Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Высокие истины наивного искусства

35 жемчужин Нико Пиросмани — в Киеве
6 апреля, 2006 - 18:55

Позавчера торжественно, в присутствии первых леди Украины и Грузии в Национальном художественном музее Украины открылась выставка выдающегося грузинского художника конца ХIХ — начала ХХ века НИКО ПИРОСМАНАШВИЛИ/ПИРОСМАНИ. Уникальную экспозицию из 35 картин художника из коллекции Национального музея Грузии, написанных в период с 1895 по 1917 гг., можно будет посетить с 6 апреля по 14 мая.

Работы грузинского художника мирового уровня Нико Пиросмани экспонировались в Украине дважды: в 1931 году Харьков—Киев—Одесса (передвижная выставка из коллекции Национального музея Грузии) и в 1975 году, в Киеве (выставка из коллекции русских музеев). Выставка картин Пиросмани стала масштабным творческим событием, завершающим Год Грузии в Украине.

Для этой экспозиции отбирались самые лучшие произведения художника. Все 35 картин выдержаны в единой стилистике. Первый и главный критерий отбора — состояние произведений. То есть картины, представленные в Киеве, — это жемчужины коллекции. Основателем же коллекции картин Нико Пиросмани, хранящихся в Национальном музее Грузии, считается Дмитрий Шеварднадзе, положивший начало коллекции в 20 х годах прошлого века. В экспозиции музея в общем представлено 135 работ художника. По всей Грузии насчитывается 240 картин, расположенных, кроме Национального музея, в других музеях страны и частных коллекциях. Эти произведения есть также в Кутаиси, и Кахетии (где находится дом-музей Пиросмани), а также в Батуми. Максимальное количество картин, выставляющееся на обозрение зрителей, не превышает 20—30%, остальные хранятся в фондах музея, но картины постоянно меняются.

По словам директора Национального музея Грузии, профессора Давида Лордкипанидзе, который приехал на открытие выставки в Киев и провел первую экскурсию по экспозиции первым леди, — заявок на экспонирование картин Нико Пиросмани из различных уголков мира много. «В Японии, например, в последнее время просто бум Пиросмани. Японцы даже песню, где рассказывается о легенде из жизни Пиросмани «Миллион алых роз», перевели на иероглифы и поют на японском». Лордкипанидзе отметил, что сам факт появления произведений художника в любой стране мира — очень ответственный шаг. Для того, чтобы это произошло, нужно следовать всем требованиям грузинского законодательства и выполнять государственные гарантии. Возможно, после Киева выставка поедет в Японию или во Францию — эти страны уже очень долго стоят в «очереди». Кстати, киевская выставка — первая, куда выезжают произведения после пятилетнего «табу» на вывоз из Грузии любых государственных ценностей.

Как отметили меценаты проекта Дмитрий Андриевский и Игорь Воронов, совместно с посольством Грузии была создана команда, которая в течение четырех месяцев работала над реализацией проекта. К открытию выставки был напечатан специальный подарочный каталог. По мнению меценатов, сегодня потребность в создании института меценатства постоянно растет. Усиливается роль общественных инициатив, потребность в негосударственных источниках финансирования искусства, культуры и образования. Для развития же меценатства в Украине необходимо сначала создать соответствующую правовую базу. Кроме того, необходимо обратить внимание общественности на проблемы отечественной культуры, оказать информационную поддержку социокультурным инициативам разнообразных организаций и граждан. Ведь информационный вакуум вокруг меценатской деятельности в известной степени тормозит его развитие.

Организаторы выставки надеются пробить этот информационный вакуум. Музей ждет длинных очередей (билеты будут стоить 10 грн., 5 грн. и 1 грн.). А все вместе понимают, что этим проектом создан безусловный прецедент, благодаря которому появилась надежда, что наконец страна будет преобразоваться в действительно европейскую и к нам начнут привозить выставки такого уровня, как выставка Пиросмани. А то, что она будет успешной — ни у кого не вызывает сомнений. Об этом свидетельствовали просветленные глаза и восторженные слова изысканной публики на открытии.

СПРАВКА «Дня»

Нам известно очень мало фактов из жизни Нико Пиросманашвили. Его картины собрал и спас художник Кирилл Зданевич, живший в Тифлисе в начале ХХ века. Коллекция состояла из 54 холстов. Вот как изображает знакомство с творчеством Пиросмани в квартире Зданевич Константин Паустовский (К.Паустовский «Бросок на юг», 1960): «Я переступил порог этой квартиры и оторопел. Стены во всех комнатах, террасы и коридоры, даже кладовые и ванная, были завешаны от потолка до пола необыкновенными по рисунку и краскам картинами, — пишет Паустовский. — Меня все время не покидало непонятное волнение, словно меня быстро провели за руку сквозь удивительную, совсем причудливую страну, будто я уже видел ее или она давно мне снилась, и с того времени я никак не дождусь, чтобы все рассмотреть в этой стране, прийти в себя и познать ее во всех подробностях... Пиросмани стал для меня живописной и свободной в своем выражении энциклопедией Грузии, ее истории и природы».

88 лет назад (1918 г.) умер Нико Пиросманашвили художник-самоучка, который вошел в когорту лучших мастеров мирового «наивного искусства» и был едва ли не самым известным из всех грузинских художников ХХ столетия. Родился Нико Пиросмани в 1862 году в селе Мирзаани, в Восточной Грузии. В двадцатилетнем возрасте пришел из родного села в Тифлис и несколько лет работал слугой в доме зажиточного армянского торговца, а в свободное время занимался живописью. Вместе со своим другом, тоже художником-любителем, основал мастерскую по изготовлению вывесок, но дело не заладилось. В начале 1890 х годов работал в Управе Закавказской железной дороги кондуктором на местных поездах, позже торговал молоком и молочными продуктами в своем магазине, который со временем продал. После этого Нико Пиросмани стал зарабатывать на скудное пропитание рисованием картин и вывесок для кабаков, трактиров, мясных и молочных магазинов, постоялых дворов и винных погребков. Материалом для живописи служили клеенка, жесть, картон, краски собственного изготовления. Художник с присущей ему непосредственностью, наивно-поэтическим видением мира создал неповторимый, полный очарования мир сельской Грузии и старого Тифлиса. Рисовал горожан, мелких торговцев и ремесленников, крестьян, а также пейзажи, натюрморты, животных.

Его «открыли» весной 1912 года, когда из Петербурга в Тифлис на каникулы приехали молодые художники — братья Кирилл и Илья Зданевич и француз Михаил ле Дантю. Друзья искали новые пути в живописи и приехали в Грузию знакомиться с народным искусством. Искать пришлось недолго. В первом же трактире на привокзальной площади их ждала целая галерея дивных картин Пиросмани: животные с человеческими глазами, удивительные жанровые сценки, застолья, Шота Руставели и царица Тамара. Братья Зданевич и Дантю вывезли из Грузии 85 картин художника. Впервые его работы демонстрировались в 1913 году на выставке «Мишень», которую организовал в Москве один из основателей русского авангарда Михаил Ларионов.

В конце жизни Пиросмани нищенствовал. Свидетель его последних дней вспоминает: «Весной 1918 года Пиросмани спустился в подвал на Молоканской улице, где жил, и лег спать на пол. Он уже был болен. Через три дня я случайно спустился вниз и в темноте увидел лежащего человека. Каморка была завалена битым кирпичом и опилками. Не узнав его, позвал: «Кто здесь?» — «Я», — ответил Нико. Он уже никого не узнавал. Его отвезли в больницу. Через день он умер в страданиях. Собственности у него никакой не было, местонахождение его могилы неизвестно».

Слава пришла к Пиросмани уже после смерти. Его сравнивали с Джотто и оценивали более высоко, чем Анри Руссо, статьи и монографии о нем написаны в Росси и Европе, Пабло Пикассо написал портрет Пиросмани. В 1969 году состоялась выставка его работ в Париже, в Лувре. Особым вниманием парижан пользовалась картина «Актриса Маргарита».

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ, специально для «Дня», фото Руслана КАНЮКИ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ