Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Боевой отряд» тоталитарной партии

Комсомол: взгляд из ХХІ века
3 ноября, 2013 - 17:08
КАРТИНА С. ГРИГОРЬЕВА «ПРИЕМ В КОМСОМОЛ» (1949 Г.). ПОИСТИНЕ КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР МИФОЛОГИЗАЦИИ ИСТОРИИ ВООБЩЕ И ИСТОРИИ КОМСОМОЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧАСТНОСТИ / ФОТО С САЙТА VALAAMOV-OSEL.LIVEJOURNAL.COM

Сначала о самом термине. Комсомол (сокращение от «коммунистический союз молодежи») в узком смысле — молодежная организация при всероссийской, с 1925 года всесоюзной коммунистической партии, которая последовательно убирала названия Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ, 1918), Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ, 1924), Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ, 1926), и ее филиал и составная часть в советской Украине — Коммунистический союз рабочей молодежи Украины (КСРМУ, 1919), Коммунистический союз молодежи Украины (КСМУ, 1920), Ленинский коммунистический союз молодежи Украины (ЛКСМУ, 1924). Комсомол на протяжении ХХ века во всех странах, несмотря на декларируемую «самодеятельность по способу работы», оставался полностью организационно и идейно подчиненным соответствующей коммунистической партии, и только в последние годы в России появилось несколько немногочисленных коммунистических групп молодежи, которые зовут себя комсомольцами и в то же время не подчинены ни одной политической партии. Следовательно, если не принимать во внимание последние группы, вести речь о самостоятельной идеологической и политической линии комсомола не приходится — деятельность молодежных коммунистических организаций следует рассматривать в контексте деятельности соответствующих коммунистических партий и их объединений.

КОМИНТЕРН, КОМСОМОЛ, КИМ

Возникновение и организационное оформление комсомола (и в масштабах советской России и ее сателлитов, и в масштабах международных) тесно связано с деятельностью российских большевиков и Коммунистического Интернационала. Конституирование РКСМ происходит на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи в Москве 29 октября — 4 ноября 1918 года. Инициатором создания отдельной молодежной коммунистической организации были Лазарь Шацкин, Оскар Рывкин и Ефим Цетлин, которые убедили руководителя российских большевиков Владимира Ульянова-Ленина в необходимости существования отдельной молодежной коммунистической организации. Впоследствии Л. Шацкин вместе с Альфредом Куреллой (Германия) выступили с инициативой создания и международной молодежной организации под эгидой Коминтерна. Такая организация была основана 20—26 ноября 1919 года на учредительном Конгрессе в Берлине и назвалась Коммунистическим интернационалом молодежи (КИМ), который действовал как секция Коминтерна. Секретарем КИМ был избран Шацкин.

Коминтерн, созданный в 1919 году, де-юре был объединением компартий мира на определенных идейных и организационных принципах, де-факто — инструментом, через который российские большевики осуществляли влияние на зарубежные страны и стремились подчинить их себе, проводя в них коммунистические революции как составляющие всемирной революции. Условия вступления в Коминтерн предусматривали безоговорочную поддержку советских республик, ориентацию на диктатуру пролетариата во главе с партией большевистского типа, борьбу с социал-демократией, признание принципа так называемого демократического централизма и жесткой партийной дисциплины и т. п. Партии-члены считались секциями Коминтерна и подчинялись его центральным органам, расположенным в Москве. Финансирование деятельности Коминтерна осуществлялось преимущественно за счет ресурсов РКП(б) и — позже — бюджетных доходов СССР. Так же осуществлялось и финансирование деятельности КИМ.

Задача и методы работы комсомола были определены резолюцией ІІІ Конгресса Коминтерна (1921): «собирать массы юных рабочих, по-коммунистически воспитать их и поставить в ряды борцов коммунистической революции». Основой коммунистического воспитания было названо «активное участие во всех революционных боях, которое должно было быть тесно связано с марксистским воспитанием». Второй, связанной с первой задачей, было названо «разрушение центристской и социал-патриотической  идеологии среди рабочей молодежи и освобождение ее от социал-демократических опекунов и вождей молодежи». Четко определены были организационные принципы: «отказ от политической самостоятельности», «теснейшее единство и строжайшая централизация», «политическое руководство (программа, тактика и политические директивы») молодежью со стороны Коминтерна и его секций в отдельных странах, «тесная организационная связь» с соответствующими секциями Коминтерна, чтобы их члены были представлены в руководящих органах всех звеньев комсомольских организаций, снизу доверху. «Юношеская пресса и весь организационный аппарат коммунистических организаций молодежи должны полностью быть использованы для пропитания молодых рабочих осознанием, что они являются солдатами и ответственными членами одной коммунистической партии»,  — говорилось в резолюции. Четко было определено и организационное подчинение КИМ: «Коммунистический Интернационал Молодежи является частью Коммунистического Интернационала и, как таковой, подчиняется всем постановлениям конгресса Коммунистического Интернационала и его Исполнительному комитету. В рамках этих постановлений происходит деятельность Коммунистического Интернационала Молодежи, который действует как проводник политической воли Коммунистического Интернационала во все его секции».

Несмотря на определенные стилистические изменения этих директивных установок и роспуск Коминтерна и КИМ в 1943 году, функция комсомола как «верного помощника и боевого резерва партии» (Сталин), «боевого резерва и надежного помощника партии» (Брежнев), номинально организационно самостоятельного, но полностью подчиненного партийной политике, не менялась никогда. Это касалось и всероссийского и всесоюзного комсомола с его филиалом в советской Украине, это касалось и коммунистических молодежных организаций в зарубежных государствах, как бы эти организации не меняли со временем свои названия и какие трансформации не происходили бы в отношениях зарубежных компартий с ВКП(б)-КПРС после роспуска Коминтерна и его преемника — Коминформа.

До роспуска КИМ члены его секций называли себя и звались в литературе комсомольцами, поэтому узкое и широкое значение этого понятия в то время совпадало. «Перед ней лежала фотография, обведенная черной траурной каемкой: это была румынская, вернее, молдавская еврейка-комсомолка Марица Маргулис» (А. Гайдар). «Понимаете, товарищ профессор, Чипариу же комсомолец! Замечательный парень! Но если бы не он, разве вернулась бы товарищ Сахно из Румынии? Так бы и пропала в сигуранце» (Ю. Смолич). «Да, комсомольцы — парни что надо! Отличные, отличные, отличные все ребята!» (Das Komsomolzenlied, песня немецкой агитгруппы «Красные рупоры»). Позже это слово относительно членов зарубежных молодежных коммунистических организаций уживается в СССР и в этих странах как образно-метафорическое.

В период до Второй мировой войны, несмотря на активные усилия и щедрое финансирование со стороны руководства СССР, ряды секций КИМ росли не очень быстро — основой его были советские комсомольцы. Так, в августе 1928 года в КИМ входило свыше 40 секций, которые насчитывали 2157 тысяч членов (из них 2030 тысяч членов ВЛКСМ); в октябре 1935 года в 56 секций КИМ входило 3773 тысячи членов (из них 3500 тысяч членов ВЛКСМ). В 1928 году большинство комсомольцев стран Запада составляли комсомольцы Германии, в 1935 году — Франции. Попытка КИМ привлечь к коммунистическому движению широкие молодежные массы, используя тактику «народного фронта» и «единства молодежи», на основе которого были проведены международные конгрессы молодежи в Женеве (1936) и США (1938), имела только временный успех; поскольку речь шла о совместных действиях в поддержку Испанской республики, против агрессивной политики немецких нацистов и итальянских фашистов, против войны Японии с Китаем, то после подписания Пакта Молотова — Риббентропа число симпатиков КИМ в мире резко уменьшилось, равно как и число членов национальных секций этой организации. Еще больше кризис в КИМ проявился после начала Зимней советско-финской войны.

Несмотря на то, что в последние годы Второй мировой войны численность и активность молодежных коммунистических организаций, боровшихся с нацизмом и фашизмом, выросли, они — так же, как и коммунистические партии — получили значительно больше самостоятельности, не в последнюю очередь в результате прекращения или уменьшения финансирования со стороны СССР. А одновременно выросла и национальная определенность коммунистических структур, безоговорочный интернационализм («у пролетариев нет Отечества» и «наш лозунг — всемирный Советский Союз») был отброшен. В таких обстоятельствах роспуск Коминтерна и КИМ стали вынужденными шагами. И возобновить в другой форме организационное и идеологическое единство подчиненного СССР коммунистического движения в масштабах Европы (Коминформ), несмотря на послевоенные попытки сталинского режима, не удалось; поэтому слово «комсомол» относительно зарубежных молодежных коммунистических организаций на протяжении послевоенного десятилетия исчезает или превращается в метафору, зато утверждается эвфемизм «демократическая молодежь», ядром которой выступают молодые коммунисты. Поэтому единственным комсомолом в прямом смысле понятия становится ВЛКСМ.

МОЛОДЫЕ БОЛЬШЕВИКИ «ШТУРМУЮТ НЕБО»

В начале его существования в комсомол принимали в основном детей рабочих и беднейших крестьян (хотя первые руководители этой организации принадлежали к выходцам из семей, если воспользоваться большевистской терминологией, «мелкой и средней буржуазии»). В дальнейшем социальная база ВЛКСМ расширилась, и в послевоенное время в комсомол принимали уже почти всех учеников старших классов общеобразовательных школ и техникумов. Членство в комсомоле фактически было необходимым атрибутом успешного продвижения молодежи вверх по социальной лестнице. Поступление в вуз, если абитуриент не пребывал в ВЛКСМ, было практически невозможным. Поэтому неудивительным был быстрый рост численности комсомольцев: в начале 1980-х годов членами ВЛКСМ было около 40 миллионов юношей и девушек.

Комсомол был задействован ВКП(б)/КПСС в широкомасштабных акциях разного сорта. В 1920-х широко использовались комсомольские агитационные бригады («синяя блуза») и группы контроля над производственными процессами («легкая кавалерия»). Нередко рейды «легкой кавалерии» заканчивались передачей дел на «вредителей» в ГПУ. В те же 1920-е началась, получив широчайший размах на изломе 1920—1930-х годов, антицерковная кампания комсомола. «Воинственные безбожники» сначала срывали богослужения, выгоняли из церквей священников, вели атеистическую агитацию, потом же они активно участвовали в уничтожении храмов и арестах священнослужителей и воцерковленных прихожан. Сельские и городские комсомольские организации были всесторонне привлечены к процессам коллективизации и раскулачивания. Ударные стройки в годы первых пятилеток, освоение целины в 1950-х, строительство БАМа и многих других стратегических объектов в 1970-х осуществлялось с опорой на комсомол, на энергию и неподдельный энтузиазм молодежи. На эти же факторы относительно комсомола опиралась ВКП(б)/КПСС и в послевоенное время через «движение демократической молодежи мира», парадной формой которого (а одновременно местом усиленной вербовки сотрудниками КГБ и ГРУ агентуры в молодежной среде стран Запада и «третьего мира») стали Всемирные фестивали молодежи и студентов.

Однако со временем, особенно в последние десятилетия существования СССР, комсомол, бюрократизация которого была замечена еще Львом Троцким и его сторонниками в середине 1920 годов, окончательно превратился в чиновническую систему, органическую составляющую номенклатурно-бюрократической системы, доминировавшей в КПСС и во всем аппарате управления в СССР.

Немало советских руководителей начинало свою карьеру в комсомоле. Два комсомольских руководителя республиканского и областного уровней — Юрий Андропов и Михаил Горбачев — добрались до вершины властной пирамиды, возглавив КПСС и Советское государство. Такую попытку осуществил в 1960 годы и бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Шелепин со своей «комсомольской командой», но потерпел неудачу в борьбе с кланом Леонида Брежнева.

Так или иначе, в продолжении всего периода своего существования и КИМ, и ВЛКСМ были составляющей громадного тоталитарного политического, идеологически— пропагандистского и репрессивно-карательного механизма, который имел средоточие в СССР и многочисленные международные эпифеномены. Кроме того, надо отметить высокий уровень милитаризации всей деятельности РКСМ/ВЛКСМ с самого начала существования организации; особенно в 1920—1930 годы. КИМ пытался перенести эту милитаризацию и на некоторые европейские комсомольские организации: особый успех был достигнут в 1920 годы в Германии, где Юнгштурм («красная» молодежная боевая организация) появился раньше Гитлерюгенда. Попытка частичного возобновления военизированного духа и стилистики ВЛКСМ была осуществлена в 1960-е Шелепиным и его единомышленниками, которые сформировали комсомольские оперативные отряды, имевшие свою униформу и претендовавшие на роль не только параллельного с милицией «стража социалистического порядка», но и ударной силы в борьбе с малейшими проявлениями «влияния растленного Запада» (рок-музыка, ношение стильной одежды, слушание песен Высоцкого, проведение «безыдейных» литературных вечеров и т. п.). После устранения Шелепина в 1970—1980 годы  комсомольские оперативные отряды продолжили существовать, но потеряли массовость и влияние. Военизированные коммунистические молодежные организации существовали и в некоторых других государствах (например, в ГДР и в Чили времен президентства Сальвадора Альенде).

Во время волн массовых репрессий в СССР (мощнейшая из которых была в 1937—1938 гг.) комсомол был одновременно и субъектом, и объектом репрессивной политики. С одной стороны, и рядовые комсомольцы (в том числе кадры НКВД), и руководители всех уровней активно участвовали в «выкуривании и уничтожении троцкистско-фашистских клоповников». ВЛКСМ вместе с Союзом воинственных безбожников, профсоюзами, пионерской организацией исполнял роль партийных «приводных ремней» (официальный термин тех лет). С другой стороны, репрессии коснулись как рядовых членов комсомола, так и руководителей. 72 из 93 членов и кандидатов в члены ЦК   ВЛКСМ за эти два года были арестованы и расстреляны, так же, как и 319 из 385 областных секретарей и 2210 из 2750 районных секретарей. Из семи человек, которые возглавляли комсомол со времени его организации по 1938 год, шестеро — Шацкин, Цетлин, Рывкин, Смородин, Чаплин, Косарев — были расстреляны, Мильчаков получил 15 лет лагерей.

В периоды послабления коммунистического тоталитаризма — хрущевской «оттепели» (1955—1964) и горбачевской «перестройки» (1985—1990) — в комсомоле возникали — с определенной степенью условности этого термина — «либеральные» течения, в том числе и в руководстве (секретарь ЦК ВЛКСМ в 1958—1962    Лен Карпинский, зав. отделом ЦК ВЛКСМ в 1989—1991 гг. Александр Зинченко, первый секретарь ЦК ЛКСМУ в 1989—1991 гг. Анатолий Матвиенко и др.). Под эгидой комсомола в годы «оттепели» проводились нестандартные, как для того времени, культурные мероприятия           — вечера современной поэзии в киноконцертных залах и на стадионах, песенные конкурсы, встречи с представителями «демократической молодежи» (то есть молодыми коммунистами) Запада. Создавались клубы творческой молодежи и экспериментальные молодежные театры. Все это началось сворачиваться в последние годы правления Хрущева (1962—1964) и полностью было свернуто во второй половине 1960-х. Те из комсомольских руководителей, кто не был согласен с переходом к относительно «мягкому» неосталинизму, были сняты с должностей, а кое-кто (Лен Карпинский) вообще исключен из КПСС.

НАСТОЯЩЕЕ И МОЛОДЫЕ КОММУНИСТЫ

Во времена горбачевской перестройки под «крышей» комсомола возникло немало интересных культурнических инициатив, но они были вскоре вытеснены из поля зрения руководства организации сугубо бизнесовыми проектами комсомольской номенклатуры. Следовательно после распада СССР эта номенклатура возглавила торговые фирмы, биржи, банки, трасты, туристические компании и т. п. Поэтому выглядит не случайным, что эта номенклатура достаточно спокойно восприняла распад СССР и падение коммунистического строя. В сентябре 1991 года состоялся XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, который объявил историческую роль комсомола исчерпанной и принял решение распустить  организацию.

Попытка первого секретаря ЦК ЛКСМУ Анатолия Матвиенко и группы его единомышленников за год до распада СССР превратить комсомол УССР в независимую от «союзного центра» молодежную социал-демократическую организацию — Демократический союз молодежи — потерпела неудачу в результате сопротивления руководителей областных организаций южных и восточных областей, которые защищали «принципы интернационализма» и «ленинское наследие». Особенно отметился в этом плане первый секретарь Днепропетровского обкома ЛКСМУ Сергей Тигипко, в будущем — банкир, мультимиллионер и правительственный чиновник высокого ранга в сугубо «капиталистических» правительствах Украинского государства.

После распада СССР были попытки возродить ВЛКСМ (формальные и безуспешные) и создать новые комсомольские организации в бывших союзных республиках — по испытанному стандарту, при возобновленных коммунистических партиях. В России, кроме того, образовался ряд независимых от политических партий молодежных коммунистических групп. В последние 5—7 лет некоторые из этих групп организовали свои филиалы в Украине; кроме того, в Украине действует и ЛКСМУ — сателлитная организация при КПУ; попытка создания национал-коммунистической      молодежной группы во время акции «Украина без Кучмы» в 2000—2001 гг. оказалась неудачной.

В советские времена вести речь об отдельной истории ЛКСМУ не выпадало — эта структура была основана как составляющая российской молодежной коммунистической организации, потом переименованной во всесоюзную. Впервые этнический украинец возглавил ЛКСМУ только в середине 1920-х. В целом из 10 первых и генеральных секретарей ЛКСМУ за первое двадцатилетие ее существования только трое были этническими украинцами. При этом вопрос, кто именно займет на эту должность, решался не в Харькове или Киеве, а в Москве. Так же и комсомольские инициативы утверждались в ЦК ВЛКСМ. Организационная самостоятельность допускалась только на самых низких уровнях — даже областные кадры утверждались в Москве. И только после распада СССР возобновленный комсомол Украины стал организационно подчиненным непосредственно ЦК КПУ, хотя в смысле идеологии о независимости ни КПУ, ни ЛКСМУ от КПРФ не приходится говорить. Главным в этой идеологии является противостояние «враждебному Западу», прежде всего США (вплоть до пропаганды откровенной антизападной ксенофобии), безоговорочная поддержка идеи «восточнославянского единства», защита «канонического православия» и «славного советского наследия». Эта идеология имеет определенный успех среди молодежи юга и востока Украины. Однако ничего общего с идеями Маркса и утопическими мечтами основателей комсомола она не имеет.

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ