Уже стало обычным делом, что бедность гонит наших соотечественников искать работу за «тридевять земель». Деньги во все времена вынуждали людей менять свои убеждения, или, по крайней мере, на какое-то время о них забывать. Особенно когда речь идет о профессиональных наемниках. История Украины ХVII века представляет собой почти непрерывную цепь войн, восстаний различного масштаба и значения. Причины, ход и последствия подавляющего большинства из них подробно описаны историками; к их анализу уже нечего добавить.
Но по определенным причинам до сих пор почти ни одного слова не написано об одном не очень приятном факте военной истории Украины — участии казацкого подразделения в Белогорской битве и подавлении чешского антигабсбургского восстания сословий в 1618—1620 гг. Об этом не написал ни Д.Бантыш-Каменский, ни М.Грушевский, ни Д.Яворницкий, ни большинство украинских историков ХIХ и ХХ веков. Вряд ли никто из них не знал или хотя бы не слышал об этом факте. Но тогда остается только одно — они просто замалчивали его, считая или недостойным внимания настоящего историка, или слишком позорным для украинской истории. Участие казаков в войне на стороне католиков, поражение в которой на долгие 300 лет лишило чехов собственной государственности, просто не вписывалось в устоявшуюся историографическую концепцию тотальной и взаимной ненависти между католиками и православными, вершиной которой стала Освободительная война 1648—1654 гг. Молчание таких серьезных и почтенных мэтров украинской историографии уже само по себе весьма красноречиво. Только во втором томе «Всемирной истории» И.Крипьякевича есть упоминание об этом эпизоде, которое состоит из… двух строк. Не слишком ли мало для всей украинской историографии?
Казаки были весьма неоднородной массой с противоречивыми интересами. Не последнее место среди них занимали те, кто зарабатывал на жизнь наемничеством, которое в то время в Европе не считалось чем-то унизительным для настоящего военного-профессионала. Польское правительство, часто не знавшее, что делать с казаками, использовало малейшую возможность, чтобы отослать хотя бы небольшое их количество подальше от своей территории. Речь Посполитая была активным фактором тогдашней европейской политики и пыталась препятствовать распространению протестантизма в Европе.
Со времен гуситских войн (вторая четверть ХV в.) чешские земли были постоянным источником беспокойства католических монархов. Король Иржи с Подебрад (годы правления — 1458—1471) примирил религиозные партии, за что папа Павел II отлучил его от церкви. На чешских землях развивалась плюралистическая поликонфессиональная культура, хотя религиозные партии вели между собой жестокую борьбу. Зафиксированы многочисленные контакты чешских религиозных деятелей с М.Лютером и его сторонниками. В 1521 г. Прагу посетил Т.Мюнцер, который проповедовал в Вифлеемской часовне (где когда-то проповедовал и Я.Гус). Но после гибели в битве с турками при Мохаче (1526 г.) короля Людвига Ягеллона и вступления на чешский трон представителей династии Габсбургов, которая была известна своими ортодоксальными католическими традициями, началось ограничение религиозных свобод. Чешские сословия были недовольны засильем иностранцев-католиков. Издание Рудольфом II в 1609 г. указа о религиозной свободе вызвало недовольство у ортодоксальных католиков, хотя в том же году Рудольф отверг требования протестантов в отношении религиозной толерантности.
Несколько лет шла относительно мирная, но непримиримая борьба. Попытки императора Матиаса (1612—1619) достичь компромисса между католическими и некатолическими чешскими сословиями закончились безрезультатно, а после его смерти на трон вступил Фердинанд II — непримиримый враг протестантов. 23 мая 1618 года граф Турн, использовав в качестве предлога конфликт между католиками и евангелистами в городках Брунов и Клостерграб, вместе с многочисленной свитой ворвался в канцелярию императорского наместника. Несколько человек — в основном невысокого ранга — было выброшено из окна в ров на кучу навоза (третья пражская дефенестрация). В тот же день императорские наместники бежали в Вену и вся власть в Чехии перешла к Директории.
Постепенно стало очевидным дипломатическое и политическое преимущество Габсбургов. Император Фердинанд II Габсбург опирался на страны Католической лиги. Несмотря на определенные противоречия, протестанты были для них общим врагом. Папа Павел V предоставил большие средства для ведения войны. Испания, Речь Посполитая и Бавария формировали военные подразделения; возглавил армию Лиги князь Максимилиан Баварский. Дипломатические успехи восставших были значительно скромнее. Сравнительно небольшую финансовую поддержку предоставили Нидерланды, военную — Саксония, Савойя, Пфальц. На чешский трон был приглашен кальвинист Фридрих Пфальцский («король на одну зиму»). Повстанцы попали в изоляцию и были обречены.
В то время (1618 г.) основная масса казаков под руководством П. Конашевича- Сагайдачного воевала в Московии, помогая королевичу Владиславу захватить русский престол. В его отсутствие король Сигизмунд III поручил шляхтичу Александру Лисовскому навербовать из числа казаков добровольцев («охотников») для войны в Чехии и Моравии. В конце 1619 или в начале 1620 г. в Моравию через Польшу было отправлено несколько тысяч легкой казацкой конницы. Это подразделение получило название «лисовчики» (или «лисовцы» — по Крипьякевичу). После вступления в Моравию они начали с неслыханной жестокостью разрушать, выжигать и грабить все некатолические замки, города и села. Большую огласку получила история с католическим священником Яном Саркандером, деканом храма моравского городка Голешова. 5 февраля 1620 г. «лисовчики» приблизились к этому городку. Чтобы уберечь жителей от убийств и грабежей, Саркандер с процессией вышел навстречу казакам Лисовского. Вместе с ним шли люди с алтарными святынями. Увидев такое величественное собрание под предводительством седого священника, казаки соскочили с коней и, поклонившись Саркандеру, не стали трогать Голешов и обошли город.
История могла бы показаться, на первый взгляд, невероятной, если бы не была подтверждена документально. 13, 14 и 17 февраля 1620 г. в подвале ратуши города Оломоуц комиссары Директории подвергли Саркандера пыткам. Его обвиняли в том, что он, сговорившись с «лисовчиками», открыл им ворота Голешова, а также в том, что во время своего пребывания в Польше (где скрывался от преследований со стороны протестантов) в 1619 г. Саркандер вступил в контакт с «лисовчиками» и договаривался об их отправке в Моравию (об этом на самом деле договаривался генерал из числа католиков Михал Алтан). Позже католики утверждали, якобы его подвергли пыткам за то, что священник отказывался выдать исповедь одного из высших военных сановников Директории Ладислава из Лобковиц, у которого священник был исповедником. Саркандер не признал ни одного обвинения и умер 17 марта 1620 г. от последствий пыток. В 1859 г. папа Пий IХ провозгласил его благословенным, а в 1995 г. папа Иоанн Павел II, находясь в Оломоуце, особо отметил Саркандера в своей проповеди.
Кроме «лисовчиков», в этой войне приняли участие и другие казацкие части. В ноябре 1619 года казаки, завербованные венгерским магнатом Фридрихом Другетом, ворвались во владения трансильванского (семиградского) князя Бетлена Габора (временного союзника чехов) в Словакии и натворили там немало бед. Это вынудило Бетлена подписать тайное перемирие с Габсбургами. Эта измена дала возможность армии Фердинанда II перегруппировать свои силы после неудачной военной кампании в 1619 году и дождаться помощи.
8 ноября 1620 г. произошла Белогорская битва. За неполных два часа войска католической Лиги (около 28 тыс.) разбили чешско-пфальцскую армию (21 тыс. чел.), хотя последняя находилась на лучших позициях. Моральный дух армии инсургентов был невысоким из-за задолженности в оплате. «Лисовчики» также приняли участие в битве и в большой степени именно благодаря им командующий армией Лиги Максимилиан Баварский отпраздновал победу. Интересно, что как армия Лиги, так и армия Директории состояла преимущественно из наемников, которых мало интересовали интересы воюющих сторон. На следующий день Фридрих Пфальцский бежал из Праги, оставив в ратуше королевские инсигнии. Власть «зимнего короля» закончилась, хотя он до конца своей жизни добавлял к своим титулам «король чешский». 21 июня 1621 г. на Старомнестской площади в Праге состоялась публичная казнь 27 самых влиятельных представителей чешских сословий (3 — господского, 7 — рыцарского и 17 — мещанского).
Чешское восстание стало предлогом для продолжительной и кровопролитной Тридцатилетней войны (1618—1648), в начале которой основной движущей силой была борьба между католиками и протестантами. С обеих сторон были задействованы лучшие военные силы и полководцы того времени (Валленштейн, Тилли, Мансфельд, Конде, Тюренн, шведский король Густав II Адольф...). Результатом этой войны стало постепенное смягчение религиозной атмосферы в Европе, утверждение веротерпимости, а также раздробленность Германии и усиление влияния в Европе Франции и Швеции.
Вот так странно иногда пересекаются исторические пути. Сама история уже давно расставила все по своим местам. Каждый представитель «чужой веры» был врагом независимо от обстоятельств (зимой 1619 г. радикальные протестанты чуть не уничтожили внутреннее убранство величественного храма святого Витта — символа чешской духовности. Были повреждены даже старинные гробницы чешских князей и королей). Но история с «лисовчиками» еще раз подтверждает, что не все было так однозначно и просто. Даже наемники, выполнявшие свою непривлекательную «грязную» работу, переступив через определенные моральные ограничения (поскольку абсолютное большинство «лисовчиков» было православными) с уважением отнеслись к католическому священнику. Уже сам этот факт заставляет еще раз задуматься над проблемой тогдашних религиозных отношений и доказывает: терпимость и толерантность являются основой цивилизованного общества, которого нам пока что так не хватает.