После трех разделов Речи Посполитой российские власти поставили задачу превратить Правобережье, Волынь и Подолье в унифицированную с империей обычную провинциальную составляющую. В процессе интеграции царизм должен был считаться с польским аристократическим обществом, которое занимало самые влиятельные позиции в регионе.
Польское лобби сохранило свои влиятельные позиции при дворе Александра I благодаря князю А.Чарторыйскому, который стрался использовать их в интересах восстановления исторической Польши и ее государственности в рамках до 1772 года. К этим планам присоединились крупные землевладельцы Правобережья Браницкие, Потоцкие, Любомирские и пр. Позже, уже в эмиграции, А. Чарторыйский вынашивал планы создания казацкого государства в Великой Украине в федеративной связи с Польшей.
После ликвидации наполеоновской империи Россия стала одним из главных участников реакционного «Священного союза» держав-победительниц и превратилась в жандарма Европы. Союзники, в частности, договорились о новом переделе польских земель и положили конец наполеоновским попыткам утвердить польскую квазигосударственность созданием герцогства Варшавского. Советниками российского императора были, в частности, князь Адам Чарторыйский, а также князь Андрей Разумовский, сын гетмана Кирилла Разумовского. Россия получила почти все герцогство Варшавское, которое вошло в состав империи под названием «Царства Польского». Познань и часть Великопольши отошли к Пруссии, а Галичина — к Австрийской империи. «Царство Польское», согласно конституции, подписанной Александром I, получило статус конституционной монархии, связанной с Россией унией. Оно получило автономные права: правительство, сейм, войско, относительно свободное использование польского языка. Однако в дальнейшем эти элементы польской государственности постоянно урезались, пока не были отменены полностью. В целом же Россия становилась активным участником подавления любых проявлений национального движения в странах Европы. Даже восстание греков-христиан против Турции какое-то время рассматривалось Александром I как бунт против «законного государя» и не находило поддержки «одноверной» России.
Магнатско-шляхетское сообщество пыталось создать в пределах своей земельной собственности прочное национально-культурное основание для распространения польских реституционных идеологических и политических влияний. Примером этих усилий может быть деятельность Тадеуша Чацкого, который основал в Кременце лицей и библиотеку с тем, «чтобы подготовить молодое поколение нести бремя восстановления Польши».
Один из проектов этого восстановления принадлежал А.Чарторыйскому, который надеялся объединить все бывшие территории Речи Посполитой, разделенные тремя монархиями, путем династической унии «Царства Польского» с Российской империей. Однако постоянные нарушения российским правительством конституции «Царства» толкнули А.Чарторыйского в оппозицию.
Сочетание польских экономических, культурных и политических влияний (они определенно усилились в Правобережной Украине в первой четверти XIX в.) с фактором активизации польского революционного движения за восстановление национальной государственности обусловило существенные коррективы российской политики в Украине. В преодолении польского присутствия в Украине царизм был вынужден принять ряд мер как против польских экономических позиций в Правобережье, так и против ее национально-культурного продвижения. Перед правительственными российскими кругами стояла задача доказать, что Правобережная Украина является «краем русским», и всесторонне обосновать эту позицию, раскрыв ее органическую связь с Украиной Левобережной.
Следует отметить, что историческое прошлое Украины, ее природа, жизнь и быт народа, которые сопровождались высоким художественным творчеством, всегда привлекали писателей и художников других народов. Под влиянием общеевропейской заинтересованности народным бытом, языком, поэзией среди интеллигенции Правобережья, значительную часть которой составляли потомки полонизированной украинской шляхты, просыпается интерес к украинскому народному творчеству, историческому прошлому Украины, казачеству и пр. В польской литературе, традиционно связанной с Украиной, возникает так называемая украинская школа, среди представителей которой были поэты А. Мальчевский, Б. Залесский, С. Гощинский, А. Гроза, Т. Падура, в определенной степени Ю. Словацкий — автор знаменитой поэмы «Мазепа», прозаик М. Грабовский и др. В их творчестве широко использовались сюжеты украинской истории, мотивы народной поэзии, ее формы и содержание. Отдельные писатели перешли к написанию произведений на украинском языке, оставаясь польскими патриотами (Т. Падура, А. Шашкевич, С. Осташевский и др.). Создание «Украинской школы» в польской литературе одновременно стало важным шагом в длительном процессе возвращения полонизированной украинской шляхты к своим национальным корням и участию в украинском движении. Это литературное течение существенно повлияло на появление «хлопоманства» и козакофильства в благородной среде Украины, утверждение украинофильства как общественного явления.
Итак, литературное течение трансформировалось в общественное движение, стержнем которого стало ощущение украинской национальной самобытности представителями шляхетского сословия Правобережья, Волыни и Подолья, утверждение нонкомформизма в его среде, а также национального и политического самосознания. К ее носителям принадлежал, в частности, магнат Вацлав Ржевуский (1785—1831 гг.), хозяин немалых земельных владений на Восточном Подолье. Увлекшись арабским миром во время путешествий на Ближний Восток, он одновременно проникся характерным для многих представителей «кресовой» аристократии интересом к украинскому быту, фольклору и прежде всего казачеству. Не менее популярным В. Ржевуский был и среди местных селян, которые называли его «атаманом Ревухой».
В его усадьбе в Саврани несколько неожиданно для местного дворянства переплелись признаки романтизированного бедуинско-кочевого стиля с казацкой степной культурой, ее песенным и поэтическим творчеством. Очень быстро Саврань стала центром козакофильства на Подолье. При дворе Ржевуского поселился Т. Падура, который основал там школу лирников, бандуристов и торбанистов.
Под влиянием романтиков Д.Байрона, Ю.Немцевича, украинского народного поэтического творчества Т. Падура создал ряд произведений, написанных на латыни, посвященных украинской истории — «Лірник», «Запорожець», «Гетьманці», «Пісняр», «До Дніпра» и др. Именно благодаря Т. Падуре, который на славянском съезде в Василькове впервые заговорил об украинцах как отдельном самобытном народе, хозяин своей земли, В. Ржевуский проникся идеей возрождения казачества. Он начал его своеобразную реанимацию в своем дворе и со взрывом польского восстания 1831 года на Правобережье активно участвует в нем во главе с созданным им казацким отрядом в 200 чел.
Украинофильство В.Ржевуского благодаря авторитету этого исторического рода быстро распространялось среди украинско-польской шляхты Правобережья. В 1831 г. В. Ржевуский погиб в битве с русскими войсками под Дашевом.
Среди других «козакофилов» благородной общественности Подолья следует упомянуть С. Осташевского, который владел украинским языком, адсорбировал крестьянские обычаи и быт. И. Франко, в частности, обращал внимание на его глубокую любовь к Украине и высокие моральные качества, культивирование дружеских отношений между шляхтой и простыми людьми. Наследование украинско-казацких традиций, их литературная поэтизация сочеталась у благородных козакофилов с определенными политическими намерениями. Они были сторонниками возрождения Речи Посполитой, которая должна была включать украинское государство, как это в свое время было провозглашено Гадячским соглашением 1658 года. При этом казачество рассматривалось как равноправный со шляхтой слой, который должен был служить общей для обоих социумов власти монарха.
Литераторы «украинской школы» сыграли большую роль в популяризации украинской тематики не только в Польше, но и в ряде других европейских стран. Одним из таких представителей «украинской школы» был Стефан Витвицкий. В 1830 г. был опубликован его сборник стихов «Сільські пісеньки», который представлял собой произвольную переработку украинских народных песен. К написанию музыки к этим стихам присоединился Ф. Шопен, с которым С. Витвицкий вместе с Б. Залесским продолжил сотрудничество в Париже. Украинские влияния нашли свое выражение не только в польском литературном процессе.
Можно констатировать, что «украинская школа» в польской литературе стала важным фактором становления и развития украинского движения на Правобережье, Волыни и Подолье и усиления антироссийских настроений в польской шляхетской среде. Ее произведения способствовали переосмыслению шляхетским слоем своего представления об украинцах, которые появились как носители прежде всего казацких традиций, свободолюбия и уникальной культуры. Творчество украинской школы быстро распространялась в шляхетской среде указанных территорий и сыграло немалую роль в формировании здесь украинского сознания и козакофильства польской шляхты.
Следует обратить внимание на то, что коренные польские аристократические роды в силу ряда обстоятельств начали покидать историческую сцену, и в XVIII в. польская феодальная элита была на 80% украинского (русского) этнического происхождения. Многие из них демонстрировали проукраинские симпатии и даже проявляли намерения восстановления государственности Украины. Среди них были представители семей Зборовских, Жолкевских, Вишневецких, Ржевуских, Дидушицких, Гербуртов, Мнишков, Оссолинских, Браницких, Тарновских, Собеских, Потоцких, Любомирских, Шептицких, Сапиг, Сагушков, Чарторыйских, Четвертинских и др.
Именно в этой среде сформировалась идея сохранения украинской идентичности, ее спасения от татаро-монгольского, со временем российского поглощения путем проведения политики компромиссов с Польшей и создания для себя наиболее благоприятной среды для общественно-политического и духовного существования.
Начало. Продолжение читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»