На сцене Национального театра им. И. Франко состоялся «Вечер памяти Ивана Миколайчука, посвященный 70-летию со дня рождения» и была представлена масштабная постановка «Небылицы про Ивана». Спектакль поставил молодой режиссер Вадим Сикорский по одноименному сценарию И. Миколайчука.
«Я не знаю более национального народного гения. До него это был Довженко», — говорил о Миколайчуке легендарный кинорежиссер, автор культовой ленты «Тени забытых предков» Сергей Параджанов. В кино Иван дебютировал еще студентом — в курсовой режиссерской работе Леонида Осыки «Двое». Всеобщее признание Миколайчуку принесли роли молодого Шевченко в фильме «Сон» и Ивана в «Тенях забытых предков» (в этих картинах он снимался одновременно, также учась на 2-м курсе Киевского театрального института им. Карпенко-Карого!). Напомним, что «Тени забытых предков» получили 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях (из них 24 Гран-при) в 21 стране и вошли в Книгу рекордов Гиннесса!
У каждого в памяти остались воспоминания о Миколайчуке. С киноэкрана об Иване рассказывали: кинорежиссер Роман Балаян, певицы Нина Матвиенко и Валентина Ковальская, поэт Юрий Рыбчинский, которые хорошо знали Ивана и были его друзьями. А лидеры групп «ВВ» Олег Скрипка и «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук признались, что выросли на фильмах мастера. Вдова Маричка Миколайчук а капелла исполнила: «Ой, у полі жито...» и сказала, что «счастлива, потому что судьба их соединила. Иван не терпел лжи, любил фантазировать и был веселым человеком». Благодаря ему родилось трио «Золотые ключи» (Нина Матвиенко, Валентина Ковальская и Маричка Миколайчук на вечере исполнили «веночек» любимых Ивановых песен). Кобзарь Тарас Компаниченко с ансамблем «Хорея козацька» исполнил, по сути, настоящую фолк-оперу.
— Сегодня счастливый и грустный день, потому что мы вспоминаем о легендарном киноактере, сценаристе и кинорежиссере Иване Миколайчуке, — сказал художественный руководитель Театра им. И. Франко Богдан СТУПКА. — Я считаю его своим учителем в кино. Помню, как был поражен после просмотра картины «Сон», как гениально Миколайчук сыграл роль Кобзаря. Наша встреча состоялась во время съемок «Белой птицы с черной отметиной» — моего кинодебюта. Так случилось, что роль Ореста Дзвонаря Миколайчук написал для себя, а тогдашние партийные боссы не позволили актеру с голубыми глазами, который недавно сыграл Шевченко, играть врага советской власти и постановили: «Там есть парень с черными, колючими глазами — вот пусть и играет. Так невольно я перешел дорогу Миколайчуку. Но он на меня не сердился, очень помогал на съемках, подсказывал, раскрывал киносекреты, а потом, словно Нострадамус, напророчил, что «эта картина изменит всю твою жизнь, будет успех и любовь зрителей». Знаете, все его слова сбылись! Миколайчук стал для меня не только учителем в кино, но и другом в жизни!
— Я поставил около 50 спектаклей, и в каждом есть частица Миколайчука, потому что он для меня был и остается камертоном человека и художника. Сегодня мы привезли спектакль «Небылицы про Ивана» — как посвящение Миколайчуку, — сказал художественный руководитель Львовского театра им. М. Заньковецкой Федор СТРИГУН.
Напомним, что еще в 1983 г. Иван Васильевич написал сказку-сценарий по просьбе своей племянницы, которую и назвал «Небылицы про Ивана». Но по этому сценарию тогдашние советские киночиновники не дали снять фильм Миколайчуку, разглядев, что его выдумки и басни наполнены социально-политическими аллюзиями. Было поставлено «клеймо»: «Для кино — бесперспективно»! Только в 1990-м кинорежиссер Борис Ивченко экранизировал «Небылицы...», но это был совсем другой фильм — не миколайчуковский... И вот в прошлом году заньковчане впервые обратились к «Небылицам...» и поставили их на театральной сцене. Здесь фарс и комедия, притча и драма объединились в современное этнодейство (музыка Ивана Небесного), где актеры играют, танцуют и поют. Главный герой — путешественник, искатель счастья, авантюрист и философ Иван Калита (Юрий Хвостенко) — стал центром приключений, а Богдан Козак выступил в роли Толкователя (он не просто рассказывает историю, но и дирижирует, как автор, поступками героев). Кстати, чтобы вжиться в образы, заньковчане ездили на Родину Ивана Васильевича в с. Чорторыя Черновицкой области, изучали буковинские обряды, актеры научились замечательно играть на народных инструментах (оркестр все время на сцене является активным действующим лицом), артисты, словно купаются в своих ролях — прекрасно поют, танцуют, шутят: сами веселятся и публику заряжают позитивом.
— Символично, что сегодня в Киеве отмечается 70-летие Ивана Миколайчука, это дает возможность нашим молодым актерам показать себя в двух разных постановках («Исповеди» и «Небылицах об Иване»), — сказал «Дню» актер Львовского театра им. М. Заньковецкой Богдан КОЗАК. — Камерный спектакль «Исповедь» (постановка Аллы Бабенко по рассказам А. Чехова) актеры Чеков, Лютая и Волынский очень хорошо сыграли в зале Российского центра науки и культуры. Это, в известной степени, символично, поскольку у Миколайчука были хорошие друзья в России, которые звали его в Москву, когда в Украине у Ивана не было работы. Напомню, «Тени забытых предков» на долгое время фактически запретили к показу. «Пропавшая грамота» вышла на экраны только в конце 1980-х, а Миколайчука почти отлучили от творческого процесса. В течение пяти лет (по указаниям партийных бонз) его фамилию вычеркивали из большинства съемочных групп, хотя многие режиссеры хотели видеть актера в своих фильмах. Но в искусстве нет границ, оно объединяет души, сердца и весь мир. В «Исповеди» играли два моих ученика — Александра Лютая и Юрий Чеков и воспитанник Таисии Литвиненко — Юрий Волынский. У этой тройки большое актерское будущее. Они молоды, талантливы, с разницей в один-два выпуска. Это представители львовской театральной школы, они прошли практику в нашем театре и сейчас активно работают на сцене. Они достойны наивысших похвал. Каждый год Алла Бабенко ставит спектакль на Чеховский сюжет (в ее активе уже 11 спектаклей по произведениям классика), имеет много театральных наград, заньковчанские версии хорошо знают за границей. В мае очень достойно наши актеры презентовали «Исповедь» на «Мелиховской весне» (в прошлом году спонсировал их поездку посол РФ в Украине Михаил Зурабов, а сейчас руководство РЦНК). Я считаю, что Александра Лютая и Юрий Чеков — два высокоинтеллигентных актера заньковчанской школы. Они демонстрируют высокие образцы психологического театра — театра превращений: о сущности у человека, которая проступает под текстом, над текстом и обогащает сам текст (актеры заслуживают высоких званий и наград). Кстати, в медали Министерства культуры РФ, которую Алла Григорьевна Бабенко получила к юбилею А.П. Чехова (единственный отмеченный этой почетной наградой украинский режиссер, оказавшийся в компании знаменитых коллег Европы!), есть и небольшая частичка двух актеров — Лютой и Чекова. Я думаю, что скоро придет то время, когда их пятилетняя работа над произведениями Чехова будет достойно оценена не только Гран-при жюри международных форумов, которые они привозят после участия в фестивалях из разных стран, но и нашим Министерством культуры и Администрацией Президента Украины...
Это был гениальный человек, всесторонне одаренный. Он часто приходил в наш театр, так как дружил с Федором Стригуном, Виталием Розстальным, Владимиром Глухим, Богданом Ступкой; внимательно смотрел наши спектакли, а потом анализировал увиденное, говорил, что, по его мнению, надо улучшить в постановке или в игре актеров. Мы всегда к этим замечаниям прислушивались. Миколайчук объединял всех украинской песней. Знал их очень много. Он пел тихо, но музыкально, а наши актеры не усиливали свои голоса — и это всегда было очень душевное исполнение... Иван — личность, наделенная перспективой виденья, в нем было что-то недосказанное, он обладал харизмой, которая притягивала людей. Жаль, что в советские времена Ивану Васильевичу не давали полностью раскрыть свой талант и осуществить на экране свои планы и мечты. Сегодня мы можем только надеяться, что кинематографические таланты, последовавшие за ним, все же будут иметь лучшую актерскую долю.
Наш спектакль «Небылицы...» — это светлая память мастеру, но память живая, оптимистичная. Досадно, что Миколайчук сам не снял фильм по своему сценарию — это было бы хорошее кино, и хорошо, что Федор Стригун (художественный руководитель нашего театра) решил это произведение поставить на сцене. Режиссер Вадим Сикорский объединил наш коллектив в творческом сотрудничестве. Он придумал, что в постановку нужно ввести образ Толкователя (в сценарии Миколайчука такой роли не было). Сикорский мне предложил сыграть роль ведущего, и мы вместе начали, по ходу репетиций, творить образ автора повествований «Небылиц про Ивана». Знаете, такой был энтузиазм в работе, которого я уже давно не помню на репетициях в нашем театре. Каждый что-то привносил, предлагал. На мой взгляд, композитор Иван Небесный внес музыкальную завершенность, расставил акценты в спектакле — оригинально сочетал фольклорные и свои композиции, а режиссер Вадим Сикорский сумел создать этнопритчу-басню и современное сценическое действо. Сикорский — ученик известного мастера Сергея Данченко, обладавшего большой степенью вкуса и сумевшего это передать своему талантливому ученику. Вадим — плоть от плоти Театра им. М. Заньковецкой (он закончил нашу студию при театре, а режиссуру выучил в Киевском театральном институте им. Карпенко-Карого — все вместе дало хороший результат). В «Небылицах...» органично сочетались: и содержание, и соответствующая художественная форма, есть дух народности и философской глубины, а все вместе — сценический памятник Ивану Васильевичу Миколайчуку к его юбилею.
КОММЕНТАРИИ
Мыкола ЖУЛИНСКИЙ, академик НАН Украины, директор Института литературы им. Т. Шевченко:
— Очень теплым был вечер в Киеве, и это еще раз подчеркивает, что Иван Миколайчук является знаковой фигурой украинской культуры, а не только национального кинематографа. Когда я прочитал его сценарии, то понял, что этот человек имел дар образного мышления. Вспоминаю его сотрудничество с Василием Земляком. Миколайчук сумел из романов «Лебединая стая» и «Зеленые мельницы» создать свой кинообраз, свое виденье событий — это настоящий киношедевр, и сыграть яркий образ «самодеятельного» философа Левка Хороброго. Миколайчук дал нам понимание, что искусство — это самопожертвование, требующее полной отдачи, и художник при жизни не может ожидать полного понимания. С одной стороны, его боготворила публика, он прославился на весь мир, а с другой — Шевченковскую премию Ивану присудили посмертно. При его жизни все знали, что он — талант, а теперь, когда Ивана нет, мы чувствуем, что с его уходом в Вечность закончилась целая страница украинского поэтического кино наивысшего уровня. Да, у нас сегодня есть прекрасные мастера кинематографа, а такого, как Иван, все же нет! С его мощной энергетикой и огромным талантом! Такой индивидуальности, как Миколайчук, не следует ждать часто, а поэтому нужно ценить то, что он был нашим современником, оставил нам прекрасное наследство, а на его фильмах люди учатся жить, любить Украину, а кинематографисты приобретают мастерство.
Михаил ИЛЬЕНКО, кинорежиссер, член-корреспондент Академии искусств Украины:
— Многое вспоминается... Иван в качестве актера снимался у меня в последнем фильме «Миргород и его обитатели» (1983). После съемок подарил солнечные часы. Они небольшие, карманные. Время от времени я их беру и сразу вспоминаются какие-то эпизоды, слова Миколайчука. Подарок Ивана безукоризненно показывает непрерывно убегающее время. Нам всем Миколайчука очень не хватает. Мы с ним и казачили, и кино делали. Сначала много об Иване рассказывал мой брат (Юрий Ильенко), а затем я с ним познакомился лично. Миколайчук был старше меня на семь лет, а в молодости кажется это очень много, поэтому существовала определенная дистанция. Вспоминаю, как приехал на натурные съемки «Белой птицы с черной отметиной» и в перерывах Иван водил меня по Карпатам. Именно там я увидел, как его любят и уважают земляки. Мы пешком ходили по разным селам, и не было уголка, чтобы Иван спокойно прошел, не поговорил с людьми, не дал автограф. Никакой «звездной болезни» у него никогда не было, хотя постоянно быть в центре внимания очень непросто. Как-то мы решили перейти Черемош, а Иван не умел плавать, потому искал место, чтобы вброд перейти. Я, самонадеянный (потому что умел плавать), добрался до середины реки, но понял, что при сильном течении и порогах умение хорошо плавать не столь важно. Иван нашел какие-то деревья, которые зацепились за торсы, и так перешел на другой берег, а затем и мне помог выбраться из воды. А когда мы уже работали над фильмом «Миргород и его обитатели», то это было время, когда он уже болел. Иван был очень доброжелательным и стойко списал все киношные пытки. Это был настоящий профессионал и человек с открытым сердцем!
Лесь САНИН, кинорежиссер:
— Для меня фильмы Миколайчука стали толчком и одной из причин, по которым я связал свою судьбу с искусством кино. Он является абсолютным камертоном творчества! Впервые я увидел Миколайчука в фильме «Тени забытых предков» еще в детстве, в Луцке. На кинопоказ меня повел папа (он преподаватель изобразительного искусства). Я смотрел на экран, и казалось, что вижу какой-то странный сон, не мог понять, что там происходит, и единственным человеком, который был реален в том мистическом параджановском фильме, был именно Иван Миколайчук. Когда я стал взрослым, то несколько раз пересмотрел все его фильмы, а «Пропавшую грамоту» считаю картиной всех времен. Многие люди ошибаются и считают, что Иван Васильевич является режиссером этой ленты. Нет, это Борис Ивченко, сценарий по одноименной повести Гоголя написал Иван Драч, а Миколайчук убедительно и органично сыграл роль казака Василя. Своим присутствием он очень много вложил в фильм. Актеры рассказывали, что Иван помогал коллегам и объяснял на съемках, как хороший учитель. Он фактически был сорежиссером Ивченко. Работал над музыкальным оформлением фильма — картину сопровождали песни в исполнении трио «Золотые ключи», в создании которого И. Миколайчук сыграл не последнюю роль. В «Пропавшей грамоте» он дал новую жизнь звучанию бандуры (раньше ни в одном фильме не использовались возможности этого инструмента). В нашей культуре Миколайчук был больше чем актер, режиссер и сценарист, а Личность и Мастер с больших букв и совестью украинской нации. В нем была какая-то искра Божья, имел большой талант, которым делился с людьми.
Мне понравился спектакль «Небылицы об Иване», интересная находка — образ Тлумача, который колоритно создал прекрасный мастер Богдан Козак (роль, которой в миколайчуковском сценарии нет) и оригинальное решение сценического вертепа (который есть в сценарии). Хотя есть небольшие замечания к постановщику Вадиму Сикорскому, возможно, как режиссер я бы поставил иначе, но львовяне молодцы, что дали новую театральную жизнь «Небылицам...» Киносценарий у них превратился в яркое сценическое действо. Сегодня заньковчане имеют живой театр, что подтверждает именно эта постановка.
Федор СТРИГУН, художественный руководитель Львовского театра им. М. Заньковецкой:
— Время идет, а Иван — остается Иваном! На юбилей побывал в Черторые, посмотрел на его дом и поклонился. Миколайчук был человеком, который никогда не прогибался ни перед кем. Он был самодостаточным и с крепким корнем. Ему предлагали переехать в Москву, Ленинград, обещая золотые горы, а он не покидал Украину, хотя некоторые чиновники советских времен немало крови Ивановой попили (обвиняли в национализме). Впервые это случилось еще в 1968 г., во время съемок фильма «Аннычка», когда Миколайчук пытался «боссам» объяснить разницу между «национализмом и патриотизмом». Тот инцидент закончился доносом на актера, и он получил клеймо «человека враждебной идеологии». Еще больше усложнилась ситуация после фильма «Белая птица с черной отметиной» (режиссера Ю. Ильенко). Ленту, которая получила «Золотой приз» Московского международного кинофестиваля, партийные руководители восприняли «как выпад националистических сил». А «Тени забытых предков» Параджанова на длительное время фактически запретили к показу (самого режиссера осудили, а Ивана долгие годы не снимали)... Иван был просто человеком, который любит Украину, а еще — большим мечтателем. Он говорил: «Заработаю денег и на свой день рождения накрою столы, которые поставлю от Черновцов до Черторыи! И будем мы пешком идти и по рюмке пить». Я засмеялся и ответил, что тогда нам понадобится две недели на дорогу, а он говорит: «Ну и хорошо, куда нам спешить!». Знаете, когда 15 июня на юбилей Ивана накрыли столы, как он мечтал, нас тепло встречали его земляки. В гости к Ивану собралось 10 тысяч людей, траву вытоптали, а земляки говорят: «Ничего, завтра пойдет дождь и травка поднимется, вырастет новая — главное, что мечту Миколайчука нам совместно удалось воплотить в жизнь». Иван любил людей, и это сторицей отдается. Нам есть чему поучиться у Миколайчука. Он никогда не чувствовал себя вторичным, недостаточным, никому не завидовал, а был чистым душой, светлым, красивым человеком, любил людей, а люди любили его. Жаль, что судьба так сложилась, и не все сделал, не все сыграл, не все снял в кино и слишком рано умер. Думаю, если бы выдержал еще три года и дожил до перестройки, то еще немало бы сумел сделать. Сегодня Миколайчук — наша легенда и нужно на Буковине делать Иванов праздник не только в юбилей, а ежегодно.
Валерий ЦЫБУХ, Полномочный Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Украины, председатель Буковинского землячества в Киеве, академик:
— Иван Васильевич был моим земляком, которым мы гордимся, которого нам очень не хватает. Я немного младше него. Когда учился в школе, уже тогда знал, что наш земляк снимается в кино. Пересмотрел все его фильмы. Своей жизнью Иван учил бороться, идти вперед, и если ставить цель, то добиваться ее. Кто-то на вечере сказал, что Миколайчук знал, что он фигура, но он оставался человеком искренним и открытым. Он прославил не только малую родину — буковинскую землю, но и всю нашу страну!
Кстати, к юбилею, по инициативе Буковинского землячества, друзей кинохудожника скульпторы создали памятный знак, имеющий форму крыльев. Этот «знак» изготовлен тремя скульпторами из Львова, Каменца-Подольского и Моринцев. Он установлен на Театральной площади города Черновцов. Крылья — образ, который красной нитью проходит в жизни и творчестве кинохудожника, — крылья «Белой птицы с черной отметиной», крылья «Лебединой стаи» по произведениям Василия Земляка, крылья белых лебедей, поселившихся на озере в родном селе Ивана Черторые, что на Киманщине. А на перьях, «духовных крыльях Ивана Миколайчука», написаны названия произведений, к созданию которых был причастен мастер. Эти крылья могут раздвигаться, поэтому скульпторы выразили надежду, что впоследствии появится памятник Ивану Миколайчуку, по обе стороны которого будут стоять крылья...