Командировка на остров Косая Тузла была под угрозой — три дня море штормило и катера морской охраны Госпогранслужбы Украины стояли в Керченском порту. Но вот волна улеглась, и мы получили «добро» на выезд.
ОБСТАНОВКА — СТАБИЛЬНАЯ
За три года, прошедшие с начала «тузлинского кризиса», на острове побывало политиков, журналистов и должностных лиц различного ранга в несколько раз больше, чем насчитывается островитян и пограничников. Хотя сейчас такого ажиотажа с посещениями, как осенью 2003-го, конечно, нет, однако мало какая неделя проходит без гостей с «большой земли». С сугубо профессиональной, пограничной точки зрения, нынешняя обстановка в Керченском проливе стабильна. «Службу несем в нормальном режиме», — говорит командир пограничной комендатуры «Керчь» майор Владислав Барсков. Хотя летом этот участок границы всегда был и остается беспокойным — любители уютного отдыха на острове или заезжие рыбаки еще в советские времена не давали покоя пограничникам.
— Сейчас наша основная задача — контроль пограничного режима плюс отслеживание обстановки с российской стороны, — рассказывает заместитель командира Керченского отряда морской охраны по работе с личным составом капитан 2 ранга Александр Коваль, провожая нас к пограничному катеру «Калкан». — А вот три года назад здесь было веселее...
Когда на российском берегу началось строительство морской дамбы, сюда активно стягивались наши пограничные подразделения и техника. «Батальоны» журналистов под воротами штаба морского пограничного отряда буквально сутками дежурили, ожидая удобного случая попасть на остров.
— Самые отчаянные иногда заставляли нас хорошо понервничать, — вспоминает Александр Михайлович. — Например, нанимали за безумные деньги лодки и неслись на остров снимать эксклюзив. А погода в это время у нас беспокойная...
Но нам с погодой повезло: яркое, как выкупанное, солнце, легкая волна. С борта катера открываются прекрасные пейзажи: на западе — Керчь и стоянки больших грузовых кораблей, на востоке — тонкая полоска российского берега словно прикрывает покрывалом еще более тонкую полоску Тузлы. Зрелище стоит трехдневного ожидания. Однако наслаждаться морским путешествием пришлось недолго — двадцать минут хода на скорости 20 узлов, и катер причаливает к островному пирсу.
ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА ДЛЯ ОБЩЕСТВА
Три года назад некоторые СМИ шутя называли Тузлу самым политическим островом мира, другие — островом, сделавшим украинцев патриотами. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Собственные предложения относительно решения конфликтной ситуации высказывали не только те, кому это положено по основному роду занятий, а и рядовые граждане. Причем, на тот момент в украинском обществе впервые за много лет наблюдалось уникальное совпадение взглядов власти и народа на одну проблему. «Остров — наш, украинский, и больше ничей», — так тогда рассуждали и говорили все граждане страны, независимо от географии проживания и языковых приоритетов. Даже парламентарии продемонстрировали уникальное единодушие, проголосовав за постановление относительно устранения угрозы территориальной целостности Украины. Верховная Рада требовала от Президента применить все имеющиеся в наличии средства для защиты территориальной целостности страны, призывала к поддержке страны-гаранты безопасности, обращалась в ОБСЕ и ООН. И простые люди поддерживали решительность власть имущих.
Однако от международных институций поддержки мы не получили. Например, тогдашний Генсек НАТО Джордж Робертсон заявил, что «тузлинский вопрос» — дело исключительно двухсторонних отношений Украины и России, и что Альянс не собирается вмешиваться в конфликт. Приблизительно подобной была реакция чиновников из ЕС и ООН. Они не спешили ссориться с Россией. Украинским дипломатам и руководству государства пришлось самим решать «тузлинский вопрос».
Диалог с Россией относительно принадлежности Украине острова Косая Тузла затянулся почти на два года. Только в июле 2005-го российская сторона признала очевидный факт — его принадлежность Украине. Однако другой, не менее очевидный факт относительно проведения линии границы по Азовскому морю и Керченскому проливу в соответствии с международным правом, до сих пор остается предметом затяжных перетрактовок между двумя странами.
НА ОСТРОВЕ
Погранзастава «Тузла» была построена в рекордные сроки и введена в действие в декабре 2003 года, в период напряжения в отношениях между Россией и Украиной по причине строительства дамбы в Керченском проливе.
— Она полностью адаптирована для несения службы, а по бытовым условиям соответствует самым высоким требованиям, — не без гордости говорит начальник заставы капитан Олег Слободян. — На нас возложена охрана участка государственной границы длиной в 13 километров.
Кроме того, островитяне-пограничники следят за соблюдением пограничного режима в подконтрольном пограничном районе и не дают «жизни» местным браконьерам.
— Служба пограничных нарядов организована визуальным, радиолокационным наблюдением и высылкой пограничных нарядов по периметру острова, — четко, как на докладе командиру, рассказывает капитан Слободян. — Разумеется, пристально наблюдаем за российской дамбой, осуществляем сопровождение судов по Керченскому проливу, то есть, наблюдаем за тем, чтобы маломерные плавсредства не подходили к средним целям (в частности, чтобы предотвратить перегрузку контрабанды. — Авт. ). Однако по морской обстановке в последнее время никаких нарушений не было.
Немногочисленный, дружный коллектив заставы обеспечен современной техникой, как говорится, на все сто — есть радиолокационная станция «Наяда-5», оптические приборы наблюдения и приборы ночного видения, карманные радиостанции, стрелковое оружие, средства сдерживания — резиновые дубинки, наручники и другие спецсредства. Для быстрого передвижения по острову здешние пограничники имеют легковушку, два спецавтомобиля и грузовик для перевозки воды.
Помещение заставы можно было бы назвать типовым, если бы не несколько отличий от обычного пограничного архитектурного «набора». Внутри добротного, возведенного на сваях, «главного офиса» заставы — стандартный набор помещений — канцелярия начальника, столовая, спальня, гостиная. Первое отличие — расположенные здесь жилые помещения для контрактников, и кроме того — собственный медицинский кабинет. Некоторая оторванность от «большой земли» — не шутка, поэтому здесь есть свой врач, и его хозяйство укомплектовано по максимуму. Надежная связь — также является элементом выживания для островитян. Хотя, кроме служебной радиосвязи, тузлинские пограничники при необходимости могут связаться со своим командованием по мобильным телефонам — покрытие есть почти всех отечественных операторов.
Еду, горючее для автономной дизельной станции, воду и другие необходимые для нормальной жизни вещи сюда, конечно, завозят на суднах, или, в случае штормов, на вертолетах. Как правило, здесь всегда есть шестидесятидневный запас продовольствия, а горюче-смазочными материалами погранзастава всегда обеспечена на 120 суток.
Хороший повар на заставе — человек авторитетный. Ведь вкусно приготовленная еда это не только хорошее настроение, а залог здоровья всего коллектива. Тузлинские пограничники своего повара, Дмитрия Страшко, ценят не зря. Блюда, которые его научила готовить мама, оригинальные, простые, вкусные, и главное — не выходят за рамки утвержденных высшим командованием продуктовых раскладок. Те же макароны с его легкой руки и со щепоткой специй в каком-то ресторане назвали бы «спагетти или еще как-то». Однако на заставе «Тузла» больше всего любят выпеченный им хлеб.
— Честно говоря печь хлеб я научился на заставе, — делится своими поварскими секретами Дмитрий. — Как оказалось, это очень просто, хотя процедуру приготовления нужно строго соблюдать. Сначала просеиваем муку, потом добавляем сухих дрожжей и доливаем воды, тщательно вымешиваем тесто. Оставляем замес минут на 30, чтобы тесто поднялось. Тем временем разогреваем духовку и выставляем температуру в 180 градусов. Потом раскладываем тесто по формам и ставим их в духовку. Через 40 минут хлеб готов. Пожалуйста, пробуйте!
ХОЧЕШЬ — КУПАЙСЯ,ХОЧЕШЬ — НЕ КУПАЙСЯ
Уютная Тузла, которая омывается с одной стороны Азовским, а с другой — Черным морями, просто рай для отдыхающих. Не зря две тузлинские базы отдыха — «Средняя коса» и «Два моря», в летний сезон никогда не пустуют. «В свободное от службы время у нас полно развлечений: хочешь — купайся в море, хочешь — не купайся», — шутят здешние солдаты. Хотя на самом деле свободного времени на заставе не так уже много, а купание в море, как старое кино, уже давно стало темой для шуток. Одним словом, что «занадто — то не здраво».
Однако, как и на каждой погранзаставе или в военном подразделении, для развлечений есть время, отведенное уставом и распорядком дня. На тузлинской заставе есть прекрасная библиотека, которую в свое время довольно прилично наполнил коллектив газеты «Урядовий кур’єр». Целевое обновление ее полок регулярно проводит командование симферопольского отряда. Бывают здесь и концертные группы, а из управления отряда и комендатуры сюда постоянно поступают новые фильмы. Нет проблем и с телевидением — антенна «тянет» немало отечественных и российских телеканалов.
Однако основной интерес пограничников-срочников, как ни удивительно, — служба.
— Служить на заставе «Тузла» мы никого не уговариваем. Срочников, желающих послужить здесь, намного больше, чем предусмотрено штатом, — рассказывает заместитель коменданта Керченской пограничной комендатуры капитан Сергей Митрофанов, который недавно ездил за молодым пополнением в учебный пограничный отряд. — Во время общения в «учебке» с призывниками у меня создалось впечатление что это — самое популярное среди них подразделение. Поэтому можно с полным правом сказать, что здесь служат только добровольцы.
ЛОХОВ ЗДЕСЬ НЕ РАЗВОДЯТ
От заставы до крайней восточной точки острова, где расположен пограничный пост и наблюдательная вышка, идти почти час. Начальник заставы капитан Олег Слободян и два его бойца, два Володи: Леус и Тарутин, легко шагают по натоптанной тропинке. Перемешенная с обломками ракушек, рыжая тузлинская земля твердая, как бетон. Поэтому пограничники действительно шагают — ботинки бухают, как на параде.
— Это после дождей и на жарком солнце земля «черствеет», и ходить в наряды — за счастье, — говорит Володя Леус. — А как набежит в межсезонье изморось с дождем, из грязи ноги не вытянешь.
Через несколько минут подходим к латанным-перелатанным хатам на побережье, неподалеку виднеются вытащенные на песок немаленькие лодки. Это хозяйство керченской рыболовецкой артели, объясняет начальник заставы. В сентябре промышленного рыбного вылова нет, поэтому сейчас здесь безлюдно, а в сезон на Тузле работает много артельщиков. Неподалеку стоит развалившееся, похожее на колхозную ферму, здание, к которому тянется электрический провод, развешенный на перекошенных столбах. Когда-то это был цех по переработке рыбы, но еще во времена СССР его закрыли по причине нерентабельности. Собственно таких заброшенных «памятников» прошлой эпохи на острове немало: ржавый гусеничный трактор около солончака; ободранный дом, развалины школы; окруженная камышом бетонная коробка непонятного назначения. Не намного веселее выглядят домики жителей острова, коренных тузельчан. Обсаженные виноградом и небольшими садиками, с огородами и телевизионными антеннами, они словно сами весело сообщают прохожим: «А мы еще живы!». Хозяйки, увидев пограничников, здороваются с ними, а мужчины обязательно подходят, пожимают руки и расспрашивают начальника заставы: «Что там у вас слышно?»
Среди камышей и болотных окошек суетится много разных птиц. «Парламентское большинство» на сытных тузлинских выпасах, конечно, составляют морские пернатые. Однако случаются здесь и сугубо сухопутные летуны — воробьи, вороны, ласточки и другие. Из подсохшей травы время от времени вспархивают стайки разной мелюзги, которая прячется от нас в зарослях невысоких деревьев. «Лох серебристый», — говорит Олег Слободян. «Кто, кто?», — переспрашиваю у начальника заставы. «Деревья, порода такая. Их на острове растет больше всего», — объясняет он. «Так, — думаю, — интересно. На Тузле лохов не разводят, они здесь сами растут, да еще и серебристые».
В ЧЕТЫРЕ ГЛАЗА
Рядовой Евгений Дедков с самого утра наблюдал за надводной обстановкой и знаменитой российской дамбой. За это время он внимательно подсчитал, сколько на нее заехало легковушек, сколько в них пассажиров. Цифры оказались немалыми. «Распиаренная» российскими журналистами дамба как магнит притягивает туристов. На ней они охотно расслабляются — загорают, ныряют с нее в море, одним словом, оттягиваются в модном месте. Сто метров, отделяющие дамбу от украинско-российской границы, кажется, только поддают жару их развлечениям.
С вышки, где несет службу Евгений, можно невооруженным глазом хорошо рассмотреть, что происходит на дамбе. А в бинокль — тем более. Не удержался и я от искушения рассмотреть дамбу поближе. Красивое сооружение: кажется, сделанное на века. А смысл?
В 2003-м с этого места пограничники наблюдали, как приближается российская дамба к нашему острову. Теперь наоборот — наблюдаем, как она отдаляется. Три года назад российская сторона окончательно прекратила строительные работы лишь тогда, когда до границы оставалось сто метров. С того времени длина Тузлы медленно уменьшается из-за большой скорости течения между построенной дамбой и островом — за три года было смыто 750 метров острова.
С вышки хорошо видно место, где, как говорят, встречаются Азовское и Черное моря. Полоса кипучих волн в несколько метров тянется от восточного края острова до дамбы. Кажется, как будто именно в этом месте два моря заглядывают друг другу в глаза.
Напротив этой странной полосы рыбачат двое тузлинцев. Дядя Саша Воробьев крепко жмет руку капитану Слободяну и как будто докладывает с веселыми нотками в голосе:
— Нет сегодня клева, видно, красавицы с того берега чем-то интересным нашу рыбу к себе приманили, — кивает он на ту сторону, где действительно загорают симпатичные девушки.
Пока начальник заставы разговаривает с рыбаками, рядовые Тарутин и Леус, крымчанин и волынянин, обследуют участок государственной границы — самый восточный краешек нашей земли. Не для «отвода глаз», а скрупулезно и внимательно, как настоящие государственные люди. Потому что такие они и есть.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь РИНЬКОВ , начальник Азово- Черноморского регионального управления Госпогранслужбы Украины генерал-майор :
— Руководство нашего управления в этом году разработало и представило на рассмотрение высшего командования предложения относительно дальнейшего обеспечения заставы «Тузла» техническими средствами. Они учтены Администрацией Госпогранслужбы и в ближайшее время будет предоставлена соответствующая помощь.
Речь идет, в частности, о совершенствовании организации службы на этой заставе. Например, мы предложили сделать более тесным взаимодействие «Тузлы» с отрядом морской охраны. Его корабли и катера будут нести службу непосредственно около острова Косая Тузла, и с заставы можно будет отдавать им необходимые указания, что значительно повысит эффективность охраны этого участка границы, позволит осуществлять более жесткий контроль за «перегрузами» в Керченском проливе и за состоянием дел в районах якорных стоянок.
Хочу отметить, что большую помощь относительно обеспечения деятельности погранзаставы «Тузла» нам предоставляет Керченский морской торговый порт, в частности, в доставке на остров грузов. Начальник Керченского морского торгового порта Юрий Котовский с пониманием относится к нашим проблемам, способствует их решению.
Также хочу сказать, что несмотря на существующие между Россией и Украиной противоречия и после событий 2003 года, отношения между украинскими и российскими пограничниками не ухудшились. Я неоднократно отмечал, что как раз благодаря правильным и выверенным действиям пограничников, как с нашей, так и с российской стороны на границе никаких инцидентов не было. Такую точку зрения разделяет мой российский коллега генерал-полковник Николай Лисицкий. Мы знаем, какой это непростой участок границы — Азовское море и Керченский пролив. Относительно их еще идут переговоры, однако пограничники по обе стороны границы ситуацию понимают и четко и неукоснительно выполняют существующие договоренности.
СПРАВКА «Дня»
В начале прошлого века Косая Тузла была частью Таманского полуострова. Здесь рыбачили и пасли скот жители станицы Тамань. 29 ноября 1925 года сильный шторм размыл тонкий перешеек между Тузлой и Таманью. Рыбаки расширили водный проход и стали использовать его как канал. С тех пор расстояние между новообразованным островом и сушей увеличивалось. В 1941 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР из Темрюкского района Краснодарского края Тузлу передали в состав Крымской АССР, а в 1954 году остров, вместе со всем Крымом, РСФСР передала УССР. Окончательный раздел границы Крымский облисполком уладил с Краснодарским крайисполкомом в 1973 году. Населенные пункты острова в административном и хозяйственном порядке отдали в подчинение Керченскому городскому совету депутатов. Сейчас на острове постоянно живут 16 семей, также здесь расположена погранзастава «Тузла», подразделение Симферопольского пограничного отряда Госпогранслужбы Украины.
До начала строительства российской дамбы длина острова Косая Тузла составляла 6500 метров, а ширина — 600 метров в самом широком месте. За прошедшие со времени строительства дамбы три года вследствие сильного течения, образовавшегося в проливе, было смыто 750 метров острова.
В сентябре 2003 года от российской станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края в направлении к острову Тузла начинают насыпать дамбу с целью соединения ее с российским берегом. Работая в три смены, строители сооружают по 150 метров дамбы в день. Переговоры начались после того, как строители достигли украинского пограничного понтона.
Украина настаивала на том, что Азовское море и Керченский пролив должны быть внутренними водами Украины и Российской Федерации, разделенными государственной границей. Согласно такому принципу раздела Тузла принадлежит Украине.
Россия настаивала на том, что официально четко проведенные границы как в акватории Азовского моря, так и в Керченском проливе отсутствуют, а также отказывалась признать Тузлу островом, настаивая на том, что это коса. Кроме того, Россия отмечала, что только континентальная часть Крыма отошла Украине. Россия предлагала общее использование Азово- Керченской акватории, согласившись с установлением государственной границы только по дну, но не по водной поверхности.
30 сентября 2003 МИД Украины направило в МИД России ноту протеста.
6 октября 2003 министр иностранных дел Украины Константин Грищенко отправляется в Москву на переговоры по поводу конфликта.
Для личного участия в решении конфликта Президент Украины Леонид Кучма срочно прерывает визит в Латинскую Америку и направляется на Тузлу.
22 октября 2003 Верховная Рада проводит слушание по украинско-российским отношениям.
23 октября 2003 строительство дамбы остановили. Между украинскими пограничниками и российскими строителями оставалось около 100 метров.
В ноябре 2003 премьер-министры России и Украины договорились о прекращении дальнейшего строительства дамбы.
2 декабря 2003 на Тузле открылась новая погранзастава.
В июле 2005 Россия признала, что Тузла и воды вокруг нее принадлежат Украине.