Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Шешоры-2007»: дороги и бездорожье

20 июля, 2007 - 00:00
НА МАСТЕР-КЛАССАХ ПО ТАНЦАМ ВСЕ ЖИВОЕ — И ТАНЦЫ, И МУЗЫКА. С РАННЕГО УТРА И ДО ПОЗНЕЙ НОЧИ «ШЕШОРЫ» КУПАЛИСЬ В МУЗЫКЕ! / ОДИН ИЗ КООРДИНАТОРОВ «УКРАИНСКОЙ ДУХОВНОЙ РЕСПУБЛИКИ» АЛЕКСЕЙ АЛЕШКИН УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ГЛАВНОЕ ЗАДАНИЕ ИХ ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ — «ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ТВОРИТЬ, ВЕДЬ ДАЖЕ ИЗ ОБЫЧНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ КАЗАНКОВ МОЖНО «ДОБЫТЬ» ПРЕКРАСНУЮ МУЗЫКУ» «ПЕРКАЛАБА» — СУМАСШЕДШИЙ ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С «ШЕШОРАМИ» ГРУППА HEDNINGARNA «ЗАЖИГАЛА» НАРОД СПЕЦИФИЧЕСКИМ СОЕДИНЕНИЕМ АРХАИЧНЫХ ЗВУКОВ ВРЕМЕН ВИКИНГОВ И СОВР

Название фестиваля этнической музыки и лендарта «Шешоры» не случайно. Горное село Шешоры Ивано-Франковской области — местность, которой придерживались организаторы в течение четырех лет, — многое придавала характеру фестиваля. Собственно, именно Карпаты с их мистическими лесами, зажигательными гуцулами и звуком трембиты были основным акцентом в концепции феста. «Шешоры» без Шешор и Карпатских гор — это все равно, что «Таврийские игры» без Каховки и теплохода «Ватутин». Это уже другой фестиваль, согласно новорожденному замыслу, — странствующий. А «Шешоры» остались в Карпатах. Между прочим, в фестивальные дни (12, 13 и 14 июля) именно туда съехалось около ста человек, одни — не догадываясь, что фестиваль перенесен на Подолье, другие — пикетируя решение организаторов.

ЧАСТЬ 1. «ШЕШОРЫ» НЕМИРОВСКИЕ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ. МИЛИЦЕЙСКИЕ

Главным спонсором «Шешор-Подольских-2007» стала водочная компания. Говорят, что именно это, а не новая мудреная концепция, стало основной причиной переезда фестиваля в село Воробиевку Немировского района Винницкой области. Но, отдавая должное организаторам, место было выбрано живописное — Южный Буг с порогами, окруженный зелеными берегами и густым подольским лесом. Посреди огромной опушки над речкой расположилась сцена — небольшая, но профессиональная (беспрецедентный случай для «Шешор»). Немного вглубь разместили укрытие с сувенирной продукцией, так называемый «пищеблок», а также палаточный городок. Прямо над рекой работали народные художники. Общая площадь фестиваля значительно превышала шешорское футбольное поле — в 28 раз. Но повлияло ли это на качество фестиваля, перешло ли количество в качество — вопрос.

Зато значительно повлияло на ход фестиваля засилье продукции главного спонсора. Водка буквально лилась рекой. В основном — ею упивалось местное население, которого на фестивале, казалось, было больше, чем приезжих. О последствиях этого — читайте чуть ниже. А сейчас — о самом главном.

Музыкальная составляющая «Шешор-2007» традиционно оказалась очень мощной и качественной. Исполнители из различных стран выступили в трех вечерних концертах. Неизменным ночным элементом феста стали выступления одной из самых прогрессивных современных творческих групп в Украине — Центра современного искусства «Дах».

Наверное, самым ожидаемым музыкальным событием было выступление капеллы Мерлина Шеперда (The Merlin Shepherd Kapelye). Это команда клезмеров (в традиционном понимании — еврейские музыканты из Восточной Европы, игравшие на свадьбах и других торжественных событиях), объединенных для сотрудничества британцем Мерлином Шепердом. Каждый из музыкантов, входящих в коллектив, — отдельная творческая единица. Все они — звезды восточноевропейской клезмерской сцены, лидеры и солисты известных групп. Каждый из них активно ездит с концертами по Европе и владеет своим уникальным авторским музыкальным языком.

Хитом первого дня стали музыканты из России «Пакава Ить». Их первой профессиональной сценой были московские переулки, парки и бульвары. Оркестр из духовых и ударных инструментов не ограничивает себя рамками одного стиля, используя современные джаз-, а также традиционные этномотивы Африки и Латинской Америки.

Любимица «Шешор» — группа Cankisou стала хедлайнером второго дня фестиваля. Постоянные гости фестиваля хорошо знают эту группу еще с 2004 года. Их стиль — это смешивание всего со всем. Невероятный разрывной музыкальный каламбур не дает покоя ни одной паре ног. Cankisou выступают по всему миру: Пакистан, Литва, Франция, Венгрия, Германия, Польша, Голландия, Австрия. Группа известна еще и тем, что ее вокалист Карел поет на своем собственном сымпровизированном языке.

Интересными «на вкус» оказалась также Hedningarna (в переводе — «язычники»), которые удачно смешивают нордический фолк с электронными мотивами. Порадовали украинское ухо и белорусы, которые привезли с собой свою гордость — группу «Троица». Именно эти музыканты познакомили в свое время с настоящей белорусской музыкой весь мир. Белорусское присутствие на «Шешорах» на этот раз было ярким еще и благодаря своим оппозиционным флагам на территории палаточного городка.

Осуществилась и добрая музыкальная традиция фестиваля «Шешоры»: во второй день весь фестивальный народ «засосало» в нирвану от музыки Дахи Брахи — барабанных волшебниц в высоченных шапках; на третий день за свое дело взялись экспрессивные музыкальные хулиганы «Перкалаба». Выступая последними, они «расплющили» и без того едва живую от слоновой дозы концентрированного музыкального качества публику беспощадным гуцульским ска. За четыре года группа уже стала символом «Шешор», выступая на фестивале из года в год. Сами музыканты «ансамбля спортивно-оздоровительного танца «Перкалаба» называют себя «олимпийскими мишками» фестиваля.

К пребольшому сожалению автора этого материала, «расплюснуться» от «перкалабовского» ска-безумия ему так и не удалось. Речь идет о ранее упомянутом обильном присутствии на фестивале спонсора и тех местных, в сферу заинтересованности которых фестиваль категорически не входил. Вернувшись к палаточному городку за теплыми вещами (несмотря на жару в течение дня, ночью становилось достаточно прохладно), свою палатку нам найти не удалось. На месте предыдущего пребывания нашего временного «жилища» грустно смотрели в разные стороны кроссовки и лежал пакет кетчупа. Очевидно, работали воры быстро. Обратившись в милицию, которой на фестивале было хоть пруд пруди, мы обрекли себя на 2 часовую беготнюпо всем 14 га фестиваля за так называемыми натренированными следственными собаками, сержантами и рядовыми. После циркового представления под названием «Профессиональная украинская милиция» наши надежды на то, что палатка будет найдена, почили в Бозе. Но, оказывается, наша милиция нас все-таки бережет. Где-то в третьем часу утра наша украденная палатка вместе с двумя другими (которые, между прочим, также принадлежали киевлянам), были найдены в фургоне виннитчан. Владельцев автомобиля — двух нетрезвых молодых людей, правоохранительные органы Немировского района поймали на горячем — похищении четвертой палатки. После этого — долгие и нудные протоколы, заявления, описания. В девятом часу утра со своими вещами и порванной палаткой мы были уже в палаточном городке. «Не оставляйте свои вещи без присмотра! Так в статье и напишите, и фестивальщикам своим передайте!» — настояли правоохранители, несмотря на наши попытки доказать, что на фестивале, а тем более во время выступления хедлайнера, палатку стеречь никто и никогда не согласится.

ЧАСТЬ 2. «ШЕШОРЫ»ЛЕНДАРТНЫЕ.ТВОРЧЕСКИЕ.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

Первоначально фестиваль «Шешоры» зародился в 2003 году как экологическая акция. Собственно, и организовывается он информационным центром «Зеленое досье». Неизменными составляющими его программы остается лэндарт и серия эко-акций. К акциям уборки окружающей среды привлекаются все желающие. А в этом году в рамках той же экологической программы организаторы устроили еще и велотур. Общая длина маршрута Винница — Воробиевка, прошедшего по дорогам местного сообщения и берегу Буга, составила около 52 км. Приятный и экологически безопасный способ добраться до фестиваля нашел своих сторонников.

А лендарт — это действительно удивительное явление. Как направление искусства (от англ. landart — искусство земли) он появился в 1970-х годах, когда художникам начало не хватать имеющегося в наличии пространства, из-за чего они прибегли к радикальному изменению художественных средств. Вместо красок и полотна материалами стали вода, камни, песок, листва, лед или снег, солнечные лучи, молнии. Лендарт-объекты настолько органически сливаются с окружающей природной средой, что зачастую их сложно различить среди леса, гор, рек и лугов. В этом году свои работы представили Мирослав Вайда, Геннадий Донец, Ярослав Козяра и другие художники.

Киевский лендарт-художник Дмитрий Матюхин участвует в лендарт-программе «Шешор» с 2004 года. Его работа называется «Дорога в тартарары» («Лестица в небо», «Дорога в никуда»). «Суть ее в том, — рассказывает Дмитрий, — что дорога интерпретируется мной как речка, которая извивается вокруг камней, ущелий. Для каждого дорога своя, каждый может повернуть в свою сторону, идти по своему руслу. И куда она его приведет — это личное дело каждого. Каждый сам может видеть свою индивидуальную дорогу и судьбу. Кому- то — дорога в небеса, кому-то — в тартарары». Для молодого киевского художника лендарт — это способ самовыражения. По его словам, на данный момент в Украине это искусство развито мало. Многим даже само название «лендарт» не знакомо. Поэтому для Дмитрия и многих других украинских художников лендарт остается открытым пространством. По хронологии, в Украине искусство земли существует с 1990 х,тогда как на Западе пик его популярности пришелся еще на последнюю треть XX столетия. На вопросы о том, изменился ли, по мнению Дмитрия, фестиваль, сменив свою дислокацию, специалист по творческому потенциалу окружающей среды сказал: «Без Карпат фестиваль абсолютно другой, осталось только название. Дух частично сохранился только за счет людей — постоянных посетителей фестиваля. На них в основном все и держится. Музыка в этом году очень классная, но в общем — все не то. Карпаты создавали свою атмосферу, свой дух. По моему мнению, «Шешоры-2004» были самыми бомбовыми по духу и самыми глубокими по содержанию. Возможно, они были на недостаточном уровне финансирования, с бедной сценой. Но все это восполняла сплоченность, атмосфера дружественности и единства, не стадный инстинкт, а понимание на тонком уровне народа, который сосуществует рядом с тобой. Особенно запомнилось мне, когда музыканты, художники и просто люди с творческим мышлением в ночь на Ивана Купала под страшным ливнем «колбасили» джем-сейшены вокруг одного костра. Это было замечательно».

По сравнению с «Шешорами-2006», в этом году на событие съехалось значительно меньше творческо-художественной элиты. В 2006 году на узких шешорских улочках или где-то под сценой, среди 10-тысячной толпы, можно было встретить Юрия Андруховича или Сергея Жадана, Юрия Онуха или Ирэну Карпу. В этом году художественный сектор представляли в основном народные художники. Западника Яна Ляшкевича знают все, кто более или менее регулярно появляется на украинских этно- и рок-фестивалях. Хипповская внешность и море вышитых им гладью бабочек выделяют его среди народных художников. Ян рассказывает, что в последнее время в Украине появилось столько фестивалей, что даже он, не обремененный никакими условностями, не может попасть на все. Вышиванием (его «фишка» — это именно вышитые бабочки) Ян занимается давно, еще с 1982 го года, нопрофессионально — с 1991-го, «с того времени, когда я уволился с государственной службы и отменили статью за тунеядство, — рассказывает он, — моя мастерская — походная. Сколько там нужно?.. Коробка с бабочками, мешочек с нитками, игла — вот и вся моя мастерская». Впечатление от новоформатных «Шешор» у Яна противоречивое: «Место для фестиваля выбрали очень красивое, но здесь ощущение какой-то резервации. А этого не должно быть. Палатки нельзя ставить там и там... Я понимаю, что природа должна охраняться, но многовато охранников и власти. Аж в глазах рябит от той охраны. Меньше народных художников, меньше прикольных либертовых людей, а больше охраны. Хотя с музыкальной точки зрения фестиваль очень сильный, но я считаю, что это уже не «Шешоры», а «псевдоШешоры», пародия на тот карпатский фестиваль.»

Большинство гостей фестиваля отказывались узнавать в подольском фестивале бывшие «Шешоры», хотя мнения были разные. Один из посетителей феста, киевский политолог Валерий Кучерук утверждает, что принципиальной разницы нет. «Я думаю, что место проведения фестиваля значения не имеет, — настаивает он, — потому что самое главное — это люди. Были позитивные люди тогда в Карпатах, позитивными они являются и сегодня, здесь, на Подолье. Это и есть атмосфера фестиваля. По сравнению с прошлым годом она абсолютно не изменилась. Сюда приехали те, кто должен был приехать».

Разочарованием «Шешор- 2007» стали ночные выступления среди укрытий с продуктами и выпивкой примитивных живых музыкантов с репертуаром в духе «Белые розы». Доходило до того, что тем, кто во время некоторых выступлений оставался на территории палаточного городка, ничего, кроме ночного пения «пищеблока» слышно не было. «Белые розы», на фестивале — это, как минимум, абсурдно, от этого, естественно, в восторге не был никто. Не обошелся нынешний фестиваль, к сожалению, и без трагизма. В один из дней в речке утонул житель винницкой области. По словам правоохранителей, причиной смерти была вода, которая попала в легкие парня. После этого случая вдоль берега Южного Буга появились таблички с предупреждением об опасности и запретом заходить в воду.

Заканчивать рассказ о «Шешорах-2007» трагически не хочется. В конечном счете, «Шешоры» — это до недавнего времени самый лучший, а теперь — один из самых лучших фестивалей в Украине. Именно они преодолевали украинское фолк-бездорожье и прокладывали здесь новые дороги. Поэтому странствия, дороги и перемена среды обитания — это, как-никак, позитив, который зачастую заставляет посмотреть на мир по-новому, переоценить определенные вещи и приобретенный опыт. Надеемся только, что «Шешоры» все же будут жить. Так же по-фолковому, свободно и душевно кружить в хороводах и сходить с ума под ритмы «Перкалабы». Где — это уже вопрос второстепенный. Так что в добрый путь!

Маша ТОМАК, «День». Фото Максима КУШКИ, Дмитрия ИВАНОВА, Алены КОНДРАТЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ