Начало на 1-й стр.
Тем, кого расцвет фестивального движения застал в юности, уже сложно себе представить летний культурный ландшафт без фестивалей. Но наиболее существенно события такого плана отражаются на украинских музыкантах, народных мастерах и других носителях этнической (и не только) культуры. Ведь искусство, которое они пропагандируют именно в фестивальных условиях, наконец получает шанс быть услышанным, увиденным, а иногда даже осознанным. Оно наконец становится востребованным. А этого в условиях «зашлакованности» национального информационного пространства достичь почти нереально.
— Сегодня у нас в селе молодежь не очень хочет ходить на такие концерты, а стариков уже и немного осталось. А здесь мы увидели совсем другое отношение: на «Країні Мрій» мы как будто в небе летаем, — рассказывает Мария ЗДОРОВЕЦ, участница аутентичного коллектива из села Рудка на Черниговщине. — Если сопоставить Украину и «Країну Мрій», то первой еще долго придется расти до второй...
Хотя семь лет — а именно столько исполнилось «Країні Мрій» на этот раз — дата не круглая, и подводить итоги, кажется, рановато, впрочем, учитывая 20-летие существования самой независимой Украины, возраст фестиваля кажется почтенным. Тем более, что именно «Країна Мрій» вместе с «Шешорами» стала мощным импульсом для развития массового фестивального движения в разных регионах. Но если «Шешори» сейчас уже и не «Шешори», а «Арт-поле», к тому же с другой концепцией, значительно более расширенной программой, которая разворачивается уже не на лоне Карпат в Косовском районе Ивано-Франковщины, а путешествует то по Винницкой, то по Одесской области, то «Країні Мрій» удалось остаться верной самой себе. То же самое, что и семь лет тому назад, Певческое поле, тот же Днепр, Лавра, которая своим золотом освящает действо... Кстати, среди многочисленных фестивальных инициатив Олега Скрипки именно «КМ» оказалась самой стойкой, самой популярной и даже знаковой для многих киевлян. Уже не говоря о том, что именно «КМ» остается самым масштабным этномузыкальным действом столицы, но в то же время столицей не ограничивается. В частности, 17 и 18 июля «Країна Мрій» приедет в Шевченковскую рощу во Львове. Среди участников — «ВВ», «Мандри», Йорий Клоц, Палац (Беларусь) и другие музыканты. Интересно, дождется ли «Країну Мрій» Донецк или Севастополь? Но в любом случае такие смелые перемещения фестиваля по стране свидетельствуют о запросе на этнособытия, на продуцируемую «КМ» атмосферу, на совсем другой уровень общения, характерный для фестиваля.
Впрочем, верность себе — понятие относительное. Ведь в этом году выступление Олега Скрипки, которое традиционно закрывало фестиваль, пришлось перенести на первый день в связи с выступлением «ВВ» на российском фестивале «Нашествие». Казалось бы, деталь, но звуки известной композиции «ВВ», которая к тому же дала название фестивалю, в течение всех шести лет служили завершающим аккордом для «КМ» и были символичными. Но не замена выступления Олега Скрипки на фольк-шансон-панковую программу лидера группы «Странствия» Фомы стала главным испытанием и для участников, и для гостей «КМ». Им стала погода. К сожалению, от небесных капризов не застрахован ни один фестиваль в формате опен-эйр. И в этом вряд ли стоит обвинять организаторов, которые в состоянии противостоять дождю, но не шквалу. Впрочем тех, кто таки дождался концерта с трехчасовым опозданием, действо, даже учитывая искалеченную ненастьем аппаратуру, не разочаровало.
Такого на концертах поп-звезд и лакированной эстрады не услышишь. Да и аудитория там совсем иная, чем на «Країні Мрій», где на фоне потенциальной бури, с молниями и громом отыскались смельчаки, которые без каких-либо просьб со стороны музыкантов собственными зонтиками защищали Хорею Казацкую и их инструменты от дождя. И хотя выступление пришлось прервать, кажется, те слушатели-смельчаки еще долго могли бы стоять с зонтиками, защищая от ливня возвышенные звуки средневековой музыки.
Кое-кого отпугивала непредсказуемость погоды, одеяло на себя перетянул также чемпионат мира по футболу, но были и те, кому помешал платный вход. Почему-то именно на Свое украинцы больше всего жалеют денег. Но культурные явления не могут вечно жить на меценатских плечах. Им нужна общенациональная, в том числе и финансовая, поддержка. Только тогда будет расти качество, будет повышаться конкурентоспособность, тогда культура не будет казаться лишенным жизни музейным экспонатом, жизнь которого искусственно поддерживается.
В целом гости на фестивале, как нам показалось, чувствуют себя уже значительно более раскованными. Им интересен не только концерт на большой сцене, они смелее принимают участие в мастер-классах по танцам, более отважно принимаются за гончарство, оживленнее реагируют на литературные акции, активнее интересуются книжными стендами, в том числе изданиями «Библиотеки «Дня», которая также была представлена на книжной ярмарке. Одним словом, чувствуют себя значительно органичнее в своем же украинском мире.
А организаторы книжной ярмарки — братья Капрановы — даже осмелились на первый в истории «Країни Мрій», да и в целом в мире, кобзарский слем. До недавнего времени слем был явлением преимущественно литературным, он означает поэтическое соревнование, победителей которого определяют зрители. Но к достаточно консервативным кобзарям и бандуристам это понятие еще не применялось. В кобзарском слеме на «Країні Мрій» соревновались как опытные кобзари — Тарас Компаниченко, Эдуард Драч, Николай Плекан, так и начинающие — Иван Лузан, Владимир Викарчук в паре с Юрием Миронцем. Участники соревнования представили публике не только традиционную кобзу, бандуру, но и безладовую, а также казацкую лютню. «Венок победителя» получил молодой дуэт — Ярослав Джусь и Данила Носко. Ребята удивили публику сочетанием музыкальной наработки «Океана Эльзы» и Леди Гаги с мотивами традиционных украинских песен.
В определенном смысле «Країна Мрій» с кобзарскими слемами, кулешами от литературных звезд, этноавангардными исполнителями демонстрирует оптимальную модель для развития всей Украины. «День» уже не раз отмечал то, что, ценя и поддерживая свое, то есть украинское, пытаясь понять культуру нацменьшинств, мы должны также демонстрировать открытость миру и готовность к диалогу с другими культурами. Кроме умения, как высказывается Юрий Андрухович, беречь свои окопы, нам не стоит забывать, что вокруг — глобальный и неисчерпаемый мир.
Альберт СКЛОА, участник литовской группы «Vydraga»:
— «Країна Мрій» — это невероятный фестиваль, ведь здесь можно познать украинскую культуру глубже: через вышивку, музыку, керамику, благодаря многочисленным мастер-классам. Мы сделали много фотографий и записали видео. Этот фестиваль имеет что-то общее с литовским фестом «Балтика». Думаем, что у литовской и украинской музыкальной культуры в целом есть много общего — это ритм, темы, мотивы. Больше всего, что нас поразило на «Країні Мрій», — это то, что большая половина людей приходит сюда в вышиванках.
Эдуард ДРАЧ, кобзарь:
— Фольклор и традиции — это то, от чего мы должны отталкиваться. Мы знаем примеры многих народов, которые, зная и преумножая свою культуру, достаточно быстро пошли вперед. Например, Япония или Германия. Наша задача — активизировать свое движение вперед, поэтому необходимо возвращаться к источникам. Главное в этом мире — знать себя. Фестиваль «Країна Мрій» — своеобразная энциклопедия для украинцев. Это возможность для каждого посмотреть, что было, оценить настоящее и сделать свои выводы. Нужно сказать, что фестиваль является очень популярным. Например, мои друзья из Швеции и Германии звонят по телефону накануне и спрашивают: когда состоится фестиваль?
Для того чтобы эффективно популяризировать культуру, нужно сначала каждому лично в ней утвердиться. Не стоит ожидать этой инициативы со стороны государства.
Виталий КАПРАНОВ, писатель, сокуратор литературной части фестиваля «Країна Мрій»:
— В Европе все одинаковое, даже по сравнению с США. Поэтому все, что не похоже на тот мир, интересует европейцев и американцев. В этом смысле мы имеем преимущество. У нас есть настоящие музыкальные инструменты: кобза, бандура. А у них их почти нет. Сегодняшние наши музыканты опираются на давнюю традицию, которая еще живет. А там это уже имитация. Там и народная одежда — имитация, а у нас она — элемент повседневной жизни. Наша культура имеет преимущество, потому что она настоящая. А настоящая она потому, что никуда за пределы не выходит, а «сидит» в Украине. Только мы начнем ее выдавать на экспорт, исчезнет ее подлинность. Пойдите на Андреевский спуск — и сравните его с «Країною Мрій». Мы хотим, чтобы «Країна Мрій» превратилась в Андреевский спуск? Я — нет, потому что жить нужно для себя, а не для иностранцев. Украина должна быть такой, какой является «Країна Мрій». Тогда нас будут уважать в этом мире и пройдет это «набиваться», а к нам будут приходить и проситься. «Країна Мрій» — страна людей, которые себя уважают. Здесь «слезает» урбанистическая, советская чешуя, и здесь украинец может посмотреть на себя настоящего.
Мария БИЛАЙ, народный мастер (кружок «Соломія»):
— Сегодня народ начал тянуться к своему прошлому. С игрушками раньше было так: ребенок ныл, плакал, а что могла сделать женщина? Под рукой — только нитки и солома. И она делала из этих подручных материалов какую-нибудь игрушку: того же ангела, лошадку — и сразу ребеночку становилось легче, он успокаивался. К тому же материал природный и запах хороший. В таких игрушках есть и символизм: нитки завязываются на три узелка — это означает триединство, которое было и в язычестве, и осталась в христианстве. А сам материал, из которого изготовляются игрушки — рожь, является символом жизни. Солнечный цвет держит в себе энергию, которую она «пила» из самого солнца. И ангел является хранителем. Сегодня наша страна нуждается в таких ангелах-хранителях. Хорошо было бы, чтобы каждый сделал по такому ангелу не только для себя, но еще и для Украины.
Напомним, что в рамках нынешнего Фотоконкурса «Дня»-2010 мы ввели отдельную номинацию «Лучшее фото фестиваля «Країна Мрій». Поэтому мы ожидаем интересных снимков от постоянных участников наших фотоконкурсов, а также от тех, кто намерен впервые попробовать себя в этой роли.