Сегодня к «запорожсталевской» теплотрассе мэрия хочет подключить еще несколько районов областного центра. Правда, некоторые специалисты комбината считают, что нынешний кризис может поставить крест на этих начинаниях, поскольку спад объемов производства приведет и к исчезновению излишков доменного газа, на которых, главным образом, зиждилась вся технология. Как сложится ситуация на самом деле — покажет время.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА
Вопросы поиска и эффективного применения альтернативных источников энергии, способных заменить газ, всегда были актуальны для такого индустриально-развитого и густонаселенного региона, как Запорожский. А после январских событий и очередного увеличения стоимости голубого топлива проблема экономии энергоресурсов снова стала главной темой обсуждения для местного руководства.
Мэр Запорожья Евгений Карташов во время последней пресс-конференции объявил энергосбережение в ЖКХ одним из главных приоритетов года, пообещав выделить для этого почти 31 миллион гривен из городского бюджета. Кроме того, пытаясь привлечь дополнительное финансирование под реализацию энергосберегающих проектов, запорожский градоначальник провел переговоры с представителями Европейского банка реконструкции и развития, давшие позитивный результат.
Но это в планах. А из действительно реализованных в последнее время в городе энергосберегающих проектов, помимо уже упомянутой «запорожсталевской» теплотрассы, которая активно достраивается, можно назвать еще и реконструкцию котельной, дающей горячую воду жителям крупного «спального» микрорайона. Впервые коммунальщики выполнили теплоизоляцию одного из баков с помощью жидкого пенополиуретана. Специалисты утверждают, новое покрытие позволит значительно повысить эффективность котла-аккумулятора — он будет не греть воздух, а сохранять воду в баке горячей. Эта технология дает возможность запорожским тепловикам потреблять меньше газа, а жителям — пользоваться горячей водой более высоких температур.
Поиском путей энергосбережения и альтернативных ресурсов занимаются и в других уголках области. В Вольнянске и Пологах для отопления используется лузга подсолнечника, в Акимовке на эти же цели идут отходы производства местного хлебокомбината, в Черниговском районе для обогрева объектов ЖКХ, социальной и бюджетной сферы применяется электроотопление.
Есть у нас и пример использования соломы, подобный сумскому опыту, широко разрекламированному Кабмином. В селе Чкалово Приазовского района установлен теплогенератор, к которому подключены школа, детский садик и Дворец культуры. Приобрели соломосжигающий агрегат еще в 2006 г. за бюджетные средства. Тогда он обошелся общине в 285 тысяч гривен. В сутки он потребляет тонну соломы (200 гривен). А заготовлено ее уже 500 тонн. Температура в отапливаемых таким способом помещениях даже при морозах не опускалась ниже 23 градусов. Местные жители довольны: топливо бросовое, цены приемлемые и энергонезависимость налицо.
Но, к сожалению, случаи применения в Запорожской области альтернативной энергетики сегодня единичны. Местные власти по-прежнему отдают приоритет привычной газификации сел (один из губернаторских замов заявил, что сегодня 86% населения уже пользуются газом и что в текущем году газификация будет продолжаться), что, безусловно, еще больше укрепит зависимость области от импортных энергоресурсов. Хотя в сложившейся ситуации было бы куда благоразумнее развивать и использовать именно альтернативные источники энергии.
ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОСТИ
Не меньше, чем правительство, региональные чиновники должны быть заинтересованы и в переходе промышленных предприятий на диверсифицированное энергообеспечение. Ведь именно от этого во многом зависит их стабильная работа, а следовательно, и благополучие жителей индустриальных городов. Конечно, возможности местных властей здесь гораздо скромнее, чем у центральных ведомств и министерств. Да и цена вопроса исчисляется в миллионах, а то и миллиардах долларов (внедрение в доменном производстве пылеугольного топлива вместо газа обойдется «Запорожстали» примерно в 100—200 миллионов дол., а постройка конвертерного цеха и вовсе в 2 миллиарда дол.).
Но уставшая от частых энергетических войн промышленность, думаю, будет готова сейчас принять любую помощь от региональных властей. Скажем, такую, как освобождение от местных налогов (безусловно, только под четкие гарантии модернизации и контроля за использованием освободившихся средств).
Представители органов местного самоуправления уже давно заявляют о том, что хотят большей независимости от центра. Но если для расширения и узаконивания своих финансовых прав региональным чиновникам приходится вести изнурительные переговоры и торги с центральной властью, то вопрос энергетической самостоятельности территорий зависит во многом от них самих. Правда, иногда бывает непонятно, на самом ли деле намерения территориальных властей вести упорную борьбу за свою самостоятельность реальны или это очередные пустые декларации, рассчитанные лишь на привлечение избирателей?
Вот пример. В Запорожской области комплексная программа энергосбережения разрабатывалась еще в 90-е годы прошлого века. Вот только воспользоваться ею регион почему-то так и не смог (по слухам, проект ушел за границу, а с учеными-разработчиками даже не расплатились). В 2006 году, с благословения самого Президента, в области стартовал эксперимент с громким названием «Демонстрационная зона высокой энергетической эффективности», имеющий целью упрочить энергетическую самостоятельность региона. Автора этой идеи Петра Сабашука глава государства недавно даже удостоил высокой награды. Вот только результатами энергетического эксперимента, похоже, так и не поинтересовался. А зря!