БЕЗ БЛЕСКА В ГЛАЗАХ
Вряд ли в Украине найдется человек, который ничего не слышал о состоявшейся в 1654 году Переяславской раде. Однако, к своему стыду, задуматься о том, что исторический город, где произошло это неоднозначное, но сыгравшее решающую роль в судьбе Украины событие, находится совсем близко от столицы и носит название Переяслав-Хмельницкий, за всю сознательную жизнь мне как-то не пришлось. Иначе — наверняка побывала бы там раньше. Например, весной, когда буйство зелени превращает этот город в уютный провинциальный рай, а нежаркое солнце не мешает неторопливому созерцанию исторических мест и памятников.
Однако впервые посетить Переяслав-Хмельницкий мне, увы, пришлось мокрым зимним днем. Может, поэтому город не произвел на меня какого-то незабываемого впечатления ни своими архитектурными композициями (обычные сельские хаты, в центре — несколько многоэтажек, требующие основательной реставрации соборы и колокольни), ни даже уникальными музейными комплексами — не сезон. Да и люди здесь — самые обычные с самым обычным ворохом проблем современного среднестатистического украинца. Может быть, только немного обиженные невниманием к их уникальному городу со стороны власти. Особенно, в этот год.
«На 325-летие Воссоединения Украины с Россией (то бишь — годовщины со дня проведения Переяславской рады. — Авт. ) — с ностальгией вспоминает сегодняшний мэр города Григорий Сокур, — город получил орден Дружбы народов. Сюда съехалось все Политбюро во главе с Владимиром Щербицким. Отремонтировали дороги. А после празднования было принято постановление правительства Украинской ССР о развитии города, благодаря которому в Переяславе наладили водоснабжение, канализацию, построили стадион, дом быта, больничный городок».
От предыдущего юбилея Переяславской рады — 300-летия — остался целый комплекс сооружений в центре города (сейчас там — районный совет, отель и др.). А также — памятник «Навіки разом — навіки з російським народом!». Опять же — дороги.
По сравнению с этим, 350-летие памятной даты Переяслав-Хмельницкий отметил более чем скромно. Обострившиеся к дате научные прения на тему — а что же в действительности произошло в январе 1654 года на площади возле Успенского собора в Переяславе и стоит ли украинцам гордиться тем, что произошло? — поставили руководство Украины в весьма щекотливое положение относительно целесообразности торжеств, выход из которого, думается, будет найден в течение года. (Вчерашняя научно-практическая конференция в Переяслав-Хмельницком — лучшее тому подтверждение). И 8 и 18 января (день Переясловской рады по старому и новому календарю) в город прибыли те, кто в силу своих политических убеждений абсолютно однозначно и в полном соответствии с полученным в советских школах образованием оценивает историческое событие. Сперва митинг возле памятника «Навіки разом» провели прогрессивные социалисты во главе с Наталией Витренко. Через 10 дней на площади Переяславской рады (так теперь называется историческое место) митинговали коммунисты.
Кстати, последние, не ограничившись ностальгированием с представителями старшего поколения Переяслава, поработали и с подрастающим. Небезызвестное объединение «Потомки Богдана Хмельницкого», возглавляемое крымским коммунистом Леонидом Грачом, провело конкурс школьных сочинений на тему Переяславской рады и ее значения в истории Украины. Идея в целом неплохая. Но, как и следовало ожидать, в десятку победителей конкурса попали только те ученики, которые «правильно» с точки зрения «наследников Хмельницкого» поняли «обусловленность и закономерность выбора гетьмана и народа в 1654 году» (цитата из пресс-релиза объединения). Летом «правильные» ученики поедут в «Артек», «неправильным» же придется, возможно, напрасно, ожидать альтернативного конкурса, где, прежде всего, будут оценивать их уровень аргументации, способность к анализу, умение пользоваться историческими монографиями и документами, незаангажированость... Мини-опрос, проведенный корреспондентом «Дня» в стенах Переяславской гимназии среди учеников 10-го и 7-го классов (причем оба класса — негуманитарного направления), показал, что школьники очень по-разному оценивают прошедшее в их городе 350 лет назад событие. Одни указывают на возможность союзов Украины с другими государствами на более выгодных для страны условиях, другие говорят о вынужденности подписания договора с Москвой и о религиозно-культурной логичности украинско-российского союза в тех условиях. Директор гимназии Александр Бадрак, присутствовавший при опросе учеников, впоследствии кратко изложил свое виденье: мол, «все должно оцениваться с точки зрения исторического времени и обстоятельств, когда состоялось то или иное событие. Возможно, в то время это было правильное решение, а все, что произошло дальше, Богдан Хмельницкий вряд ли мог предвидеть».
В том же ключе охарактеризовал дату ректор Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета имени Григория Сковороды, доктор исторических наук, профессор Виктор Коцур. Он считает, что к оценкам этого неоднозначного события нужно подходить с позиции историзма. «Когда мы говорим о праздновании этой даты, то начинаем политизировать эту проблему. Праздновать — это значит вернуться в 50-е годы, в другую систему, другую идеологическую атмосферу. Это — шаг назад, — считает В. Коцур. — Мы должны усилиями ученых еще раз обратить внимание общественности на эту проблему, требующую дальнейшего изучения. Без политической конъюнктуры историки должны дать оценку событиям 1654 года, отметив и позитивные и негативные моменты их последствий. И пока ученые будут заниматься выяснением спорных моментов, политики и общественность должны использовать эту дату с позиции развития нормальных добрососедских отношений с Россией». Но, подчеркнул ректор, «исходя из факта — что существуют государство Украина и государство Россия».
Мэр же Переяслав-Хмельницкого откровенно сожалеет о том, что торжества не состоялись. Ведь и указ Президента соответствующий был, правда, с уклоном в гуманитарные мероприятия (выставки, экспозиции, научные конференции), да Кабмин постановление по нему не принял. В итоге — денег в бюджете не предусмотрели. Своими же силами город, по словам Г. Сокура, такую акцию не вытянет. Да и какой смысл, если никто в ней — ни Украина, ни Россия — не заинтересованы? «К нам в декабре приезжал посол России в Украине Виктор Черномырдин, и мы говорили о том, что нужно поднять вопрос празднования на межгосударственном уровне, — рассказывает Г. Сокур. — Но нет того блеска в глазах, потому что когда посольство увидело отношение части украинцев к этой дате, они решили сохранить нейтралитет».
ГОРОД МУЗЕЕВ
Однако больше всего мэр сожалеет не о том, что не состоялись торжества. Он и другие жители города очень рассчитывали, что к юбилею россияне помогут отстроить Воскресенскую церковь, фундамент которой в свое время заложил еще Юрий Долгорукий, а украинские власти выделят деньги на достройку Исторического музея. Этот музей строят уже 20 лет. В 1969 году, когда выделяли землю под строительство, планировалось, что это будет музей Воссоединения Украины с Россией. Сейчас — это должно быть новое здание Исторического музея, куда планируется перенести экспонаты из действующего, требующего немедленной и основательной перестройки. Дело в том, что здание, в котором сейчас расположен один из самых больших музеев города, — это бывший дом доктора Козачковского, сооруженный в 1820 году. В этом доме дважды гостил Тарас Шевченко. Здесь же он написал свой «Заповіт». Сейчас, по словам мэра, это здание рушится на глазах. Его необходимо разобрать и наново воспроизвести, чтобы сохранить для потомков. Для этого необходимо 7 8 миллионов гривен. Затри последних года из госказны был выделен всего один миллион. В новое здание власти города хотят также перенести диораму, на которой изображена битва за Днепр в 1943 году и которая находится сейчас в Вознесенском соборе, построенном на средства Ивана Мазепы в 1800 году. На «своего депутата» в Верховной Раде мэр не жалуется. По его словам, мажоритарщик от их округа Кирилл Полищук (член фракции «Регионы Украины») лоббирует вопрос строительства музея, насколько это возможно. Однако в его округе, кроме Переяслав-Хмельницкого, еще и Борисполь, а также Переяслав-Хмельницкий, Бориспольский, Згуровский и Яготинский районы. И тех 1,5 млн. грн., которые, согласно неписаной традиции, имеет в бюджете каждый мажоритарщик на капитальное строительство, не хватает на всех.
Вообще, если отбросить горькие размышления по поводу возможной лучшей судьбы для Украины, в жизни отдельно взятого Переяслава прошедшая здесь в 1654 году козацкая рада сыграла все же положительную роль. Множество исторических мест и памятников, постоянные дотации со стороны советской власти, популяризация города-символа украинско-российской дружбы на всем советском пространстве... Даже сегодняшние дискуссии о роли Переяславской рады, целесообразности празднования этой даты играют только на руку городу и его жителям. «Рано или поздно, — считает мэр, который будущее города связывает в первую очередь с развитием его как культурно-туристического центра, — это принесет свои плоды». Он не без удовольствия отметил, что «раскрученный» Каменец-Подольский за год посетило 74 тысячи туристов, и что ежегодное количество гостей его города не намного меньше — где-то 60- 70 тысяч.
В Переяслав-Хмельницком действительно есть что посмотреть. Как Переяслав он известен с 911 года и, согласно легенде, назван так киевским князем Владимиром в честь победы местного мужа над печенежским богатырем. С этим населенным пунктом также связана нераскрытая загадка украинской истории — Змеевые валы — двухваловая система укреплений вблизи города. В свое время Переяслав по численности населения значительно опережал Киев. А в 1585 году раньше других городов Левобережной Украины получил Магдебургское право. Роль же Переяслава во времена козаччины переоценить трудно.
Сейчас Переяслав-Хмельницкий называют городом музеев. 25 музеев разной тематики, составляющие Национальный историко-этнографический заповедник «Переяслав», за один день не обойти. Чего стоит только Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины, располагающийся на 30 гектарах! Кроме этого, есть еще Музей кобзарского искусства, Музей украинского рушныка, Музей истории пчеловодства, Музей архитектуры Переяслава времен Киевской Руси, Музей хлеба, Музей-почта, Мемориальный музей Г. Сковороды... Есть даже Музей миропознания и мирного освоения космоса. Руководит заповедником легендарный под стать Переяславу историк Михаил Сикорский. С 1951 года его жизнь неразрывно связана с этим городом. И с Историческим музеем, где он, не имея собственного жилья, прожил целых 17 лет. Словом, город действительно уникальный и пафос здесь не лишний.
О завораживающих пейзажах говорить не буду — не видела. Но рядом с городом — Каневское водохранилище, на берегу которого расположены детские лагеря и базы отдыха для взрослых. А турфирмы — местная «Переяслав» и, наверное, некоторые киевские, которые включают в перечень своих услуг так называемые «туры выходного дня» — предлагают, кроме посещения музеев, путешествия на яхте или катамаране по водохранилищу. Местные жители уверяют, что природа здесь очень живописная. Некоторые из них работают в области «зеленого туризма», то есть предлагают желающим ночлег и стол в своем доме. С отелями в городе пока напряженка — их всего два: недешевый как для провинции «Пектораль» в центре города на 24 человека и совсем крохотный «Артак» на 8 человек. Строительство более крупного комплекса для туристов и гостей города пока на стадии ожидания инвестора.
УКРАИНСКИЙ ОКСФОРД
Второй визитной карточкой города, по словам его мэра, является Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды, в котором получают знания более пяти тысяч студентов. Григорий Сокур мечтает, что со временем Переяслав станет, кроме туристической Мекки, еще и центром образования, как Оксфорд или Кембридж. И население города будет заниматься исключительно обслуживанием туризма и университета. «Популярность и престижность нашего университета все больше распространяется в центральном регионе страны», — рассказывает мэр. По его словам, это обусловлено тем, что здесь лекции студентам читают не аспиранты, как во многих киевских вузах, а профессора и доктора наук, которые являются местными жителями и не собираются покидать город. «Кроме того, достаточно красноречивым фактом в этом смысле может быть то, что из 20 ежегодно назначающихся директоров школ по Киевской области 2/3 — это бывшие студенты переяславского вуза. Да и учительские кадры в области в основном наши», — говорит Г. Сокур.
В свою очередь, ректор университета В. Коцур рассказал о создании на базе университета и некоторых школ города интегрирующей образовательной системы — учебно- воспитательных комплексов, предусматривающих более качественную подготовку будущих учителей и более тщательный отбор студентов. «Если раньше студенты только на третьем курсе реально начинали понимать, что такое быть учителем, и многие разочаровывались, то теперь им с первого курса читают педагогику. Фактически с самого начала у них идет непрерывная практика преподавания в школах», — говорит ректор. Такая система, по его мнению, также обеспечивает отсев «случайных людей» в педвузе еще на этапе их обучения в средней школе, поскольку старшеклассники имеют возможность тесно общаться со студентами- практикантами, привлекаются к разным вузовским программам, к участию в творческих конкурсах, олимпиадах и делают сознательный выбор. Естественно, что ученики экспериментальных школ поступают в университет на льготных условиях — по собеседованию или по итогам общей аттестации.
НОВАЯ МАЛАЯ РОДИНА
Сегодняшний Переяслав-Хмельницкий — это город районного значения. В нем проживает около 30 тысяч человек. Из них каждый шестой — ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС, переселенец из Чернобыльской зоны. В тот страшный для Украины год радиационный смерч, который покрыл смертоносной пылью большинство районов Киевской области, удивительным образом обошел город. А если добавить к этому еще и удивительно чистую воду, которую переяславцы могут пить прямо из крана (глубина, на которой она добывается, достигает юрского горизонта), становится понятно, почему именно Переяслав-Хмельницкий стал новой малой родиной для пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Промышленный потенциал города невысокий. Раньше здесь были сосредоточены преимущественно предприятия военно-промышленного комплекса. Сейчас они практически не действуют. Например, на филиале завода «Киевприбор», рассказывает мэр, раньше работало 1400 человек, сейчас — 176. Вместе с тем, Переяслав — это город швейников. Швейные фабрики «Сотекс» и «ГаЯн» производят 80% всей выпускаемой в городе продукции. Кроме этого, есть завод продовольственных товаров и молокозавод, выпускающий продукцию под торговой маркой «Молпродукт».
Безработица в городе где-то на уровне 5%. Официально на бирже труда сейчас зарегистрировано около 1000 безработных, однако параллельно городской Центр занятости предлагает около 120 вакансий. В основном — это рабочие профессии (швея, столяр, слесарь, сантехник, механик). Однако требуются и врачи (онколог, терапевт, педиатр), и главные бухгалтеры, и заведующие отделами.
Характеризируя современный Переяслав, ректор университета В. Коцур высказал мнение, что город представляет собой пропорциональный срез тех слоев населения, которые существуют в целом в государстве: и по имущественному принципу, и по политическим взглядам, и по религиозному аспекту. Наверное, это правильно. Не символ украинско- российской дружбы, не объединяющий центр, как охарактеризовал город его мэр, а именно — представительная часть Украины.
P.S . Наш гид по городу, директор местной ТРК «Альта» Олег Ярмоленко, рассказал нам, что две недели назад, ближе к юбилею Переяславской рады, сюда приезжали журналисты российских телеканалов РТР и НТВ. Было видно, рассказывает Олег, что они заранее определили, каким будет сюжет. Однако, походив по городу, с удивлением открыли для себя, что прилавки торговых рядов на большом крытом рынке Переяслава ломятся от всевозможных товаров, что в городе — множество музеев и памятников архитектуры и что люди здесь — улыбаются. Однако от задуманной линии сюжета не отступили.