Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Политиков проще фотографировать — они стандартные»

Призер фотовыставки «Дня» рассказывает про украинское фотоискусство
16 марта, 2007 - 00:00
«ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД» / ФОТОГРАФИИ ИЗ СЕРИИ «ЛУЧШИЕ УЧЕНИКИ В ШКОЛЕ ДЕМОКРАТИИ» ТОЛЬКО — О РАБОТЕ

В семье Константина Черничкина настоящим мужским делом считается фотография. Но главное, что отец и два сына относятся к ней не просто как к работе или ремеслу. Для них фото — это в первую очередь искусство. На юбилейной фотовыставке «Дня» жури признало Костины снимки одними из лучших и наградило фотографа особым призом — возможностью выставить свои работы в галерее Британского совета.

— Костя, насколько я знаю, вы не сразу решили стать фотографом?

— Да, когда я заканчивал школу, в Украине был не легкий период. И я решил подымать экономику страны, выбрал соответствующею специальность. Впрочем, долго я не проучился — почувствовал, что не мое. Зато начал замечать, что когда я иду по улице, мне хочется все сфотографировать. Так, в общем, все и началось.

— Как вы считаете, фотографом может стать любой человек?

— Думаю, да. Технологии очень быстро развиваются и дают больше возможностей. К слову, этот процесс происходит не только у нас. Имея в руках новейший фотоаппарат, любой человек может нажать кнопку и сделать снимок. Но настоящий фотограф исполняет не только сугубо технические функции. Он должен изначально понимать, для чего фотографирует, что хочет этим сказать. И к тому же, у творческого человека должно быть какое-то эстетическое мировосприятие.

— Научится этому можно?

— У нас практически негде получить высшее образование по специальности «фотограф». И я думаю, что на самом деле это большая проблема и одна из главных причин отсутствия культуры фотографии. Много фотографов или тех, кто считают себя таковыми, не зная ни законов жанра, ни композиции, берутся снимать. Нет рынка, нет культуры, нет высших учебных заведений или хотя бы элементарного Центра фотографии. А ведь такие имеются в каждой стране.

— А много у нас профессиональных фотографов?

— Ну, себя я, по крайней мере, таковым не считаю. Но десяток именно фотожурналистов, а не художников, думаю, наберется.

— Насколько сейчас востребована работа фотохудожников, много людей посещают выставки?

— На самом деле, у нас в Украине эта отрасль не очень развита. Изначально фотограф сталкивается с тем, что тяжело найти помещение для выставки. Впрочем, это не самое страшное. Хуже то, что очень мало людей воспринимают фотографию не просто как рабочий момент, а как искусство. И, если честно, также мало оно ценится владельцами галерей и выставочных залов. Правда, на своей последней фотовыставке я с этим не столкнулся — все организационные вопросы взял на себя «День». Приз — выставить свои работы в галерее Британского совета — стал хорошим стимулом для меня. Вообще фотовыставка «Дня» уникальна. Таких масштабным мероприятий в Украине до сих пор никто не проводит.

— Я знаю, что в свое время у вас была фотовыставка в Польше. Можете сравнить отношение поляков и украинцев к фотографии?

— Если честно, сравнивать страшно. Разница очень большая. Польша имеет достаточно сильную специфику фотографии. А в Украине я не могу сказать, что существует хоть какая- либо школа или вообще имеет ли украинская фотография свое лицо. Как говорил известный фотограф Маевский, когда ты приходишь на выставку и у тебя потом целый день болит голова, значит, это была хорошая выставка! У нас, увы, такое редко случается.

— Если украинцы не воспринимают фотоискусство, то как они относятся к фотографам и вообще к съемке?

— Украинцы — достаточно обобщенное понятие, и тяжело говорить за всех. Но в своем большинстве они реагируют негативно. Люди, не зная, зачем и почему их фотографируют, всегда относятся с опаской, закрывают лица, отказываются фотографироваться. Хотя в Киеве намного проще: можно затеряться в толпе. А чтобы работать в провинции, надо быть психологом, уметь найти подход к человеку.

— А каких людей интересней фотографировать?

— Политиков проще — они стандартные. Но мне лично больше нравится немного другой жанр — не репортаж, а более художественное фото, где можно пустить в ход всю фантазию.

— Правда, что в последние время чем смешнее получится на фотографии человек, тем это выгодней для изданий?

— Я думаю, что это новое направление в фотожурналистике. А виной тому — отсутствие каких-то событий, походы на одни и те же пресс- конференции. Нет головокружительных новостей, а так человек открывает журнал или газету — и его внимание привлекает яркое фото.

— А как же этический кодекс?

— Я не буду говорить про других фотографов, но про себя могу сказать, что мне сложно переступить какие- то рамки приличия. Хотя я не думаю, что резонно обвинять фотографов, которые работают в горячих точках. Не стоит отрицать, что, так сказать, в трагических темах присутствует момент спекуляции на чувствах. Таким образом получается, что из года в год у зрителя атрофируются эмоции. Люди начинают воспринимать кровавые сцены, как обыденное явление. Но и, тем не менее, я знаю фотографа, который сам глубоко переживает все события. И об этом свидетельствует каждая его фотография.

Беседовала Татьяна КОЛЕСНИЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ