1.6. РАЗРЫВ ВО ВРЕМЕНИ: ИЗ РУССКОЙ ИДЕИ — В КОМИДЕЮ И КОМИДЕОЛОГИЮ
Произведенные силовым путем трансформации требовали фундаментальных обоснований. С этой востребованностью связана смена самой национальной идеи, самого фундамента, на котором выстраивалось российское, превращаемое теперь в советское, общество и государство. На месте русской идеи появилась коммунистическая идея и идеология. Новые ключевые понятия необходимо пояснить и дефинировать. Впрочем, с концептом «комидея» дело обстоит достаточно просто. Россия жила под девизом «С нами Бог!», соотечественников соединял Бог, ибо «Бог есть любовь», а Советская Россия приняла девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Говоря о социализме и коммунизме, имеют в виду формацию, в которой отсутствует эксплуатация, где никто не присваивает продукты чужого труда. Здесь реализован принцип «оплата — по труду», а при коммунизме уже и «по потребности», т.е. осуществлена идея социальной справедливости. Однако на самом деле в СССР эксплуатация не просто существовала, ее уровень был гораздо выше, чем на Западе. Был и класс, присваивавший продукты чужого труда — та самая номенклатура, т.е. совбюрократия, партгосаппарат.
Фальсификация всенародно провозглашаемых принципов, извращение самых основ нового строя не могли оставаться незамеченными и требовали дополнительных действий со стороны властей. И Владимир Ильич не растерялся, он объявил о рождении комидеологии. В отличие от комидеи, раскрыть, объяснить смысл и значение этого термина в СССР было невозможно. На протяжении всего периода существования СССР ситуация оставалась парадоксальной — значение комидеологии подчеркивалось непрерывно, этот термин был самым часто употребимым, но что такое комидеология — никто вразумительно не отвечал.
Хотя и с опозданием, сделаем это сейчас. Если нацидея — это фундаментальные начала, на которых выстраивается страна, идентичность — это совокупность особенностей и характеристик государства, то комидеология — это тот искажающий фильтр, который объявлялся единственно верным, только через него разрешалось смотреть на мир и, прежде всего, на самих себя. Что бы, где бы, и как бы ни происходило в действительности, комидеология обязывала видеть советское государство самым передовым и прогрессивным; какие бы беды не сваливались на наши головы, мы обязаны были верить в светлое будущее, в то, что победа коммунизма неизбежна. Также и Запад был миром контрастов и противоречий, Америка загнивала, а «СССР, как шутил народ, должен был вот- вот догнать и перегнать США, стоящие на краю пропасти».
Если говорить более формализованным языком, комидеология — это контроль за всей циркулирующей в обществе информацией с целью поддержания мифа о строительстве коммунизма. Но, поскольку не все поддавались увещеваниям агитаторов, не все соглашались с госложью, — у комидеологии была и другая сторона. Комидеология означала воздействие на информацию, но, если этого для части людей было недостаточно, комидеология воздействовала на самих этих людей, на тех, которые не принимали или могли не принять официальный миф. Вся советская система репрессий — ГУЛаг, депортации, красный и большой террор, Голодомор, раскулачивание, расказачивание и т.д. — это вторая неизменная составляющая комидеологии. Комидеология — это не что иное, как самая универсальная, всеохватная госцензура. Глубинная цель ее создания и существования состояла в легитимации существующей власти. Советский режим не был властью от Бога и не был властью выборной — он был «выше» всего этого, он был политуголовной властью от комидеологии, которая самопровозглашала себя «властью борцов за народное счастье, властью созидателей светлого будущего».
Часть II. КОМИДЕОЛОГИЯ И ВТОРАЯ МИРОВАЯ
ВОЙНА. КОГДА НАЦИДЕЯ НАВЯЗАНА
2.1. НОВОЕ КОМИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Изначально можно сказать, что вся досоветская эпоха в учебниках по «Истории СССР» изображалась как затянувшееся время, наполненное смыслом лишь в той мере, в какой эти столетия наполнены стремлением к осуществлению вековой «коммунистической мечты». Все те, кого в СССР назначали героями русской истории — Пугачев, Разин, декабристы, Герцен с непременными Добролюбовым и Чернышевским — все они объявлялись близкими или дальними предшественниками Ленина и Великого Октября. К ним добавлялся Иван Грозный как мудрый госстроитель, полюбивший грубое насилие и, в меньшей мере, Петр I. (Характерно, что в российско-досоветском общественном сознании Иван IV занимал ничтожно малое место как нетипичная, одиозная и почти ничем не прославившаяся фигура. В возведенном в самом конце ХIХ века в Великом Новгороде памятнике тысячелетию Руси среди десятков исторических фигур лик Грозного вообще отсутствует).
Большинство же героев и иных позитивных персонажей традиционного русского исторического пространства приобретали в комидеологическом описании-дискурсе негативную коннотацию или просто бесследно исчезали.
И еще одна важная идеологическая константа. Особенность Отечественной войны 1941—1945 годов, в сравнении с войнами исторической России, состояла в том, что в них участвовали по-разному организованные вооруженные формирования — Русская армия и РККА. Последняя вовсе не была преемницей и продолжательницей первой. Офицерский корпус красных, разумеется, не состоял из наиболее образованной части общества — дворянства, понятие «офицерская честь», практика дуэлей в рабоче-крестьянской армии не известна, а Бога в ней заменяли человекобоги.
Напомню, когда и почему появилась армия красных. В августе 1914 года Россия в составе Антанты вступила в Первую Мировую. Война завершилась победой Антанты, в ноябре 1918 года в Компьенском лесу под Парижем Германия подписала капитуляцию. Но за несколько месяцев до этого, в марте 1918 года в Бресте Советская Россия подписала договор о мире с проигрывающей Германией. Договор избавлял Берлин от войны на два фронта, предоставлял немцам огромные аннексии и контрибуции. Тем не менее, даже в этих усложнившихся обстоятельствах Антанта победила. Вполне очевидно, что, не подпиши большевики Брестский договор, Россия оказалась бы в числе победителей, а не проигравших. Заключение Лениным мира с Германией в 18 году так же нелепо, как если бы Сталин сдался Гитлеру в начале 45-го. Иначе говоря, своеобразная полупобеда германцев над нашей страной выразилась в форме ее большевизации.
Сделаю небольшое отступление. Между действиями двух коммунистических вождей существуют характерные параллели. Ленин, как уже было показано, ради удержания власти отдал воюющему с нами государству часть российской территории.
А почему Сталин «обратился к народу» не 22 июня, а только 3 июля 41 —ого года? Да, первые дни войны, но не более, он был в депрессии. А потом... через болгарского посла в Москве генсек пытался вести торг с Гитлером — предлагал фашистам советские территории в обмен на мир и последующие совместные действия. Сталин мало кому доверял, но своему источнику «Лицеисту» — латышскому корреспонденту в Берлине Орестсу Берлинксу, бывшему двойным агентом, — доверял вполне. А тот за месяц до начала войны писал, что если Сталин уедет в Свердловск и будет строить социализм за Уралом, Гитлер его не тронет. Отказ от борьбы и сдачу территорий вместе с гражданами вождь пролетариата и будущий генералиссимус считал делом перспективным. А выступил по радио он лишь тогда, когда понял, что «верный друг» его одурачил и переговоры провалены.
2.2 КОГДА НАЧАЛАСЬ ВОЙНА. ИЗБАВИМСЯ ОТ КОМИДЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДСТВА
Важное концептуальное обстоятельство, которое необходимо учитывать для правильного понимания происходивших процессов, состоит в следующем. Великая Отечественная война — это искусственно вырванный фрагмент из целого, которое называется II Мировая война. Обосновать этот тезис несложно. Приход большевиков к власти с самого начала сопровождался громогласным призывом к мировой революции. «Мы раздуем пожар мировой, церкви и тюрьмы сровняем с землей. Ведь от тайги до Британских морей Красная армия всех сильней» — не только слова популярной красноармейской песни времен Гражданской, это узловая составляющая большевистской доктрины. С 1918 по 1922 годы ленинское политбюро пять раз обсуждало вопрос об организации революции в Германии, призванной затем перерасти в общеевропейское пролетарское восстание. Правда, немецкая революция, не считая краткосрочного успеха Красной Баварии, так и не состоялась.
Но и Германский национал-социализм ставил своей целью мировое господство. Этот общеизвестный факт едва ли кто будет оспаривать.
Не удивительно, что две силы, после некоторых блужданий, нашли друг друга и создали союз, подписав пакт Молотова — Риббентропа. 1 сентября 1939 года началась война за новое переустройство мира. Германия стремилась избежать войны на два фронта. Союз со Сталиным развязывал Гитлеру руки и создавал условия для успешного продвижения на запад. Собственно, Гитлер и намеревался в блиц-режиме захватить Запад, а уже после этого, окрепшим и усиленным, двинуться на восток. Совместный захват Польши показал ему, что какое-то время на Сталина можно положиться.
В свою очередь, и Сталин, заключая пакт, надеялся тем самым подтолкнуть Гитлера к войне на западе, где он, по расчету генсека, должен был увязнуть. В подходящий момент, когда немцы и их противники окажутся ослабленными и обескровленными, победоносной РККА предписывалось совершить успешный боевой поход на Запад. Сталину даже показалось, что такой момент наступает в канун майского, 1940-го года, нападения Гитлера на Францию. Отчасти поэтому весной 1940-го он скоропалительно завершил войну с северным соседом, — малоуспешную, но совершенно исчерпавшую финские ресурсы, — а также распорядился об организации Катынского расстрела (иметь в период большой военной акции в своем тылу офицерский корпус противника вождь счел нецелесообразным).
Однако быстрая победа Гитлера над Францией вождя разочаровала (напомним, что это было в 1940-ом). А в сентябре 1939-го захватнические мечты Сталина привели к тому, что Советский Союз, через 17 дней после Рейха, начал войну, напав на Польшу. В целом надо отметить, что первый этап II Мировой, который можно считать досрочно завершенным 22 июня 1941 года, был для сталинцев вполне удачным. С малыми потерями они присоединили территории восточной Польши — Западной Белоруссии и Западной Украины, трех независимых государства Балтии, Бессарабии, Северной Буковины и часть территории Финляндии, захваченную, правда, в ходе тяжелой советско-финской войны.
2.3. ВТОРАЯ МИРОВАЯ, ЗИГЗАГИ КОМИДЕОЛОГИИ
Заключив союз с Гитлером, Сталин легко меняет идеологические ориентиры. До подписания Пакта советские газеты и радио жестко критиковали германский фашизм, особенно во время гражданской войны в Испании. Но в августе 1939 года критика полностью прекратилась. Между тем, в нашей стране оставались люди, которые в частных беседах продолжали критиковать национал-социализм. Увы, по сей день ни школьные учебники, ни массовые телеканалы не рассказали, что в постпактовском СССР недовольных фашизмом Сталин отправлял в ГУЛаг, и в лагерях их держали не только в 39-ом, в 40-ом, но и в 41-ом и даже в 42-ом году. Не менее драматичной оказалась судьба нескольких тысяч немецких коммунистов, которые, спасаясь от Гитлера, бежали из Рейха и смогли добраться до страны своей мечты. В СССР они получили политическое убежище. Но сразу после подписания Пакта членов Германской компартии по приказу Сталина интернировали и возвратили на родину. Точно так же Сталин поступил с немногочисленной группой немецких евреев, бежавших в СССР.
Как видно, комидеология обслуживала номенклатуру даже тогда, когда это означало дискредитацию подвластного ей государства. В 1940 году за войну с Финляндией СССР был с позором исключен из Лиги Наций. Найти какие-то аналогии этим действиям в русской истории невозможно, но известно другое. Православие действительно было основой российского мировидения, и ради освобождения или защиты православных народов российский император не раз оказывал им помощь, в частности, и военную. Такое случалось, например, на Балканах.
2.4. КОМИДЕОЛОГИЯ И ОТКАЗ ОТ РАЗДЕЛЕННОСТИ ВО ВРЕМЕНИ
С началом Отечественной войны идеологические ориентиры вновь изменились. Уже в своем первом публичном выступлении 3 июля 1941 года Сталин дает название войне — «Целью этой всенародной Отечественной войны...» (И.Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза». М., 1947, с. 16). Таким образом, она сразу соединяется с двумя прежними Отечественными — войной 1812 года и войной 1914 — 1918 годов (называемой еще Германской, а официально — Первой Мировой). От разрыва истории номенклатура частично отказывается и приподнимает железный занавес. В речи 6 ноября 1941 года генсек, с одной стороны, не отбрасывает полностью комидеологию, «по сути дела, — заявляет он, — гитлеровский режим является копией того реакционного режима, который существовал в России при царизме». (??!!) (там же, с. 28). Можно только догадываться, у какого количества людей, услышавших это высказывание, появилось желание сдаться в плен или воевать со сталинщиной.
Однако, заканчивая ту же речь, он вводит в советский идеологический язык российские исторические символы «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!» (там же, с. 40). Полностью от жупела ленинизма Сталин не отказывается, но обильно разбавляет его ценностями и символами российской истории. В дальнейшем линия на связь с историей Отечества во взаимодействии с советской символикой сохраняется. Это относится не только к текстам официальных выступлений, к сюжетам плакатов и информации, распространяемой газетами и радио.
В 1942 году в Красной армии восстанавливаются русские погоны, восстанавливается введенное Петром Первым звание «Гвардия», в медали «За победу над Германией» воспроизведена черно-оранжевая ленточка Георгиевского креста. В конце 43-го года Сталин распускает Коминтерн. Готовясь войти в Европу, он не хочет усложнять свою задачу. Путая карты наивным европейским политикам, Сталин не разъясняет, что освобожденным им от нацизма странам предстоит оказаться в соцлагере. Интересно и весьма показательно, что за две недели до прорыва ленинградской блокады, 13 января 1944 года, город одержал важнейшую духовную победу. Двадцати улицам, включая Невский проспект, были возвращены названия имперского Петербурга. Постановление, подписанное председателем Ленгорисполкома Петром Попковым — это единственное за всю советскую эпоху решение о массовом возвращении исторических названий. Время, когда оно было принято, говорит само за себя....
Итак, успешный для Сталина первый период II Мировой, когда победы достигались легко, а порой и чужими руками — этот период прошел в переплетении советской и фашистской мифологии и был увенчан сталинской формулой, определявшей Гитлера как «мой боевой друг». Но затем ситуация изменилась. С началом Отечественной войны важнейшую составляющую комидеологии — разрыв во времени — Сталин, хотя и в имитационном режиме, преодолевает. Вполне очевидно, что без возвращения в историческую Россию, без максимально возможного приглушения комсимволики вести Отечественную войну было просто невозможно. Лозунги «за НКВД, за колхозы, за Гулаг!» едва ли кого могли поднять в атаку.
Надо отметить, что уж если Сталин был вынужден спекулировать на идее преемства с исторической Россией, то и сам наш народ, попавший в тяжелейшее испытание, также не мог не реагировать на вызов истории. В результате в ходе II Мировой войны в рамках Отечественной войны вспыхнула еще и война гражданская. Большинство россиян воевало за Россию, пусть и советскую, пусть пока и со Сталиным. Но сотни тысяч других — такого в истории Отечества никогда прежде не было — в ходе войны встали в ряды врага, чтобы воевать за свою Россию, свободную от советчины и сталинщины. Добавлю, что в той или иной мере этот процесс затронул не только русских, но практически все народы СССР. Формально вместе с Рейхом, но фактически за освобождение от комидеологии воевали народы Балтии, Украины, Кавказа, формирования из Средней Азии. Появились части, которые воевали и против Рейха и против Красной Армии...
Уточню, что все это, конечно, не отменяет проявлений самого банального и примитивного предательства, которое тоже имело место, но которое не имеет прямого отношения к рассматриваемой теме.
2.5. КОМИДЕОЛОГИЯ КАК СИЛОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НЕСОГЛАСНЫХ
Зададим следующий вопрос — почему энергично готовившаяся к боевым действиям Красная Армия отступала до Москвы и Волги? Ведь будущий главком действительно заботился о ее оснащении, к лету 1941-го года наш перевес в авиации был, по минимальным оценкам, двукратным, по танковым и моторизованным дивизиям — восьмикратным, всех отмобилизованных дивизий, включая стратегический резерв, в Красной Армии было более 240, а у Вермахта — менее 200! Однако большая часть этого арсенала была при отступлении брошена и досталась врагу.
Чтобы понять причины происходившего, надо вспомнить, как навязывалась стране новая комидеология и через что прошли красноармейцы 41-го. С оружием в руках стояли те, по чьим семьям проехало красное колесо Октябрьского переворота, разрушения церкви, Гражданской войны, продразверстки, Большого террора, расказачивания, ГУЛага, Голодомора и раскулачивания, депортации, предвоенного уничтожения командного состава... Значительная часть этих людей не собиралась защищать режим. Правда, вождь и к этому был готов.
Но почему не желавшие защищать тоталитарный режим воины со временем повернули оружие и стали бить врага? Потому, что осознали — нацизм вообще не оставляет им никаких шансов, и значит должен быть уничтожен. Однако главком по-прежнему не сильно доверял армии и создавал в войсках обстановку тотального страха. Сталинско-жуковский приказ №270 от 16 августа 1941 года требовал уничтожать соотечественников, плененных врагом, всеми возможными способами, а директива Жукова №4976 от 28 сентября 1941 года обязывала расстреливать семьи попавших в плен (впрочем, на практике этот приказ не мог быть выполнен и не применялся).
Сталинскую дисциплину поддерживали военные трибуналы, по их приговорам в 1941—1945 годах было расстреляно почти 300 тысяч военнослужащих. Всего же (вместе с заградотрядами и др.) карательные органы расстреляли во время войны 1 миллион соотечественников! Напомню, что в Первую Мировую трибуналы приговорили в Русской армии к расстрелу менее 100 человек, феномен заградотрядов был неизвестен! Еще одно отличие Красной армии, в сравнении с Русской армией 1914 — 1917 годов — появление штрафбатов. Историки иногда находят упоминания о штрафных соединениях времен Первой Мировой. Явление это было крайне редкое, задействовали их только в тылу, применяя на хозработах. В Великую Отечественную в штрафники попало более 400 тысяч офицеров, потери этих формирований в 3 — 6 раз превосходили потери обычных стрелковых рот. Управлять по-другому генералиссимус не умел и не мог.
Отдельная составляющая комидеологического террора — воздействие не на граждан, а на целые народы, противодействовавшие или подозреваемые в готовности к противодействию советчине. В 1940 — 1945 годах массовые депортации проводились в отношении поляков из занятой Красной армией восточной Польши, депортировали часть коренного населения присоединенной Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины. Депортациям подверглись советские немцы и финны, население Крыма и Северного Кавказа, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы и ряд других этнических и социальных слоев и групп. Напомню, что даже в Ш Рейхе русских никто не депортировал. В досоветской России война с германцами также не сопровождалась переселениями. Между тем, Сталин организовывал насильственные депортации и во время, и после войны, когда миллионы русских людей, бежавших от коммунизма на Запад, силой и обманом отправляли назад в СССР — в ГУЛаг.
Наряду с разрывом истории и силовым воздействием, третья особенность комидеологии — фильтрование и цензурирование информации для поддержания коммунистического мифа. Надо признать, что в условиях войны формирование веры в победу было, конечно, жизненно необходимо. И комидеология стремилась эту функцию выполнить. Но даже здесь на сказанном нельзя ставить точку. Сегодня мы знаем, что не все совершавшие подвиги «имели право» их совершать, ибо не у каждого реального героя была достаточно «чистая биография». Мы знаем, что не все названные героями действительно таковыми были. Мы сознаем, что освобождения и взятия крупных городов желательно было производить не тогда, когда армия к этому была готова, но тогда, когда страна отмечала идеологические праздники, наиболее подходящими были дни 23 февраля, 1 мая, 7 ноября. Мы понимаем, что флаг над Рейхстагом, при любом реальном повороте событий, должны были водружать двое, и понятно, какие народы они обязаны были представлять. Добавлю, что во II Мировой войне СССР оказался единственной страной, осуществлявшей перлюстрацию всей почтовой корреспонденции. Это лишний раз демонстрирует «высокий уровень доверия» власти к своим гражданам.
Не представляет интереса дискуссия с теми, кто уверяет, что «история ничему не учит». Такой вывод, регулярно навязываемый некоторыми отечественными СМИ — это подход, отрицающий силу знания, он преднамеренно погружает общество в безысходность. Некоторые публицисты пропагандируют миф о том, что «история не знает сослагательного наклонения». Такая догма является отголоском цензурно-позитивистского искажения действительности. Она предельно обедняет человеческую мысль. На самом деле всякий социальный процесс многовариантен, он содержит в себе разные возможности. Философия истории тем и интересна, что может анализировать не только существующее, но и то, что в силу различных обстоятельств могло произойти, но не произошло. Иначе говоря, выводов и уроков из истории можно извлечь значительно больше, если анализировать как действительное, так и возможное.
В этой связи интересно и актуально обсуждение вопроса — могла ли наша страна избежать войны? В самом общем плане ответ на него состоит в следующем. В конечном счете, война стала результатом катастрофического разрыва Российской истории.
Если анализировать проблему с более близкой временной дистанции, надо заметить, что в 1939 году Сталин, конечно, мог возродить Антанту и подписать, как предлагали англичане и французы, договор о военном союзе. Тогда Гитлер не рискнул бы действовать так, как он поступал после сентября 1939 года. Но вполне закономерным было то, что Сталин заключил союз с тираном, а не с западными демократиями. Он мечтал о мировой революции и мировом господстве, и союз с Берлином давал ему такой шанс.
Принципиальный и трагический поворот, а точнее — катастрофа, произошел двадцатью годами раньше. Большевицкий захват власти и последовавший за ним разрыв с Русской идеей, российской системой норм и ценностей обусловил трагический характер всего советского маршрута. Большевики не просто лишили Россию победы в Первой Мировой, но и предрешили ее невиданные потери и жертвы во Второй Мировой войне. Итог этого пути подвел А. Солженицын — «ХХ век Россия проиграла».