Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наталия КОМПАНЦЕВА: Не проходите мимо жизни!

7 апреля, 2011 - 20:07
НАДЕЖДА АФРИКИ / ПЕЛИКАНИЙ БАЗАР НА ОЗЕРЕ ЧАМО. ЗАПОВЕДНИК «НЕЧ-САР». ЭФИОПИЯ ВЫСОКАЯ МОДА В ЭФИОПИИ

Талантливого человека всегда отличает интерес к жизни и неисчерпаемый запас внутренней энергии. Наталия КОМПАНЦЕВА, признанный фотомастер и кинооператор, принадлежит именно к этим людям. Ее биографии и крутым поворотам судьбы можно только позавидовать (естественно, по-доброму). Ее фильмы не раз получали награды на международных фестивалях, ее работы выставляют на европейских и азиатских фотосалонах. Она была успешна во всем, за что бы ни бралась. Восхищением от общения с удивительной Наталией Компанцевой «День» с удовольствием делится со своими читателями.

Путешествия были привычны для Наталии Владимировны с детства. На протяжении многих лет она занималась волейболом, и была в этом спорте довольно успешна. В составе разных команд побывала во многих городах бывшего Союза. После занималась горным туризмом, альпинизмом, сплавлялась по рекам. Возможно, именно это воспитало в Наталии Компанцевой смелое отношение к жизни и научило с легкостью воспринимать смену профессий. Сначала она училась на биологическом факультете, потом решила перевестись в медицинский институт, по окончании довольно долго работала врачом. Но после 30-ти поняла, что медицина — не ее призвание и что она должна поступить на операторский факультет. И Наталии Владимировне это удалось.

— Я, наверное, экстремал и лидер по жизни, — рассказывает о себе гостья «Дня». — Я всегда старалась держаться подальше от административной работы, хотя мне и предлагали руководящие должности. Власть — это не мое, но я всегда была неформальным лидером. Что касается экстремальности, то эта черта проявлялась у меня с детства. Когда я бросила спорт, начала заниматься горным туризмом и альпинизмом. Но было три тревожных сигнала, после которых я поняла, что туда мне лезть не стоит. Один из них — лавина, в которую я попала на Кавказе. После этого почти 13 лет занималась водным туризмом. Я прошла очень серьезные реки. Этим увлекался и мой муж. Кстати, в первый раз мы с ним сплавлялись на байдарке по Черемошу, когда я была на шестом месяце беременности. Наверное, именно потому мой сын тоже любит экстремальные виды спорта.

ШАНС, НО ТОЛЬКО ОДИН

— Моя мама была замечательным фотографом, но никогда меня к этому делу не приобщала. Получив первую зарплату, я купила себе фотоаппарат, на вторую зарплату — кинокамеру. Так понемногу я начала снимать, а со временем это вылилось в серьезное занятие. Хотя тогда, в конце 60-х, женщине стать фотографом было практически невозможно. Всерьез о том, чтобы заниматься фотографией, я задумалась только в 32 года — и поступила в Театральный институт на операторский факультет. Когда человек стремится резко изменить свою жизнь — Бог дает ему шанс, но если ты его не использовал, значит, скорее всего, уже никогда и не используешь. Поэтому нужно рисковать. Возможно, сейчас уже не так, но раньше около 80 процентов людей занимались не тем, чем они хотят: кто-то — из-за детей, кто-то — из-за ограниченных финансовых возможностей, а кто-то просто по своей инертности.

«Я ЖИЛА В КАМЕРЕ, ГДЕ СИДЕЛА ЖЕНА МОЛОТОВА И НИНА РУСЛАНОВА»

После института Наталия Владимировна работала на известной киностудии «Киевнаучфильм» (которая, кстати, 15 апреля отпразднует свое 70-летие, чему «День» посвятит отдельную публикацию). Так началась ее операторская карьера.

* Так случилось, что я сама могла выбирать те фильмы, в которых мне хотелось бы работать, хотя, как правило, оператора выбирает режиссер. Когда я начинала работать, женщин-операторов вообще не признавали, в этой сфере нас было всего трое. Мне пришлось много попутешествовать, первые пять лет моей работы не было ни одной съемки в Киеве. Из 24 лет на «Киевнаучфильме» около 12 лет я проработала с режиссером Владимиром Хмельницким. Это самый важный для меня режиссер. Именно он дал мне тот толчок, благодаря которому со мной начали работать и другие режиссеры. С ним я сняла свой первый серьезный научно-популярный фильм «Здравствуй, море!», позже мы работали над фильмом «Крылатая вахта страны». С Хмельницким мы сняли два полнометражных художественных фильма — «На привязи у взлетной полосы» и «Верный Руслан (История караульной собаки)».

Оба фильма основаны на реальных событиях. Последний из них долгие годы не появлялся на экранах. Ведь история собаки, которая всю свою жизнь караулила узников концентрационных лагерей, проводила нежелательные параллели.

— Некоторые кадры создавали впечатление, что вся страна — это один большой концлагерь, — рассказывает Наталия Компанцева. — Я снимала лагеря в Сыктывкаре. 150 километров — сплошь колючая проволока, всюду вышки и лагеря. Я жила в камере, где сидела когда-то жена Молотова, где сидела Нина Русланова. У меня был так называемый «номер-люкс»: комната два на два метра с одной кроватью без отопления. На меня вся эта атмосфера произвела настолько жуткое впечатление, что я впервые в жизни написала стихи.

Фильм «На привязи у взлетной полосы» тоже рассказывает о жизни собаки, которая на протяжении нескольких лет ждала своего хозяина в аэропорту. Ее не пустили в самолет, потому что хозяин не оформил ветеринарную справку — и оставил собаку у трапа. В конце концов собаку, которая встречала с надеждой так много рейсов, находит новый хозяин...

Об этой истории Компанцева узнала в то время, когда работала над дипломом. Кстати, дипломная работа «Оставить им надежду» тоже посвящалась брошенным животным, которые населяют наши города.

— Это для меня очень больная тема, — признается Наталия Владимировна. — На студии всегда были собаки, которых я опекала, в моей сумочке для них всегда находилось что-то съестное.

«Я ЛИКВИДИРОВАЛА ДЛЯ СЕБЯ ТЕЛЕВИЗОР КАК КЛАСС»

Наталья Компанцева проработала на студии «Киевнаучфильм» до 1993 года. Ее киноработы неоднократно получали награды на различных конкурсах — Золотую медаль Международного фестиваля в Кишиневе (1980), Серебряную медаль Всесоюзного фестиваля спортивного кино в Каунасе (1983). Наталья Владимировна — трижды лауреат кинофестиваля «Молодость».

— В 1993-м году я ушла на пенсию. Еще немного поработала с сыном на телевидении (ICTV, «ТЕТ», «1+1»), но потом и оттуда ушла, ведь было уже довольно сложно работать с массивной операторской техникой, да и молодое поколение пришло, — объясняет наша гостья.

На наш вопрос о качестве нашего ТВ Наталья Владимировна отвечает довольно беспощадно: «Я ликвидировала для себя телевизор как класс. Политика меня не интересует. Лучше Розенбаума, по-моему, никто не сказал: «Я родину свою люблю, а государство ненавижу». К тому же, врут на каждом шагу. У меня идиосинкразия, выражаясь медицинским термином. Я также не воспринимаю этот новый метод подвижной камеры, когда на экране ничего не видно. Меня он раздражает: хочется посмотреть картинку, а видно только мелькание. На всех этих псевдо-звезд и на поп-культуру тоже смотреть не хочется. У меня есть дома отличная фильмотека на дисках и кассетах — их я и смотрю. некоторые фильмы нахожу их в интернете.»

«ОСНОВА ФОТОГРАФИИ — ДОКУМЕНТАЛИЗМ»

Как фотограф наша героиня получила признание относительно недавно. Но на сегодняшний день ее работы уже выставлялись на более чем 20-ти Международных европейских и азиатских фотосалонах, получали награды многих городских и республиканских фотовыставок и конкурсов. У нее было семь персональных выставок в разных городах Украины и в Аддис-Абебе (Эфиопия). «Я не сторонник гламурной фотографии, потому как считаю, что основа фотографии — документализм. Именно благодаря фотографии и документальному кино мы сохраняем историю и образы реальных людей», — написала Наталья Владимировна в своем материале для профессионального журнала Photographer. Фотографии настоящих людей — вот то, что больше всего интересует фотографа. Поэтому ближе всего ей жанровая, портретная и репортажная сьемка.

— За последние годы я побывала в Иордании, в Непале, в Эфиопии, во Вьетнаме. По Эфиопии мы путешествовали на джипах. Сложно ли было? Нет, потому что было очень интересно.

О том, что нас объединяет с экзотическим континентом, Наталья Владимировна с иронией говорит: «Бедность. Там, правда, еще хуже, зато тоже есть олигархи...»

— Во Вьетнам я ездила на Всемирный конгресс FIAP, Международной федерации фотоискусства, — продолжает рассказ фотограф. — Почему Вьетнам? Когда-то в журнале Photographer был материал об одном бедном вьетнамском фотографе, который снимал залив Халонг — море тысячи островов. Там прямо из воды выступают тысячи массивов гор. У этого фотографа были очень красивые снимки в сепии, позже он переехал в Америку и стал одним из самых выдающихся фотографов. Когда я прочитала статью о нем, у меня появилась мечта поехать во Вьетнам. Когда уже собралась, узнала, что там будет конгресс FIAP. Люди там живут бедно, но они улыбаются. Только у нас народ такой мрачный. Мы выискиваем самое плохое, а они, наоборот, — хорошее.

Среди стран, которые Наталии Владимировне еще хотелось бы увидеть, — Норвегия.

— Я очень люблю Север. Вообще, я восемь раз была за полярным кругом как оператор, что удавалось далеко не всем мужчинам-операторам. Была даже три дня на станции «СП-28» (Северный полюс-28 — советская научно-исследовательская дрейфующая станция. — Ред.), когда мы снимали десант «Экспарка» — экспедиции парашютистов в Арктику.

В чем секрет Наталии Компанцевой? Наверное, в ее отношении к жизни.

— У меня есть два любимых девиза: «Бойтесь мечтать, потому, что мечты сбываются» и «Это не жизнь проходит мимо нас, а мы проходим мимо жизни». Так вот, те люди, которые смотрят на жизнь только через экран телевизора — они, я считаю, очень несчастные. Не потому, что они не могут себе чего-то позволить, а потому, что им по жизни ничего не интересно, потому что это они проходят мимо жизни.

Анна СЛЕСАРЕВА, Мария ТОМАК, «День». Фото Наталии КОМПАНЦЕВОЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ