Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

По долинам и по взгорьям

Репортаж с VII журналистского автопробега «Дорога в Крым: проблемы и перспективы»
16 июня, 2005 - 20:14

ФОРСИРОВАНИЕ

4 июня состоялись торжественные проводы перед Верховной Радой. Провожать прибыли — из официальных представителей, кроме юных барабанщиц, еще и спикер Владимир Литвин и депутат Людмила Супрун.

Участвовали в автопробеге «Гала- радио», «Российский медиа-центр», «Radio Musika Fakty» (Краков, Польша), «Наше радио», газета «2000», Новый канал, ТВ-передача «Автоконтинент» («Эра»), газета «Экспресс» (Львов) и другие.

Организаторы — Всеукраинский автомобильный клуб журналистов и фонд «Журналистская инициатива» (президент — Людмила Мех). Генеральные спонсоры «Нефтегаз Украины», «ПРОСТО-страхування», «Славутич», «Миргородская» и Департамент ГАИ МВД Украины.

Цель путешествия — привлечение внимания широких слоев граждан к лучшему, что есть в нашей стране, а именно — достопримечательностям, историческим и экзотическим местам, ко всему, что входит в слово «перспективы»; и к худшему — что в этих и других местах обозначается словом «проблемы».

Ну, и пропаганда путешествия как такового (первый популяризатор — Одиссей) и собственных СМИ.

На автомобиле «Дня» в этот раз (а мы принимаем участие в мероприятии второй раз) — гордо развевались два наших фирменных стяга, порождая в воображении морские фантазии: вроде как под всеми парусами! А также привлекая (начиная с площади перед Верховной Радой и вплоть до различных городов родной страны, где проносился наш экипаж) зевак, из которых и состоят будущие читатели.

Отряд юных барабанщиц совершил замысловатое передвижение по площади перед Мариинским дворцом. После, в своей проникновенной речи Владимир Литвин сокрушался, что не может ехать вместе с нами, что ему надо срочно к родителям в Житомир. Спикер подчеркнул, что «профессия журналиста — одна из основных в демократическом обществе». От себя добавим: особенно в таком, как украинское.

Одна часть нашей автоколонны «ломанулась» на местный пивзавод «Славутич», другая — отправилась в гости к минеральной воде «Мирогородской» — на ее родину.

Провожали нас платочки, аплодисменты и две-три скупых девичьих слезы. Сквозь улыбки, разумеется. (Этих женщин не поймешь: радуются они нашему отъезду или огорчаются. В любом случае — эмоции выражали бурно).

И вот мы на «Славутиче» заворожено смотрим на сотни тысяч пивных бутылок. Огромное количество хмельного напитка скорее подавляло жажду, чем вызывало ее. Поразило, насколько это производство автоматизировано — людей там почти нет. Роботы сами разливают, пододвигают, заворачивают в тару, отправляют на склады. Разве только не пьют.

Беседа с администрацией в основном крутилась вокруг безалкогольного пива. Когда я поинтересовался у одной из работниц, выпускают ли они другое, кроме безалкогольного, она ответила: «Да, у нас почти все нормальное». С мыслями о бескрайних возможностях и безалкогольной водки все покинули пивзавод.

Традиционно колонна отправилась в Переяслав-Хмельницкий, в котором по-прежнему 26 музеев со 186-ю тысячами экспонатов.

Направляемся к диораме «Битва за Днепр» студии Грекова. Подобные полотна в сочетании с реальными предметами — в Севастополе, Днепропетровске, Запорожье и других городах бывшего Союза.

Нам рассказали: кто на картине в кого кидал гранату, кто погибал, кто в какую секунду переправлялся. Для того, чтобы добиться эффекта пожара хат, нарисованные на холсте стены посыпали осколками елочных украшений и добавили фосфоресцирующей краски. Поэтому хаты так «натурально» пылают.

5 мая 1975 года на открытии этой экспозиции, приуроченной к 30-летию Победы, присутствовала сестра одного из героев. Она узнала брата в раненном солдате на поле боя: до такой степени документальности по фотографиям и архивам удалось авторам воспроизвести форсирование.

Батальная картина такого масштаба — один из самых необычных видов искусства, ведь в ней сведены в один кадр десятки трагических событий. Конспект битвы в одном мгновении!

Что касается несколько комического эффекта, то им в полной мере обладает инсталляция (не имеющая отношения непосредственно к диораме) с фигурками солдат, матросов и женщин, празднующих Победу. Фигурки — как из кукольного мультфильма. Особо впечатляют матрос и медсестра. Они настолько воинственны, что, кажется, вдвоем бы справились со всей фашистской армадой.

Само здание, в котором расположена экспозиция, связано с именем Мазепы. Этот храм он подарил городу. Но из-за нюансов строительной технологии — то ли мало (из жадности) яиц клали в глину, то ли много (из щедрости), но местным реставраторам постоянно приходится замазывать расползающиеся трещины. Своими титаническими усилиями им удается сохранить подарок гетмана в более-менее приличном виде.

СИЛА ДУХА

После Переяслав-Хмельницкого мы двинулись в Черкасскую область в Красногорский монастырь, где нас должен был встретить архиепископ Черкасский и Каневский владыка Сафроний.

К нам с небольшой свитой торжественно вышел высокий статный мужчина в рясе. Поле — сильнейшее, в глазах — мощь. Огромные ладони он сложил на посохе. Такими пальцами можно ломать монеты.

Первое, что он нам сообщил с лукавой усмешкой, это что «журналисты — страшные люди. Вы должны говорить правду. Не хвалите. В обществе журналисты — зачастую мерило справедливости. Не нужно захваливать. Вот я, может, сейчас скажу не слишком популярные вещи: иногда нужно и палкой по заднице дать. Наказывать, как детей. К каждому — свой подход. Кому — словом, кого — на колени перед иконой поставить, а кого и палкой... Вот такие архаичные методы воспитания я пропагандирую», — кокетливо улыбнулся владыка. «Вчера в этой передаче «Запретная зона», — неожиданно продолжил он, — дочка у матери взяла 50 тысяч. И дочь эта говорит: мать все время копила. Вопрос: для кого? Для нее же и копила. А вообще — передачи лучше не смотреть телевизионные. Слишком много грязи».

Говорил он уверенно, обладая несомненным даром притягивать внимание и легко перескакивал на разные темы:

— Надо, конечно, брать себя в руки, чтобы не быть гоями — для евреев, быдлом — для поляков, хохлами — для русских. Мы есть мы, украинцы! — провозгласил он не без пафоса. — Разные церкви — это все политика. Но и с Европы брать пример нельзя. Сила — в православии, — сказал отец Сафроний, перебирая огромными пальцами на посохе. — Мы, украинцы, последние 400 лет живем в рабстве. А скорее даже — со времен татаро-монгольского ига. К тому же нас постоянно политики пытаются разъединить. Но у нас есть своя сила — и духовная, и физическая... Вот такие у нас богатыри, — владыка указал на внушительную фигуру журналиста Бабанина (сайт «Документы и дискуссии»). Тот смущенно заморгал за стеклами очков, находящихся на двухметровой высоте. — Был бы еще крепче, если бы камни таскал, — добавил Сафроний. Народ засмеялся.

— За счет этой внутренней силы и надо объединятся. И другим показывать пример, — закончил владыка речь.

— Нам бы для начала с собой справится, — заметил я.

— Справимся, — твердо сказал архиепископ, сфокусировав взгляд на мне.

— Хорошо, если Европа — не образец, с кого же брать пример? — поинтересовался я.

— Мы должны учиться у себя. Здесь присутствует дух возрождения. Я построил за свою жизнь 150 храмов. У нас будет возведен храм, который по площади превысит храм Христа- Спасителя в Москве по утвержденному плану. Где и Богу будем молиться, и... — он, хитро улыбнувшись, сделал пальцами «денежный» жест.

Владыка помнит о Небе, но не забывает и о Земле.

Я поймал на себе его жесткий, пристальный взгляд. Он добавил:

— Желаю тебе разума, сколько волос в бороде.

— В моей? — уточнил я, прищурившись.

— Да.

— Спасибо.

У этого человека настолько сильное поле, что пивная хмельность выветрилась сразу, до легкой головной боли — до прозрачности.

Отрадно, что в Украине есть такие могучие личности!

ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

После Красногорского монастыря двигаем на Золотоношский ликероводочный завод «Златогор»; такая у нас пестрая программа: то алкоголь, то монастырь, то опять — алкоголь.

На «Златогоре», конечно, не все так автоматизировано, как на «Славутиче», и запах в цеху стоит соответствующий. И напиток — покрепче. Я спрашивал работниц, как они относятся к своему продукту? Не вожделеют? «Здесь, — отвечают, — мы относимся к нему скорее как к бензину, а дома по праздникам — другое дело». Вот так целомудренно!

Как свое ноу-хау «Златогор» пропагандировал бальзам на травах. Действительно, вещь, неплохая. Сродни «Рижскому». Добавлять ее нужно одну ложку в кофе. Хотя некие ретивые корреспонденты предлагали поступать наоборот. Напоследок запомнился тост от производителей: за женщин — за ту, которая дала жизнь, ту, которая не дает жить, и ту, ради которой жить хочется.

Проскакиваем на закате водохранилище и оказываемся в Черкассах. Возле гостиницы нас встречает духовой оркестр. Обширную культурную программу устроил для нас местный кукольный театр: погонять наперегонки друг с другом в поролоновых паровозах и свиньях.

В ресторане было торжественное посвящение троих из наших в казаки: надо было выпить рюмку водки, с чем они благополучно справились. Одним из них опять был Бабанин.

Едем на следующий день в объедение «Черкассынефтегаз». Уровень оборудования — ультра. Я расспросил обслуживающий персонал насчет шпиономании: не пытается кто-либо устраивать газовые фейерверки? Они ответили, что контролируют эту возможность службами безопасности. Но, конечно, если кто-то сильно захочет, чтобы труба взорвалась — она взорвется. Есть и служба быстрого реагирования по ликвидации аварий. Но главное в предотвращении такого рода вещей — это политика.

Описание фуршета с клубникой и симфоническим оркестром, усиливающим процесс пищеварения классикой, — опускаю. Займет несколько страниц.

С нами распрощался основной гид по Черкасщине — Калиниченко, директор областного радио. Он сообщил, что журналистская профессия — «от неба». Разъезжались с непомерным чувством самомнения!

В небе облако в виде рыбы-молота — значит, к морю.

Приближаемся к Новой Каховке.

Поздний вечер. Пресс-конференция в детском лагере «Лесная сказка». Основной герой — депутат Анатолий Левин.

Комары тоже слетелись на «прессуху» и, как могли, мешали воспринимать проблемы региона. Непатриотичные насекомые. Паразиты, одним словом. Но все же мы уяснили, что главная проблема региона — орошение и связанные с этим трудности сельского хозяйства. Критиковались некоторые подходы новой власти, особенно фиксированные цены на мясо и другие продукты, что внесло суматоху в рынок... Это о грустном. Теперь о радостном: депутат Левин как бывший боевой летчик пообещал покатать на личном самолете. Но мы опоздали с приездом. Соответственно, мероприятие было отложено на завтра. Однако я не думал, что «завтра» — это полседьмого утра. В семь я проснулся от резкого гула над головой. Там уже бороздил небеса Левин с парочкой журналистских счастливцев. Низко шел, не без форсу. Разбудить-то меня Левин разбудил, но — поздно. Жаль, не полетали. Хотя позднее я добрал свое на вертолете.

ДРАКА ЗА ЗЕМЛИ АЙ-ПЕТРИ И ЯЛТЫ

На горизонте возникли горы. Вплетаемся в серпантин дороги. Скалы, словно зубы драконов, прорываются сквозь зеленые десны лесов.

Проезжаем мимо таблички «Большой каньон» и подымаемся на Ай-Петри. Южные разлапистые листья, будто индийские опахала. Все резче поворачиваем, наматывая круги, они становятся все меньше в диаметре. Караван напоминает собаку, которая носится за своим хвостом. Лес становится все темнее, превращаясь в зеленый тоннель. Внезапно выскакиваем к облакам. И где-то рядом с ними нас встречают журналисты Крымского пресс-центра и директор Ялтинского горно-лесного заповедника.

Разговариваем о заповеднике, с которым в последнее время творились нелады, учитывая желание местного начальства ( в угоду столичному) поиграться с его границами в сторону уменьшения. Результатом этих игр стал указ Ющенко, огранивающий манипуляции с заповедными территориями.

Внизу захватывающая панорама: зеленый ковер, переходящий в горы, которые бережно, словно гигантские ладони, прикрывают Ялту.

Пьем вино и кумыс — лошадиное молоко. Что-то вроде газированного кефира. Специфический продукт.

Направляемся в Ялту.

В ресторане — пресс-конференция, где присутствовал и. о. мера Ялты Александр Чабанов. Долго и подробно обсуждались проблемы с земельными участками в городе, где до недавней поры господствовал коррупционный подход. Новый и. о. обещал навести порядок. Сказал, что он не против направленных сюда ревизоров от Порошенко. Надо ввести обязательные аукционные торги... и дальше в том же роде. «Въехать» в эти хозяйственные подробности с ходу — не реально, поэтому мы вежливо слушали перестрелку местной прессы с местной администрацией. Когда дым рассеялся, все хором отметили День журналиста.

Спускаемся пешком к Ялтинской набережной. Больше всего там впечатлили огромные яхты. Настоящие шедевры: резные, с перилами. В столице таких красавиц нет. Оказывается, появился новый вид бизнеса: долларов за 600—800 можно снять такую на полдня и поразвлекаться в роскоши. Или отправиться в живописные бухты Крыма, вплоть до Турции и Греции — если хватит оплатить счетчик.

Эти стройные суда в гавани гармонировали с кафе, оформленными в корабельном стиле, — те же дерево, бочки, мачты.

7 июня, вторник.

Встреча с начальником Ялтинского порта происходила на катере, любезно покатавшем журналистов вдоль берега.

Директора порта — обаятельного молодого человека — звали Юрий Формус. Он рассказывал, что одна из проблем, возмущающая его и крымчан, — то, что некая фирма «Бизон» продолжает сдирать с посетителей Ласточкиного гнезда по две гривни за просмотр, когда-то получив на это разрешение городских властей. Это история исключительно в духе О. Бендера, взимавшего за «провал, чтобы тот не слишком проваливался».

ВСТРЕЧИ С МЕСТНОЙ ФАУНОЙ

В этот же день «срываемся» и едем в Судак. Размещаемся в санатории, принадлежащем Центру спецподготовки летного состава Воздушных сил Вооруженных сил Украины.

Судак начинал жить размеренной курортной жизнью. И тут случился запоминающийся эпизод.

Оседлав потеплевшее море, журналисты слегка отошли от беспрерывной езды. Неожиданно возле самого берега возник дельфин. Уже упоминаемый выше Олег Бабанин смело бросился навстречу представителю подводного мира. Надо сказать, дельфин оказался не готов к контакту. Тем более, что Олег превышал его и по комплекции, и по весу.

Разумное черноморское млекопитающее повернуло свой плавник обратно, когда рассыпающее тысячи брызг мощное тело главного редактора «ДД» стало приближаться к нему с крейсерской скоростью. Но это был не последний подвиг Бабанина на сегодня.

Договорились, что журналистская братия встретится на ночной набережной. Для начала вышли четверо: экипаж «Дня» (в составе меня и политжурналиста Сонюка), а также представительница «Нашего Радио» Алена Потоцкая и Юлия Недопитанская — корреспондентка ведомственной газеты ГАИ. Стоим, никого не трогаем. Чего не скажешь о трех подозрительных элементах, возникших из темноты. Элементы были внушительных габаритов. Сценарий разыгрывался, как в плохом боевике. Возник первый «классический» вопрос: «Закурить не будет?»

Интонация со скрытой нотой «наезда», все как положено. Экипаж «Дня» не курит. Только пьет. И то редко. Сигареты нашлись у Юлии.

«А можно, я еще возьму? — попросил незнакомец. — Для друзей». — «Берите», — тоненько пропищала представительница ГАИ. Он стал вытягивать очередную сигарету.

Фибрами чувствую: напряжение растет. Ребята явно ищут повод зацепиться. Ситуация идеальная: две парочки, фонари не горят в силу тотальной экономии в начале сезона, от центра далеко. Нужен только крошечный повод. Но в эту секунду из темноты, откуда-то сверху, словно падающий аэроплан, на нас обрушилось тело Бабанина в белой огромной майке. Не разобрав со спины, что это за личности, он принялся их тискать, радостно вопя: «Привет участникам автопробега!» Представители местной «фауны» (я думаю, что это были именно местные, была в них какая-то затаенная мстительность по отношению к отдыхающим) выпали из своей сетки координат. Она порвалась, как паутина. Во-первых, их вывело из строя само слово «автопробег», которое было непонятно что. Во-вторых — присутствие Бабанина (появление его было сродни появлению Громозеки в «Тайне третьей планеты»), который был искренне добродушен, но тем не менее сдвинул баланс в нашу сторону. И в-третьих, судя по всему, каких-то «участников» может набежать куча. И поинтересовавшись только, как зовут одарившую сигаретами девушку, трое представителей местной фауны растворились во тьме.

— Что ж, — говорю, — Бабанин, ты сегодня распугал не только морских представителей животного мира, но и сухопутных. Причем и в том, и в другом случае ты жаждал одного — побрататься.

Олег только рассеянно улыбался, не понимая до конца своей роли в истории. Во всяком случае, в этой.

О выдающемся авиационно-испытательном центре, о том, как проходило авторалли журналистов, о полете на вертолете над газопроводом и черноморским побережьем, и о том, как детское население Феодосии способствовало популяризации газеты «День», вы узнаете из публикации в следующем пятничном номере.

Константин РЫЛЕВ, «День». Фото Александра КОСАРЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ