Четыре года назад, положив начало резонансной рубрике «Малые-большие города/села Украины», «День» писал об уникальных местностях нашей истории, культуры и быта. И побуждал туда отправиться. Туда и... назад. Потому что остановиться особо негде. Разве что по дороге. Или же проситься к местным жителям на ночлег...
Правда, теперь, в процессе подготовки к Евро-2012, было заявлено об инфраструктурном обеспечении туристических маршрутов. Во всяком случае, вокруг городов-претендентов на проведение финальных матчей. А как быть с небольшими городками, куда приезжают все больше украинцев? Например, с Нежином, где учились Николай Гоголь, Евгений Гребинка, Леонид Глибов... К слову, каждый польский город, связанный с именем Адама Мицкевича, становится культурным центром... Но зачем упираться в чемпионат? Ежегодно Украину посещает значительное количество иностранных туристов — чтобы открыть, фактически, белое пятно на карте Европы. Собственно об этом и говорим с Иваном ЛУНЕМ — советником мэра Львова по гостиничному развитию, участником рабочей группы по вопросам подготовки средств размещения (гостиниц), которая среди прочих служб готовит проведение Евро-2012 во Львове; партнером фирмы RecreAction Ukraine, занимающейся консалтингом в гостиничной сфере. Иван Лунь учился в Лозаннской гостиничной школе, которую называют Гарвардом в этом бизнесе и где обучаются преимущественно наследственные отельщики. Работал во многих проектах по рекреационному бизнесу в Украине и за границей, а именно — в России, Великобритании, США и Италии, где, в частности, курортный комплекс открывался под зимнюю олимпиаду в Турине в 2006 году.
— Иван, ваш опыт, приобретенный за границей, востребован в Украине?
— Еще не полностью. Здесь более сложные условия ведения бизнеса, много оппортунистических проектов, которые часто не реализуются до конца. Нередко пользуются принципом: что не запрещено, то разрешено, а это не всегда хорошо для развития экономики ни на макро-, ни на микроуровне.
Идея заниматься гостиничным консалтингом у меня возникшая после обучения в Швейцарии и работы в Италии. Как результат, фирма RecreAction Ukraine помогает тем, кто хочет вести бизнес в сфере рекреации. Условно говоря, если инвестор собирается построить отель, то я могу посоветовать, где какой строить и какие в нем могут быть посетители, сколько он заработает и есть ли экономическая целесообразность его постройки вообще в том или ином месте. Ведь основные три принципа гостиничного развития — location, location and location (от местоположения отеля зависит 90% его экономического успеха).
— А у вас не было желания остаться работать за границей?
— Действительно, предлагали остаться работать и в Италии, и в России, и в США. Но как-то не хотелось. Меня так воспитали, что нужно жить на Родине. Здесь, во Львове и Киеве, живут мои родные и хорошие друзья. Конечно, я люблю свою работу, но не в ней одной заключается смысл жизни.
«ЕВРО-2012 — КЛАССНЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД ДЛЯ ОТКРЫТИЯ ОТЕЛЕЙ»
— Рабочая группа, в которой участвуете, должна разработать концепцию развития гостиничного бизнеса во Львове к Евро-2012. В чем заключается суть концепции?
— В столице футбольный чемпионат станет более масштабным событием, чем в областных центрах... Для Львова (уверен, что в мае УЕФА подтвердит его статус как города, где пройдут матчи чемпионата) это на самом деле четыре-шесть экстремально-стрессовых дней — до матчей, собственно в дни матчей и после них. Потом соревнования закончатся, и о городе Льва будут меньше вспоминать в контексте футбола. Но скажу авторитетно как отельщик-аналитик: Львову очень нужны гостиницы и без Евро-2012. В прошлом году его посетило полтора миллиона туристов, что намного больше по сравнению с прошлыми годами.
— К слову, когда проходит львовский Форум издателей, многие его участники, в частности и корреспонденты нашей газеты, снимают квартиры, потому что комфортабельных гостиниц за оптимальную цену очень мало...
— Это также подтвердило исследование, которое по заказу Львова и при координации Департамента Евро-2012 Львовского горсовета выполнили украинско-швейцарские специалисты-отельщики (в частности и из Лозаннской гостиничной школы). Я тоже принимал в нем активное участие. Исследование указывает на то, что необходимы прежде всего трехзвездочные отели. Это более 500 дополнительных номеров, то есть семь-восемь гостиниц (в одной в среднем от 60 до 100 номеров). А вот четырехзвездочных нужно два-три больших, а пятизвездочных — три-четыре небольших бутиковых люкс-отелей по 20-30 номеров. Но звезды должны быть действительно высокого сорта, международного уровня классификации, а не «дутые».
— А где будут жить болельщики, которые приедут на Евро-2012?
— Преимущественно в двух-трехзвездочных. Это такие же люди, как мы с вами, которые не часто могут себе позволить переночевать на широкую ногу. Тем более, как показало исследование, цены на гостиничные номера во Львове в среднем выше, чем в Берлине... Почему? Неудовлетворенное предложение. Существует большой спрос на недорогие хорошие номера. Я приглашаю инвесторов к сотрудничеству. Цивилизовано провести Евро-2012 — вопрос чести для нашего государства. Кроме того, чемпионат — классный маркетинговый ход для открытия отелей. Кстати, открытие курортного комплекса в поселке Праджелато около Турина тоже планировалось под зимнюю олимпиаду в 2006 году. Он сейчас успешно работает.
— Расскажите о ваших самых ярких гостиничных впечатлениях?
— Я был в восторге от дизайн-отелей Флоренции. У итальянцев действительно есть чувство стиля. В США и Великобритании гостиницы очень рациональные, полностью отвечают потребностям гостей, причем разных гостей — с разными предпочтениями, целями путешествия, длительностью пребывания и бюджетом. Сегментация там колоссальная. Откровенно скажу — я больше склонен к функциональности, чем к излишествам в гостинице. Но кто знает, возможно со временем мое видение изменится.
«В УКРАИНЕ ЕСТЬ БОЛЬШОЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, В КОТОРЫЙ НУЖНО ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ»
— Иван, вы изучали инвестиционную привлекательность создания нового горнолыжного курорта в Карпатах. Так насколько туристическая Украина инвестиционно привлекательна?
— Украина обладает большим туристическим потенциалом, в который нужно вкладывать средства. Больше всего инвестиционно привлекательны те регионы, которые одарены природой. В частности, горами и морями — это самое простое. Восточная и Южная Украина хочет в горы, Западная же — на море. Но есть еще деловой туризм, который стимулируется деловой активностью государства. Типичный деловой турист — бизнесмен, ученый, военный или группа корпоративных туристов, приезжающих в тот или иной город в командировку, на семинар или уладить деловые вопросы. Деловой турист тоже останавливается в гостинице. Поэтому областные центры, а особенно Киев, очень привлекательны с точки зрения делового туризма. На самом деле, повсюду найдется то неповторимое, что есть или может стать притягательной силой для приезжих. Львов, например, интересен своей стариной. Кстати, жители столицы часто убегают туда на выходные от киевского экстрима: расслаблено бродят по львовским улочкам, не спеша попивают львовский кофе и свежее пиво местного производства... Между прочим, жители Центральной и Восточной Украины в городе Льва тратят больше денег, чем те же соседи-поляки. Наверное, это обусловлено ментальностью. А еще потому, что мы не знаем свою страну. Мало путешествуем. И государство не обеспечивает надлежащей информационной и финансовой поддержки отечественного туризма.
— Социологические данные свидетельствуют, что во время этих новогодне-рождественских каникул количество украинцев на отечественных курортах возросло...
— Действительно, уровень отечественных горных курортов несколько улучшился. Еще несколько лет назад альтернативу им составляли австрийские, в частности, по цене. Вот и получалось: зачем ехать в Карпаты, если за те же деньги и с большим комфортом можно покататься на лыжах в Австрии. Очевидно, здесь много факторов совпало во времени. Например, чтобы поехать в соседние Словакию, Болгарию и Польшу, нужна шенгенская виза. Но главное — финансовый кризис. Возможно, украинцы еще не очень обеднели к зиме, но психологически настроились экономить. И отправились на свои курорты. Прекрасно! Как говорит народная поговорка: нет худа без добра!
— Как-то я отдыхала в Хусте на Закарпатье. Женщина, у которой остановилась, при проведении для меня экскурсии указала на несколько самых хорошеньких домов. Оказалось, их построили чехи — для своих сограждан, которые там временно работали. Лучших в городе, где, между прочим, живут в основном с зеленого туризма, не было... А как вы оцениваете уровень развития зеленого туризма в нашей стране?
— На мой взгляд, зеленый туризм у нас мало развит... Политика государства как раз и заключается в том, чтобы целенаправленно и взвешено выделять средства на информирование туристов о том, что и где можно посетить. А также на образование и тренинги малых и средних предпринимателей и местных хозяев о возможностях вкладывания средств в простые рекреационные проекты и о том, как получить от них прибыль. Для этого, конечно, нужно нанимать соответствующих специалистов, ведь понятия «сервиса» и просчета экономической целесообразности проектов у нас еще сравнительно малоизвестны.
Зеленый туризм очень развит на Западе. Если сравнить Украину с Италией и Францией, то там чуть ли не в каждом селе (уже не говорю о больших городах) музеи: мельника, колодия, тележника, хлебопекарства, дерева и его обработки... Для итальянцев что история села, что история страны — одинаково предмет гордости. Кроме того, они хорошо понимают, что на истории можно зарабатывать деньги... В небольшом городке Данкан недалеко от канадского Ванкувера есть музей североамериканских индейцев и лесопилки. Есть и самые большие в мире клюшка и шайба, прикрепленные на одном из больших домов. То есть созданы так называемые places of interest (интересные места). И люди туда едут. Подобные музеи дотируются государством, но все местные предприниматели от этого выигрывают, потому что там бывает много туристов и они тратят деньги.
«УКРАИНА — ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ И РАЗНООБРАЗНАЯ...»
— В «Дне» недавно появилась рубрика «Маршрут №1» — о самых интересных местах (городах-селах-хуторах) в Украине. Иван, а какие маршруты вы бы порекомендовали украинцам?
— Я посоветовал бы побывать в тех местах, о которых украинцы всегда слышали, но не были. Собирались всю жизнь, а в результате — не поехали. Это прежде всего достопримечательности нашей истории и культуры, посещение которых укрепляют чувство гордости за свою страну. Киев, Луцк, Львов, Каменец-Подольский, Канев, Суботов, Чернигов, Хортица, Чигирин...
— Кстати, книга «Украина Incognita», положившая начало «Библиотеке газеты «День», начиналась статьей «Каждый украинец хоть раз должен побывать в Чигирине...».
— Именно так. Перечень можно продолжить. Украина — невероятно интересна и чрезвычайно разнообразна: море, степь, леса, горы... Мы иногда наивно думаем, что за границей Бог знает что. А там просто более развитая экономика и профессиональное утверждение себя как туристических стран, более долгие традиции сервиса и индустрии гостеприимства.
А мой «Маршрут №1» — Львов: Шевченковский гай, Высокий замок (оттуда прекрасная панорама)... Конечно, стоит осмотреть, особенно вечером, исторический центр — тогда, на мой взгляд, уютнее и романтичнее. Рекомендую в какой-то из кофеен выпить ароматного львовского кофе. А еще — посетить известную кнайпу (кафе. — Ред.), стилизованную под укрытие УПА. Попадая туда, ты как будто переносишься назад на 50—60 лет. Я абсолютно не согласен с тем, что российские СМИ об этом заведении пишут негативно. Действительно, на входе в ресторанчик спрашивают: «Москалі є?». Но спрашивают, не чтобы оскорбить россиян, а чтобы создать ощущение духа того времени и настроения. Именно это и является существенным элементом концепции, не менее важным, чем еда, сервис и ценовая политика ресторанного заведения.
— Иван, вы не собираетесь стать владельцем отеля?
— Собираюсь.
— Какой это будет отель и где?
— Их будет два. Небольшой трехзвездочный на 50—80 номеров во Львове. Лучше всего — в центре города или рядом. Это гостиница с вышколенным персоналом и хорошим сервисом, а значит она априори очень прибыльная. Другой — эксклюзивный на 15—20 комнат, где-то высоко в горах, около гуцульского хутора в очаровательном селе Дземброня в Верховинском районе Ивано-Франковской области.
Дземброню открыл известный львовский художник Роман Сельский. С тех пор туда в поисках вдохновения приезжало много художников. Я впервые побывал там в шесть лет. И влюбился в эту местность. Это под самым небом. Выходишь на гору, а перед тобой весь Черногорский хребет! Какая красота! А как там благоухает горная долина! А какая вкусная брынза и кулеша! (Люблю все, чем в горах угощают.) А какие гостеприимные люди! С одной стороны, плохо, что это такое изолированное место — из-за плохой дороги, фактически, туда можно попасть на джипе или пешком (зимой еще сложнее — снега!), потому что искренне желаю гуцулам развития зеленого туризма и благосостояния. А с другой — может и хорошо, потому что если бы там была асфальтированная дорога, то ужасных земельных спекуляций было бы не избежать. Волшебная красота могла бы быть утрачена, местные хозяева — обмануты. А так — летний пешеходный туризм там очень популярен, а гуцулы себе хозяйничают.
Очевидно, каждое утро я буду наведываться в свою гостиницу во Львове, пить там свежее коровье молоко и читать «День», который обязательно буду выписывать для своих посетителей.