Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как «читать» рушники?

Мастер-класс корреспонденту «Дня» провела основательница самого старого в Украине Музея рушника Светлана Китова
3 августа, 2012 - 11:42
СВЕТЛАНА КИТОВА: «РУШНИК, БЕЗУСЛОВНО, МОЖЕТ ОБЪЕДИНЯТЬ, ВЕДЬ НАШЕ, УКРАИНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — ЕДИНОЕ: ИМЕЕМ НЕБО, ЗЕМЛЮ, ПРОЖИВАЕМ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. ПОЭТОМУ Я НЕ ЯВЛЯЮСЬ СТОРОННИКОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРНАМЕНТАЛИСТИКИ»
В УКРАИНСКОМ ДОМЕ ГДЕ РУШНИК — ТАМ ИКОНА. ЧАСТО НАШИ ПРЕДКИ ВЫШИВАЛИ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ОБРАЗНИКИ — ОДНОСТОРОННЕ ВЫШИТЫЕ РУШНИКИ, СПЕЦИАЛЬНО ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ ИКОН
РУШНИК-ПРОСЬБА. АВТОР — ЗИНАИДА ВАСИЛЬЕВНА, ОБ ЭТОМ УЗНАЕМ ИЗ ВЫШИТЫХ ИНИЦИАЛОВ НАВЕРХУ РУШНИКА. ПОТОМ ВИДИМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ДЕРЖАТСЯ ЗА РУКИ, БОЛЬШУЮ БУКВУ «З» И МАЛЕНЬКИЕ «Ж», ЭТО ОЗНАЧАЕТ ПРОСЬБУ О ПОМОЩИ И БОЛЬШОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЖИТЬ. ВЕРОЯТНО, ВЫШИВАЛЬЩИЦА БЫЛА ОЧЕНЬ БОЛЬНОЙ
КАЖДЫЙ ИЗ ЭКСПОНАТОВ МУЗЕЯ РУШНИКА ИМЕЕТ ОСОБУЮ ИСТОРИЮ И НЕПОВТОРИМУЮ ДУШУ, КОТОРАЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ТОМУ, КТО УМЕЕТ ЕЕ ЧИТАТЬ / ЧАСТО НА ВЫШИВКАХ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ПРАОБРАЗ ЛАДЫ — МОЛОДОЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ БОГИНИ, КОТОРАЯ ВМЕСТЕ С ВЕСНОЙ ПРИНОСИЛА В ЛАДОНЯХ СОЛНЦЕ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ» РУШНИК. В ВЫШИВКЕ В ОСНОВНОМ МОЖНО НАЙТИ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ — ЦВЕТОЧНЫЕ ОРНАМЕНТЫ ИЛИ НАЛИЧИЕ ПТИЧЕК. ПАНИ СВЕТЛАНА ОБЪЯСНЯЕТ, ЧТО ТУТ ИМЕЕТ ВЛИЯНИЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВ — «ПРИРОДА» —

«День» посетил черкасский Музей рушника, имеющий полутысячную коллекцию

«В каждом рушнике — Божья инициатива»

Переступаем порог и просто замираем в восторге от увиденного множества вышивки — на стенах, старых деревянных скамьях, разрисованных сундуках. Светлана Андреевна, едва лишь войдя, делает в воздухе знак креста на четыре стороны. «Так я с ними всеми здороваюсь», — говорит с улыбкой Светлана Китова, заведующая Музеем рушника при Черкасском национальном университете Б. Хмельницкого, самого старого в Украине заведения, посвященного национальному рушнику («День» раньше писал о нем в № 173 от 28 сентября 2011 года). Для нее вышивка из научной заинтересованности переросла в дело жизни. В музее собрано полтысячи рушников из Киевщины, Черниговщины, Черкащины, Полтавщины и Кировоградщины. Веселые и грустные, праздничные и будничные. Пани Светлана любит всех своих «подопечных», ведь каждый из них имеет особую историю о том, как попали они в музей, собственную неповторимую душу, которая открывается тем, кто умеет ее понять.

«ВІД ХАТИ ДО ХАТИ РУШНИКИ КУПУВАТИ»

 

— Я окончила Кировоградский педагогический институт, по образованию — филолог. Однако всегда меня привлекала этнография, — рассказывает Светлана Андреевна. — Моя первая диссертация — «Календарно-обрядовий фольклор волинського Полісся». Научная заинтересованность вышивкой началась с понимания того, что это наиболее живой жанр, да и, в конечном счете, все мы выросли под рушниками. Поэтому нужно было набираться знаниями — по археологии, орнаменталистике, этнографии, истории культуры и даже религиоведению. Так появился труд «Полотняний літопис України». Десять лет назад защитила докторскую диссертацию — «Семантика оригінальності українських рушників». Однако я поняла, что рушники не только нужно изучать, их нужно читать. И для меня каждый из них — особенный из-за зашифрованной в вышивке информации.

Интересно, но почти каждую вещь в музее (кроме рушников, здесь можно увидеть старинные вышитые сорочки, безрукавки, бытовую утварь. — Ю.Л.), пани Светлана бережно отыскивала в селах Среднего Приднепровья.

— Я брала черный хлеб, масло и те продукты, которые были в дефиците; приходила в хату, клала на стол, здоровалась и просила осмотреть помещение. В основном у меня была просьба, чтобы продали какие-то старинные вещи, тогда не жалела ни копейки, а люди удивлялись: что она, мол, покупает какой-то ненужный хлам.

Иногда в собирающую когорту приходят студенты, друзья-преподаватели или просто обычные люди. Как пример — на столе пани Светланы видим громадный пакет из Днепропетровской области. Оказывается, его отправителем является 84-летняя женщина, которая просит сохранить рушники ее бабушки.

— Вот я их и сохраню. Знаете, я не коллекционер, хотя это и является коллекцией. Коллекционер делает на своем деле бизнес. А я просто люблю все это, — говорит Светлана Андреевна, опираясь на старинный сундук. Сундук начинает поскрипывать, а женщина «ругает» пальцем и словесно «непослушный» экспонат.

РУШНИК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСАКРАЛЬНЫМ

 

— Я не люблю, когда говорят, что в рушниках есть что-то от язычества, а что-то — от христианства. Поскольку каждая вышивка была направлена на добрый помысел, в ней уже зашифрована Божья инициатива. Припоминаете Ветхий Завет и Книгу Исход? Там есть упоминание о иудейском храме — Скинии, который был украшен вышивкой, — рассказывает пани Светлана.

И в самом деле, осматривая музейные рушники, по большей части на них видишь вышивку церквей, крестов (в основном греческих и латинских. — Ю.Л.), традиционных «Христос Воскрес» или «Дай боже».

— Женщины чаще всего вышивали такие буквы, как «М», что означало обращение к Богородице; «Б» — Бог и «В» — верую. Также трижды в год — на Пасху, Рождество и праздник Пресвятой Троицы обновляли вышивку. Кроме того, на самих рушниках много сакральных знаков — это рассказ о жизни каждого отдельного человека, о его беспокойстве и проблемах, — делится рассуждениями Светлана Андреевна. Потом предлагает подойти к самим рушникам и внимательнее присмотреться к их символике. Предлагаем и вам принять участие в общем чтении рушников через представленные фото и «ословленные» информационные «шифры».

 

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После осмотра музея остается поставить риторический, но очень важный, по-моему, вопрос: как сохранить это вышитое богатство? «А я и сама не знаю, — разводит руками Светлана Андреевна, — как-то взять домой хотя бы одну вышивку рука не поднимается. Это потому что все для меня святое. Кстати, часто в музей приходят студентки, выбирают орнаменты, вышивают свадебные рушники и сорочки женихам, потому даже таким образом традиция не прерывается».

Переступая порог музея, понимаю, что оставляю храм, маленький храм украинского народа, где каждый рушник — как будто Евангелие, потому что в него вкладывали чувство, желание, эмоции, миропонимание, а самое важное — душу.

КОММЕНТАРИИ

После посещения Музея рушника остается открытым вопрос — как сохранить вышитое наследие в Черкассах?

Игорь ПОГРИБНЫЙ, доцент, кандидат филологических наук, директор учебно-научного института филологии и социальных коммуникаций Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого:

— То, что музей находится в университете (в частности, в Институте украинской филологии и социальных коммуникаций), — его преимущество. Поскольку это, в сущности, учебная лаборатория для наших студентов. Учебным планом предусмотрена отдельная фольклорная или украиноведческая практика для студентов-филологов, именно там они ее проходят. Собственно, материал для музея собирался как раз во время таких экспедиций по селам. То, что он находится в учебном заведении, никак не мешает тому, чтобы туда кто-либо приходил на экскурсию. Если бы Музей рушника официально получил статус областного или городского, то, по-видимому, для самой коллекции это, конечно, было бы неплохо, поскольку тогда это будет индивидуальная структурная единица с соответствующим утвержденным штатом. А пока еще он имеет любительский характер без отдельно выделенных для этого ставок. То есть работает как учебная лаборатория для студентов.

Виталий МАСНЕНКО, профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и этнологии Украины Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого:

— Бесспорно, Музей рушника имеет значительную ценность, если говорить без всяких преувеличений, поскольку там собрано огромное количество экспонатов. Не только рушники, но и народная традиционная одежда, иконы, разные изделия быта, являющиеся ярким свидетельством духовной и материальной украинской культуры. Это уникальное собрание, и в этом, очевидно, и есть его ценность. Тем более что все должным образом систематизировано: написано несколько книг на материалах этого собрания, Светлана Китова защитила диссертацию по этой тематике. Для университета это, бесспорно, полезно, потому что дает возможность поднять научный и художественный уровень заведения. Кстати, у нас в университете действует не только Музей рушника. Есть также очень интересный археологический музей, богатый своими материалами. Автор и владелец этих материалов Михайло Сыволап тоже не знает, что с ними дальше делать. То есть, имеем аналогичную ситуацию. Возможно, эти два музея можно было бы каким-то образом объединить. Может быть, город и университет совместно возьмутся за этот проект.

Сергей ОДАРЫЧ, городской голова Черкасс (ответ на вопрос корреспондента в сети Facebook):

— Городская власть готова этот музей поддерживать. Но никогда такой потребности не возникало, университет всегда сам помогал.

КСТАТИ

На досуге львовяне занимаются рукоделием

По исследованию местного Центра изучения общественного мнения Института города, 27,5% жителей города Льва посвящают свободный часик рукоделию, в частности — вышиванию. Второе место занимает изготовление украшений и элементов декора (16,6%), на третьем — рисование (16,1%). Однако большинство мастеров и мастериц результат собственного творчества показывают лишь родственникам и близким (54,7%), и только некоторые (23,3%) представляют работы широкой общественности на выставках, мастер-классах, презентациях. В пределах исследования были проанализированы анкеты 800 респондентов, среди которых большинством (45,9%) стали пенсионеры и специалисты с высшим образованием (преподаватели, врачи, учителя). «Такое исследование мы делали впервые специально для разработки Стратегии культурного развития города, поэтому сравнить данные с прошлогодними и определить какую-то тенденцию мы не можем, — объясняет социолог, участник исследования Марьяна Малачивская. — Однако в дальнейшем планируем продолжить эту традицию. Мы хотели определить, насколько сейчас львовяне задействованы в культурной деятельности, и понять, насколько наш город соответствует запросам жителей, нужно ли открывать какие-то новые культурные заведения, организовывать определенные мастер-классы». Как показывает статистика, львовяне выбирают творческую деятельность в свободное время, потому что это их успокаивает и отвлекает от ежедневных забот. Также результат любимого занятия приносит много удовольствия.

Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы; Нина ПОЛИЩУК, Летняя школа журналистики «Дня»

Юлиана ЛАВРЫШ, Летняя школа журналистики «Дня», Киев—Черкассы—Киев. Фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ